ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
С властью всегда приходит ответственность. В течение долгого времени законодатель предусматривал суровые наказания за злоупотребление властью. Таким образом, государственные служащие и другие лица, наделенные властью, исторически были особым субъектом преступления. Например, в соответствии с Уставом Великого княжества Литовского в 1566 г. адвокат был ответственным с титулом или жизнью за преднамеренные действия, совершенные против интересов представляемой стороны.
По мере усложнения отношений в обществе распределение конкретных должностей в целях уголовно-правового регулирования становится неэффективным из-за необычайно сложной структуры общественных отношений. Поэтому для замены указаний на конкретные должности в Уголовный кодекс РСФСР 1922 года вводится понятие «должностное лицо», которое включает лиц, занимающих постоянные или временные должности в любом государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или ассоциации, которая имеет право, определенные права, обязанности и полномочия при выполнении экономических, административных, образовательных и других национальных задач.
Объект работы – общественные отношения, связанные с особенностями административно-правового статуса должностных лиц.
Предмет – нормы права и научная литература, связанная с особенностями административно-правового статуса должностных лиц.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с особенностями административно-правового статуса должностных лиц.
Достижению вышеназванной цели способствует решение ниженазванных задач:
- определить понятие должностного лица;
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ
Каждое государство имеет свой уникальный способ разработки законодательства, поэтому сравнительный анализ порядка закрепления определения «должностное лицо» в законодательстве стран Союзного государства позволит выделить характерные особенности каждого подхода и способствовать обмену опытом между странами.
В уголовном законодательстве Российской Федерации должностными лицами признаются лица, которые постоянно, временно или с особыми полномочиями выполняют функции представителя власти или выполняют организационные, административные и экономические функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных органах власти, учреждениях, государственные и иных органах и организациях.
Необходимо выделить следующие особенности подхода к определению должностного лица российским законодателем. Во-первых, содержание термина «должностное лицо» представляет собой не список должностей, а определенную комбинацию признаков, при наличии которых конкретное лицо в уголовном процессе уже может быть признано должностным лицом. Во-вторых, основой этих признаков являются определенные функции, выполняемые должностным лицом: функции представителя власти или организационные и административные или административные функции. В-третьих, только лицо, непосредственно связанное с государством, признается должностным лицом, а именно выполняет любые функции в государственных структурах и организациях.
При таком подходе чиновник является оценочной концепцией, и для лучшего правового регулирования необходимо максимально раскрыть каждый из признаков, присущих чиновникам.
ГЛАВА 2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦАХ
Деятельность должностных лиц, в большей степени, регулируется в Республике Беларусь:
• Трудовым кодеком Республики Беларусь от 26 июля 1999 г., № 296-З;
• Конституцией от 15 марта 1994 г.;
• Постановлением Министерства труда и социальной защиты «Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих»;
• Указом Президента «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу»;
• Законом «О борьбе с коррупцией»;
• Законом «О государственной службе в Республике Беларусь»;
• Указом Президента «О некоторых вопросах прохождения государственной службы».
Также имеется акт международного характера Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств «О модельном законе «Об основах государственной службы».
Совокупность актов, касающихся вопросов государственной службы, отличается громоздкостью.
Огромное количество вносимых изменений все же комплексно не регулирует возникающие в данной сфере отношения, а такой оно полностью не отвечает происходящих изменениям, в то время, как предъявляются особые требования именно к службе государству.
Анализ правового регулирования, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
ГЛАВА 3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Намеченные в рамках взятого курса на модернизацию белорусского государства социально-экономические преобразования наряду с вопросами повышения профессионализма государственных служащих обусловили необходимость в радикальном совершенствовании деятельности государственных органов как ключевого звена государственного аппарата и актуализировали проблему отношения к ним и их деятельности со стороны общественности.
На важность учета общественного мнения, в частности по вопросам обеспечения национальной безопасности, указывает содержание пункта 59 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, а также ряд иных нормативных правовых актов.
Бесспорная значимость феномена общественного мнения о деятельности государственного аппарата подтверждена исторически и научно. «Глас народа – глас Божий!», – утверждает формула аббата Алькуена, которая характеризует силу и власть общего мнения. Помня об этом, Наполеон не раз повторял, что последнее слово всегда будет за общественным мнением, приговор которого страшнее судебного, так как ни обжаловать, ни отменить, ни проигнорировать его невозможно [1, с. 130].
Сложившееся общественное мнение о профессиональных (выделено автором – С. К.) достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации) обозначается термином «деловая репутация» [2, с. 733]. Сегодня феномен деловой репутации в качестве самостоятельного объекта правовой защиты и правовой категории признан в гражданском праве (см., напр., [3, с. 60]).
ГЛАВА 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Для того, чтобы обеспечить правовую, а также социальную защищенность государственных служащих, повышать их мотивацию эффективно и добросовестно исполнять обязанности, укреплять стабильность их состава, а также для компенсации ограничений, устанавливаемых им ввиду несения государственной службы, устанавливаются государственные гарантии государственной службы.
Так, к основным гарантиям следует отнести:
• условия оплаты труда, являющиеся равными. Также ее показатели должны быть сопоставимы с деятельностью при, например, замещении соответствующих должностей гражданской службы;
• своевременное, а также полное денежное содержание, выдаваемое государственному служащему;
• создание таких условий прохождения службы, когда будет обеспечено исполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом, например, должностной инструкцией и иными актами, регулирующими деятельность государственного служащего;
• отдых, который обеспечивается:
нормальной продолжительностью служебного времени;
предоставлением достаточного количества выходных, в том числе в нерабочие и праздничные дни;
ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками;
• пенсионное обеспечение;
• соблюдение условий, а также порядка переводов на другую должность, в другую местность, высвобождений в связи с ликвидацией органа, сокращениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, стоит отметить, что установление административной ответственности за диффамацию должностного лица государственного органа в связи с осуществлением его должностных полномочий и нормативно-правовой базы для его осуществления представляется эффективным средством обуздания процессов диффамации в отношении правительственных чиновников и защиты бизнеса. В то же время ключевой областью в этом должна стать публичная процедура привлечения виновных к ответственности и освещение в СМИ максимального количества судебных решений по результатам рассмотрения данной категории дел.
Реализация этих направлений будет способствовать не только обеспечению надлежащих гарантий правовой защиты государственных служащих (включая должностных лиц ОВД), но и повышению уровня деловой репутации государственного аппарата в целом. Наряду с этим, внесение этих изменений будет способствовать унификации КоАП с другими законодательными актами, обеспечивая адекватный уровень правовой защиты для категорий должностных лиц.
Исходя из вышеизложенного, введение уголовной ответственности за диффамацию должностного лица государственного органа путем внесения статьи 23.6 в Кодекс об административных правонарушениях в предложенной формулировке представляется целесообразным и объективно оправданным: «Статья 23.6. Клевета на должностное лицо в связи с осуществлением должностных полномочий
Клевета на должностное лицо государственного органа в связи с осуществлением им официальных полномочий наказывается штрафом в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин».
В то же время основной непосредственной целью этого преступления является признание нормальной деятельности государственного органа, а также чести, достоинства и деловой репутации должностного лица государственного органа в качестве дополнительных.
1. Административное право и управление. Понятие и виды государственных служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isfic.info/adom/cint53.htmээ.
2. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право 1996. – №12. С. 10-18.
3. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
4. Забелов, С.М. Административное право.: Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
5. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
7. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 10.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
8. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
9. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (Авторский коллектив) (по состоянию на 30.09.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
10. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 11.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
11. Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы) (по состоянию на 12.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
12. Новое в законодательстве о занятости населения (анализ Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Томашевский К.Л. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
13. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 19.06.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
14. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24 окт. 2003 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
19. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
23. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
24. Путеводитель по кадровым вопросам "Госслужащие" (Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр") (по состоянию на 02.10.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
25. Развитие полномочий участников правоотношений с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Привалов Ю.А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
26. Сокращение численности или штата работников в вопросах и ответах (по состоянию на 09.12.2016) / Штейнер А.И. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
27. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.
28. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.