ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Организационная структура на предприятиях индустрии гостеприимства, понятие и структура туристического рынка, сущность, содержание и задачи маркетинговых исследований, направления маркетинговых исследований
1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности турфирмы
1.3 Способы и методы оценки эффективности деятельности турфирмы
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНСТВА ЧУП «РИЧТУР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧУП «Ричтур»
2.2 Организационная структура развития туристического агентства ЧУП «Ричтур»
2.3 SWOT-анализ ЧУП «Ричтур». Оценка маркетинговых исследований туристического рынка, проводимых ЧУП «Ричтур»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ
3.1 Совершенствование работы туристической фирмы
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности групп и команд на предприятии
3.3 Мероприятия и предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности ЧУП «Ричтур»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Маркетинговая деятельность туристического предприятия ЧУП «Ричтур» города Гродно
Дипломная работа 43 стр., 6 рис., 4 табл., 49 источников.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА, МЕНЕДЖМЕНТ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ, МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель дипломной работы – изучение маркетинговых исследований, рассмотрение особенностей организации эффективной деятельности групп и команд на предприятии индустрии гостеприимства на примере ЧУП «Ричтур».
Задачи работы – рассмотреть теоретические основы управления туристической организацией, нормативно-правовое регулирование деятельности турфирмы, способы и методы оценки эффективности деятельности турфирмы. Рассмотреть особенности деятельности ЧУП «Ричтур». Дать направление совершенствования управления турфирмой.
Объект исследования – ЧУП «Ричтур».
Предмет исследования – процесс и система управления на примере ЧУП «Ричтур» и их эффективность.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, сравнение; системный и экономический анализ, метод аналитических данных.
Исследования и разработки: изучен теоретический материал по теме; выявлены особенности организационной структуры индустрии гостеприимства; предложены пути и методы совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Область возможного практического применения: турфирмы Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный расчетно-аналитический материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние экономики характеризуется высоким уровнем динамизма и неопределенности внешней среды. Существующие системы управления не адаптированы к решению принципиально новых задач и управленческих проблем, встающих перед предприятиями.
Концепция стратегического управления, возникшая в середине XX в. в странах рыночной экономики, позволяет предприятиям перейти на качественно новый уровень управления. Именно в технологиях стратегического управления в наибольшей степени проявляется способность к «нейтрализации» отрицательных внешних воздействий.
Любое предприятие находится и функционирует в среде, которая допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником жизненной силы, а внешняя среда тем источником, который обеспечивает предприятие теми ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.
Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в как в пределах предприятия, так и за его пределами.
Постоянное совершенствование индустрии гостеприимства хорошо известно, так как именно оно является частью сферы обслуживания в экономике страны и представляет собой быстроразвивающийся сектор экономики.
Однако не все предприятия способны вести качественное управление своей деятельностью, так как положительный эффект от управления деятельностью во многом зависит от организационно-экономического планирования, который начинается с постановки общих целей (выбор направления мероприятий). Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач.
Современные экономические условия представляют туризм как динамично развивающуюся отрасль, для которой характерно высокое качество привлекаемых трудо-материальных запасов.
Для того, чтобы эффективного использовать рыночные возможности отрасли туризма и обеспечить высокий уровень конкуренции, необходимо понимать сложности рынка туристических услуг, многоуровневость его организации и специфику функционирования.
Целью дипломной работы является исследование маркетинговой деятельности индустрии гостеприимства на примере ЧУП «Ричтур».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления туристическим предприятием;
- провести анализ особенностей деятельности ЧУП «Ричтур»;
- разработать направления совершенствования управления туристической фирмой.
Объект исследования – ЧУП «Ричтур».
Предметом исследования – процесс продвижения туристического продукта и эффективность системы управления на примере ЧУП «Ричтур».
Проблемам формирования системы стратегического управления в отрасли туризма уделяется недостаточное внимание, что обуславливает актуальность работы и необходимость дальнейших теоретических и методических разработок в данной области.
В дипломной работе применялись следующие методы исследования: анализа и синтеза, наблюдения, сравнения; системного и экономического анализа, метода аналитических данных.
Теоретическому и практическому исследованию посвящены работы отечественных и зарубежных учёных в области туризма и гостеприимства, что в очередной раз доказывает актуальность темы исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Организационная структура на предприятиях индустрии гостеприимства, понятие и структура туристического рынка, сущность, содержание и задачи маркетинговых исследований, направления маркетинговых исследований
В целях досконального изучения темы исследования и выявления путей по её совершенствованию, необходимо провести анализ научной учебной и периодической литературы. Анализ представлен в таблице 1.
Представленный анализ источников литературы в таблице 1.1 подробно отражает все преимущества и недостатки в исследованиях учёных в области маркетинга.
Помимо литературных источников, в работе были применены следующие электронные ресурсы:
- http://www.richtour.by/ – сайт ЧУП «Ричтур». Позволил изучить общую информацию, информацию об услугах. Сайт легкодоступный как в процессе использования, так и в выборе услуг;
- https://studfiles.net/preview/2916328/page:4/. – информация по данному сайту позволила изучить понятие рыночной конъюнктуры, рассмотреть соотношение спроса и предложения в сфере туризма.
Рассмотрим теоретические аспекты организационной структуры на предприятиях индустрии гостеприимства.
Организационная структура предприятий гостеприимства отвечает за определение схем распоряжений и приказов, с помощью которых деятельность компании планируется, организуется, направляется и контролируется. Следовательно, структура придает некую форму (очертание) предприятию и позволяет обеспечить её соответствующей базой для организационного процесса и выполнения работ.
В целях эффективного преобразования организационной структуры предприятий гостеприимства необходима её корректная разработка.
Под «организационной структурой» понимается модель взаимоотношений между руководящими специалистами предприятия в области гостеприимства и их работниками [1, c. 23].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА «РИЧТУР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЧУП «Ричтур»
ЧУП «Ричтур» находится по адресу: г. Гродно, пер. Прохоровой, д. 41-3.
Основными видами деятельности ЧУП «Ричтур» являются:
1) оказание туристических услуг и организация туристических поездок, командировок специалистов;
2) осуществление международной туристической деятельности в пределах ближнего и дальнего зарубежья;
3) организация экскурсионного развития;
4) бронирование номеров в лучших отелях мира.
ЧУП «Ричтур» предлагает широкий спектр услуг:
- организация корпоративных туров;
- экскурсионные туры для школьников, организаций и индивидуальных туристов: Чехия, Республика Польша, Франция, Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь;
- авиатуры с вылетом из Бреста, Минска, Москвы, Киева, Турция, Египет;
- организация рождественских поездок;
- отдых на море: Черногория, Болгария, Румыния.
ЧУП «Ричтур» является лучшим региональным туроператором в Болгарии, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и дипломы Посольства Болгарии: туры для детей и молодежи: Болгария, Чехия, Польша, Украина и др.; визовая поддержка: Республика Польша, Чехия, Болгария. организация трансферов.
Также ЧУП «Ричтур» пропагандирует отдых в Республике Беларусь – экскурсии по Бресту, в Беловежскую пущу, Мир, Несвиж, Гродно, Минск и многие другие места.
Следует отметить, что клиенты ЧУП «Ричтур», что заказы на поездки по Республике Беларусь, по сравнению с прошлыми годами, сократились. Заказы на в Чехию увеличились. Сотрудники ЧУП «Ричтур» практически каждый месяц оформляют несколько туров.
Клиентам ЧУП «Ричтур» заранее сообщают о наиболее маршрутов поездов, самолётов.
Партнерами ЧУП «Ричтур» являются: Turtess; Pegas; Coral; TezTour.
ЧУП «Ричтур» имеет свой сайт – www.richtour.by. На сайте имеется контактная информация фирмы, а также полная информация о турах.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМОЙ
3.1 Совершенствование организованности работы туристической фирмы
Современное экономическое состояние многих крупных предприятий демонстрирует тенденцию возникновения проблем при управлении. Исключением не является и туристическое дело. Таким образом, имеет место снижение эффективности исполнения туристических услуг, потеря позиций на конкурентном рынке, снижение величины прибыли и альтернативных стратегий управления.
Стратегия управления персоналом предприятия, туристического в том числе, содержит взаимосвязь систем кадровой политики, методов и систем управления персоналом, систем отбора персонала и систем развития, а также системы стимулирования.
Под «кадровой политикой понимается система взглядов и принципов, которые определяют направления работы с персоналом. Кадровая политика разрабатывается собственниками предприятия в лице руководства или кадровых служб.
Кадровая политика базируется на концепции кадров предприятия и является элементом развития общей концепции наряду с процессом производства, финансово-экономической, научно-технической политикой и политикой маркетинга.
Основными направлениями кадровой политики являются:
1) определение требований для персонала в зависимости от возникновения внешней или внутренней ситуации (к примеру, рост рынка туристических услуг и перспектив развития предприятия;
2) формирование новых структур кадров;
3) разработка механизма управления персоналом;
4) формирование концепции оплаты труда, оплат материального и социального характера;
5) выбор путей для сохранения, использования, привлечения и высвобождения кадровых сотрудников (возможное содействие в трудоустройстве);
6) развитие социальных отношений между туристическими предприятиями;
7) определение стратегических путей развития кадрового потенциала, возможность обучения, переквалификации, переподготовки и т. п..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дипломная работа на тему «Маркетинговая деятельность туристического предприятия ЧУП «Ричтур» города Гродно» выполнена на основании научных трудов отечественных и зарубежных учёных и данных ЧУП «Ричтур».
Теоретическое исследование понятий и сущности направления маркетинговых исследований в области гостеприимства и туризма, позволило установить, что аналитические процедуры рыночных возможностей туристического предприятия завершаются проведением этапа исследования потребителей, которые заключаются в том, чтобы выявить основные мотивы приобретения туристических услуг и проведении аналитических процедур потребительского поведения. Таким образом, удовлетворение требований потребителя является основой для осуществления успешного бизнеса в туристической сфере.
Изучение нормативно-правового регулирования деятельности туристической фирмы, позволило установить, что трудовые отношения ЧУП «Ричтур» с работниками посредством Трудового кодекса Республики Беларусь, нормативно-правовыми актами в сфере трудового законодательства, коллективным договором, контрактами между ЧУП «Ричтур» и работниками. На каждого работника предприятия разработана должностная инструкция, в которой отражаются основные обязанности, функции, задачи, права и ответственность работников.
Исследование Организационно-экономической характеристики ЧУП «Ричтур» за 2013-2015 гг. позволила установить рост рентабельности продаж с 29,18 % в 2013 г. до 34,24 % в 2015 г., рентабельности затрат с 8,64 % в 2013 г. до 13,94 % в 2015 г., рентабельности активов с 4,02 % в 2013 г. до 11,26 % в 2015 г., рентабельности собственного капитала с 4,55 % в 2013 г. до 20,93 % в 2015 г.
Управление ЧУП «Ричтур» характеризуется линейной структурой. Линейная структура управления представляет собой самую простейшую структуру и характеризуется тем, что во главе структуры находится руководитель (единоначальник), который наделен полномочиями управления (единое руководство работниками в его подчинении).
SWOT-анализ ЧУП «Ричтур» позволил установить, что ЧУП «Ричтур» демонстрирует в качестве преимуществ наличие эксклюзивных, но дорогих туров. Недостатками ЧУП «Ричтур» являются недостаточная реклама и узкий ассортимент туров, которые негативно влияют на деятельность фирмы.
Ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение запросов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает ЧУП «Ричтур» к стремлению отвечать потребительским предпочтениям, а также к работе над упрощением процесса информирования потребителей о предлагаемой продукции. Таким образом, в качестве перспективных направлений деятельности ЧУП «Ричтур» является разработка и реализация туров, ориентированных на отдых в континентальных странах (пляжный туризм), экскурсионных туров и удовлетворение нужд спортивного и оздоровительного туризма.
Маркетинговые исследования ЧУП «Ричтур» позволили установить, что
наиболее предпочтительными услуги являются для представителей мужского пола (62 %). Изучение структуры потребителей по возрасту позволило установить, что наиболее перспективными группами для сотрудничества являются экономически активные люди в возрасте от 25-39 лет и от 40 до 54 лет.
Сегментация по уровню доходов работников в сфере туризма в Республике Беларусь позволила установить, что более 50 % занятых в данной сфере получают ежемесячный доход от 500 р. до 1000 р. Средняя заработная плата в Республике Беларусь, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на 01.01.2019 г., составила 994 р. Учитывая, что средняя заработная плата в сфере туризма колеблется от 500 р. до 1000 р., можно утверждать, что она является доходной для каждого занятого в ней.
Совершенствование организованности работы туристической фирмы определило несколько методов управления персоналом, однако их выбор будет всецело зависеть от специфики функционирования предприятия.
В качестве мероприятий и предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности ЧУП «Ричтур» были установлены элементы системы мотивации персонала: материальная мотивация; социальная мотивация; корпоративная мотивация. Они позволят повысить материальную заинтересованность работников в улучшении общих результатов работы предприятия, обеспечат наиболее полный личный трудовой вклад работников, укрепят трудовую дисциплину, соблюдение правил работы и техники безопасности, экономию трудовых и материальных ресурсов, повысит производительность труда. А также, что немаловажно, закрепят на предприятии квалифицированные кадры.
Следует отметить, что для ЧУП«Ричтур» будет преимуществом иметь данные по емкости и доле рынка. В противном случае будет трудно или вообще невозможно реагировать на изменения рыночной ситуации.
1 Адаменкова, С. И. Анализ хозяйственной и финансовой деятельности / С. И. Адаменкова. – Минск: Элайда, 2014. – 352 с.
2 Акмаева, Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент / Р. И. Акмаев. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 514с.
3 Александрова, Н. И. Как помогает экономить ускоренная амортизация / Н.И. Александрова. – М.: Наука, 2015. – 511с.
4 Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2012. – 695с.
5 Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2012. – 400с.
6 Банникова, Л. Н. Маркетинг как социальный процесс: социологические аспекты анализа / Л. Н. Банникова. – М.: Изд-во УГТ, 2012. ‒ 210 с.
7 Богданов, А. И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии / А.И. Богданов. – М.: ВАФ, 2014. –543с.
8 Виханский, О. С. Стратегическое управление / О. С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2016. – 500с.
9 Волков, А. Т. Стратегический бренд-менеджмент и капитализация организации / А. Т. Волков // Маркетинг. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 3-13.
10 Гольдштейн, Г. Я. Стратегический менеджмент / Г. Я. Гольдштейн. – М.: Наука, 2012. – 414с.
11 Гурков, И. Б. Стратегический менеджмент организации / И. Б. Гурков. – М.: ТЕИС, 2015. – 230с.
12 Дмитриева, О. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности / О.А. Дмитриева. – Мн.: Совр. шк., 2015. – 446с.
13 Ермалович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермалович. – М.: Интерпрессервис, 2015. – 576 с.
14 Забелин, П. В. Основы стратегического управления / П. В. Забелин. –М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. – 411с.
15 Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев. – М.: Экономистъ, 2015. – 520с.
16 Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2015. – 393 с.
17 Игошин, Н. В. Организация управления и финансирование / Н.В. Игошин. – М.: Наука, 2015. – 287с.
18 Клейнер, Г. Б. Стратегия бизнеса / Г.Б. Клейнер. – М.: Наука, 2014. – 300с.
19 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова. – М.: Юрайт, 2015. – 448 с.
20 Кобелев, О. А. Электронная коммерция / О. А. Кобелев. – Москва: Дашков и К, 2012. – 682 с.
21 Ковалев, К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / К.В. Ковалев. – М.: Инфра - М, 2015. – 529 с.
22 Ковалева, А. М. Финансы фирмы / А.М. Ковалева. - М.: Инфра – М, 2015. – 265с.
23 Коротков, Э. М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков. – М.: ДеКа, 2012. – 311с.
24 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Прогресс, 2014. – 407с.
25 Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения / Б.Г. Литвак. – М.: Дело, 2012. – 417с.
26 Локминов, А. Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Локминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 361с.
27 Мескон, М. X. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. – М.: Дело, 2014. – 302с.
28 Минцберг, Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг. – СПб.: Питер, 2015. – 456с.
29 Исследование туристического рынка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studwood.ru/marketing/issledovanie_turisticheskogo_rynka.
30 Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер – СПб. : Питер, 1999. – 896 с.
31 Кириллова, А. Т. Маркетинг в туризме / А.Т. Кириллова, А.Л. Волкова – СПб. : Экономика, 2001. – 402 с.
32 Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович – М. : Новое знание, 2001. – 496 с.
33 Голубков, Е. П. Общая характеристика методов сбора данных // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. – №1(4). – С. 110-118.
34 Мазилкина, Е. И. Маркетинговые коммуникации: учебно-практ. Пособие / Е. И. Мазилкина. – М.: Дашков и К, 2015. – 256 с.
35 Дурович, А. П. Реклама в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович – М. : Новое знание, 2008. – 192 с.
36 Дурович, А. П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ / А.П. Дурович. – М.: БТЭУ, 1996. – 386 с.
37 Исследование рынка [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://utmagazine.ru/posts/9542-issledovanie-rynka. – Дата доступа: 28.12.2018.
38 Зорин, Е. В. Туризм и отраслевые системы: Учебник / Е.В. Зорин, П.А. Виноградов, Е.Н. Ильина и др. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 178 с.
39 Маркетинговое исследование рынка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.marketing/marketingovoe_issledovanie_rynka.
40 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – 6-е изд., испр. – Минск : Выш. Шк., 2009. – 511 с.
41 Тренды рынка маркетинговых исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.marketing.spb.ru/mr/media/mr.htm.
42 Сенин, B.C. Организация международного туризма / В.С. Сенин – М.: Финансы и статистика, 1999. – 400 с.
43 Маркова, В. Д. Маркетинг услуг / В. Д. Маркова. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 128 с.
44 Парсяк, В. Н. Маркетинговые исследования / В. Н. Парсяк, Г. К. Рогов – Киев: Наукова думка, 1995. – 142 с.
45 Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с.
46 Сайт ЧУП «Ричтур» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.richtour.by/.
47 Сакун, Л. В. Маркетинг в туризме : учеб.-метод. пособие / Л. В. Сакун, М. В. Разуванов – Минск : РИПО, 2014. – 268 с.
48 Оценка конъюнктуры рынка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2916328/page:4/.
49 Исмаев, Д. К. Основная деятельность туристской фирмы: учеб.-практ. пособие / Д. К. Исмаев. – М., 2013. – 158 с.