ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ
2.1 Обеспечение прав граждан в сфере оборота гражданского оружия
2.2 Меры принуждения в административно-правом режиме оборота оружия
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ
3.1 Особенности оборота пневматического оружия
3.2 Некоторые аспекты деятельности Участкового инспектора милиции по осуществлению контроля за оборотом оружия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность граждан – это приоритетная задача Республики Беларусь. В связи с этим законы, которые касаются оружия, взрывных устройств, боеприпасов к оружию, и взрывчатых веществ достаточно жесткие. Незаконным является не только использование оружия, но и его сбыт, приобретение, передача и хранение, а так же ношение и перевозка. Все это говорит об актуальности рассматриваемой темы курсовой работы – проблемы противодействия незаконному обороту оружия.
Цель курсовой работы – всестороннее изучение преступления связанных с незаконным оборотом оружия.
Исходя из поставленной цели при написании данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать основные понятие и содержание административно-правового режима оборота оружия;
2) Рассмотреть юридические средства обеспечения административно-правового режима оборота оружия;
3) Изучить организационные средства
Предметом исследования являются: противоправное явление связанные с незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, его основных частей, боеприпасов, уголовно наказуемое деяние, субъекты преступления, правовая основа ответственности и нормы, установленные Уголовным законом за преступления связанные с незаконным приобретением, передачей, сбытом, хранением, перевозкой или ношением оружия, его основных частей, боеприпасов.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ
Среди объектов прав граждан оружие занимает особое место, поэтому условия его оборота следует рассматривать как режим исключений из обще дозволительного характера регулирования права собственности. Одновременно следует подчеркнуть, что категория «оружие» весьма абстрактна, поскольку она охватывает множество самых разнообразных предметов и устройств, обладающие неодинаковыми свойствами.
В статье 1 Закона Республики Беларусь № 61-З «Об оружии» оно определяется как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов пиротехническими составами» [1].
Системный анализ других положений закона показывает, что здесь законодатель дал перечень не всех видов устройств, подпадающих под правовой режим оружия. Так в статье 1 перечислены 8 видов оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, спортивное, охотничье, сигнальное. Предлагаем добавить новый вид под условным названием электронное оружие или ДЭШО (дистанционное электрошоковое оружие), которое поражает объекты электрическим зарядом. В статье 7 Закона № 61-З наряду с другими разновидностями гражданского оружия самообороны перечислены электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, которые тоже воздействуют на организм электричеством. Аналогично среди видов гражданского оружия имеется и огнестрельное. Разница между гражданским огнестрельным оружием и служебным боевым в мощности дульной энергии. Так же как и разница между электронным оружием и электрошоковым и искровыми разрядниками лишь в мощности электрического заряда и увеличения дистанции поражения.
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ
2.1 Обеспечение прав граждан в сфере оборота гражданского оружия
В соответствии с Конституцией Республики, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей целью и ценностью общества и нашего государства (ст. 2 Конституции) и своими конституционными правами субъект пользуется без какого-либо специального разрешения [10;11, с. 36].
Право граждан на оборот гражданского оружия не относится к закрепленным в Конституции правам, не является абсолютным и может быть ограничено законом, но только в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции). Тем не менее, не будучи конституционно закрепленным, право граждан иметь в собственности гражданское оружие на законных основаниях не исключается нормами Конституции.
Анализ норм Конституции позволяет выделить следующие принципы и гарантии обеспечения права граждан Республики Беларусь на участие в обороте гражданского оружия: Республика Беларусь как правовое государство обеспечивает законность и правопорядок (ч. 1, 3 ст. 1); человек, его права и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч. 1 ст. 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 3 ст. 21); государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (ч. 2 ст. 24); Республика Беларусь гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению (ст. 44) и иные.
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБОРОТА ОРУЖИЯ
3.1 Особенности оборота пневматического оружия
В современной Беларуси все актуальнее становится вопрос регулирования оборота пневматического оружия. Пневматическое оружие сегодня широко вовлечено в криминальный оборот и является предметом совершения не только административных правонарушений, но и все чаще совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Большим спросом сегодня пользуются модели пневматического оружия, по внешнему виду являющиеся точными копиями известных марок боевого оружия, такими как ПМ, ТТ и др. В основном это газобаллонные револьверы и пистолеты. Такое оружие оказывает сильное психическое воздействие на жертву преступления в момент совершения преступного деяния. Также часто происходят и несчастные случаи, связанные с нарушением правил безопасности при обращении с пневматическим оружием, которые приводят к сильным увечьям, в частности страдают органы зрения.
Если еще несколько лет назад переделка пневматического оружия (самостоятельное увеличение энергии выстрела, моделирование внешнего вида и др.) не была достаточно распространена и могла быть доступна только специалистам и любителям, как правило, связанным профессионально с вооружением, то сегодня это стало массовым, широкораспространенным явлением. С развитием современных информационных технологий увеличилось количество интернет-сообществ, объединяющих любителей пневматического оружия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы Для успешного решения задач по предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, необходимо, чтобы такая характеристика охватывала как можно больше поисковых, идентификационных признаков, способствующих алгоритмизации действий сотрудников по борьбе с такими преступлениями, выбору наиболее оптимальных и эффективных способов и средств при этом. Именно такая постановка вопроса, применительно к рассматриваемым преступлениям, выглядит наиболее обоснованной и вполне оправданной, в силу высокого уровня их латентности.
Важную роль в предупреждении преступлений рассматриваемого вида играет индивидуально-профилактическая работа.
Индивидуальная профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, становится актуальной вследствие повышения криминогенности микросреды. Ее следует рассматривать как одно из основных направлений перехода в области борьбы с преступностью от принуждения к убеждению. Система индивидуального воспитания содержит разнообразный арсенал уже испытанных методов убеждения, принуждения и стимулирования. Однако не все из них пригодны для преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В профилактической работе с криминогенными группами выделяют два этапа: выявление группы, предполагающее определение антиобщественного характера и установление основных признаков; оказание на группу профилактического воздействия, предполагающее работу как с группой в целом, так и с отдельными ее участниками.
1. Об оружии: Закон Респ. Беларусь, 13.11.2001. № 61-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
2. Традиция русская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://traditio-ru.org/wiki
3. Русская Испания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russpain.ru/
4. Компания производитель Тэйзера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.taser.com/
5. Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/
6. Административное право России. Общая часть: Курс лекций / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. М.: Норма, 2010. С. 475.
7. Зырянов, С.М. Административный надзор органов исполнительной власти. Дисс. д-ра юрид. наук. М. 2010. С. 497.
8. Мартынов, А.В. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования. Дисс. д-ра юрид. наук. Воронеж. 2011. С. 662.
9. Долгополов, А.А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ: Автореф. дис. докт. юрид. наук, 2007. С. 377.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2018.
11. Рябцев, Л.М. Административно-правовые проблемы обеспечения прав человека органами милиции: дис. д-ра юрид. наук / Л.М. Рябцев. Минск, 2001. С. 252.
12. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. комментарий / Г.А. Василевич. Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. С. 487.
13. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 09.07.1999 г., № 275-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
14. О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оборота оружия и осуществления охранной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 04.05.2012. № 360-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
15. О регистрации не учтенного в установленном порядке гражданского оружия: Указ Президента Респ. Беларусь, 24.04.2014. № 185 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
16. Алексеев, С.С. Теория права. М., 1995. С. 209.
17. Бахрах, Д.Н. Административное право. Учебник для вузов. М., 1996. С. 201.
18. Об утверждении Инструкции по организации деятельности участкового инспектора милиции: приказ М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 24.01.2012 г. № 20: в ред. приказа М-ва внутр. дел Респ. Беларусь от 28.02.2014 г. №58.
19. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17.07.2007. № 263-3 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
20. Министерство внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] / МВД Респ. Беларусь. Режим доступа: http://mvd.gov.by