ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и сущность государственного управления
1.1. Понятие государственного управления
1.2. Сущность государственного управления
1.3. Исторические аспекты развития теории государственного управления
2 Понятие форм государственного управления
3 Виды форм государственного управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Управление как процесс можно представить в виде отдельных этапов: выработка целей управления, выбор методов управления, организация разработки плана и его реализация и так далее. Чтобы этот процесс осуществлялся успешно, необходимо предварительно комплексно рассмотреть проблему целей, принципов, методов и функций управления. Это, так сказать, общая характеристика механизма управления.
И наконец, из процесса функционирования системы управления целесообразно выделить работу, которая направлена как на совершенствование самой управляющей системы, так и на улучшение процесса ее функционирования. Речь идет о выделении этапа рационализации самой системы управления – этапа ее совершенствования, реорганизации, развития. Обобщая, можно сказать, что эпицентрами, вокруг которых группируются проблемы управления социалистическим производством, являются: теоретические положения о механизме управления; управляющая система в статике; управляющая система в динамике; совершенствование системы управления. Рассмотренные выше аспекты управления, общие и специфические черты управления, функции и элементы управления как бы покрываются предложенной группировкой разделов. Комплексная концепция управления тем и характерна, что она, во-первых, ассимилирует все то ценное, что дали предшествующие исследования, во-вторых, позволяет продвинуться дальше в анализе проблем управления социалистическим производством. Точнее, только комплексный и системный подход позволяет наиболее глубоко анализировать проблемы управления.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие государственного управления
Управление является необходимой и универсальной, неотъемлемой частью окружающего мира. В предельно широком смысле слова – это различные способы воздействия субъекта на объект, изменяющие положение, поведение и свойства субъекта [1, с. 11].
Однако управление чаще всего рассматривается как целенаправленное воздействие на объекты, которые поддаются определенному регулированию. Управление является функцией сложных организованных систем любой природы, которая обеспечивает сохранение их структуры, а также поддерживает некий режим функционирования, направленный на реализацию конкретных целей.
Системы могут быть следующих видов:
- технические;
- биологические;
- экологические;
- социальные;
- информационные и тому подобное.
Если рассматривать управление как процесс, то можно сказать, что оно является целенаправленным воздействием субъекта (человека и созданных им механизмов или коллективное образование, например, руководство, дирекция) на объект с помощью соответствующего устройства управления. Объектами управления чаще всего выступают вещи (управление вещами), явления, процессы (управление процессами) и люди (управление людьми).
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Повседневная жизнь людей, государства и общества немыслима без управления. В широком смысле оно означает целенаправленное воздействие субъекта на объект, на перевод последнего в новое состояние. И в любых системах и процессах, происходящих в природе и обществе, обнаруживаются те или иные проявления управленческого воздействия прямых и обратных связей. Без этого невозможно существование каких-либо организованных систем.
Долгие годы в СССР применялись понятия «управление государством», «государственное управление», «местное управление» которые чаще всего связывались с понятием «исполнительно-распорядительные органы». Нередко последнее отождествлялось с понятием «органы государственного управления». По действующей Конституции обще употребляемыми стали понятия «местная исполнительная власть», «органы местного само управления» [6, с. 34]. В законах используется понятие «государственное управление», которое осуществляют преимущественно органы исполнительной власти – Правительство, министерства, местные исполнительные органы. Но в него включаются на законных основаниях и местные органы управления, поскольку сложные объекты управления требуют комплексных методов воздействия.
Итак, государственное управление делами осуществляется через систему государственных органов управления, которые принято называть органами исполнительной власти (с включением сюда и региональных органов управления).
Обретение Беларусью независимости открыло новую эпоху в становлении государственности Республики, положило начало процессу модернизации системы регионального управления и самоуправления.
ГЛАВА 3 ВИДЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Задачи и функции государственного регулирования осуществляются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. А осуществление ими функций государственного управления происходит в определенных формах управленческой деятельности, которые регламентируются правовыми актами в целях их упорядоченности и результативности.
Таким образом, внешнее практическое выражение государственно- управленческой деятельности представляет собой форму этой деятельности.
Поскольку правовые формы управления имеют юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие правовые последствия. Правовая форма управления «характеризуется следующими признаками:
- установление в нормативном акте;
- наличие государственно-властной природы;
- подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц;
- главное содержание – исполнительно-распорядительная деятельность» [11, с. 8].
Среди форм управления выделяют:
- установление норм права (правотворчество);
- применение норм права (издание индивидуальных актов управления);
- проведение организационных действий;
- осуществление материально-технического обеспечения этих действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с задачами в работе были охарактеризовано понятие формы государственного управления, изучены признаки правовой формы управления, а также рассмотрены виды форм государственного управления.
Можно сделать вывод, что практическое значение форм управления заключается в том, что посредством использования их в управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.
На рубеже третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов государственного управления и должностных лиц в определенных формах.
1. Чиркин, В. Е. Государственное и муниципальное управление: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: ЮРИСТЪ, 2004. – 400 с.
2. Кузнецова, И. А. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций / И. А. Кузнецова. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
3. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Крамника. – Минск: Тесей, 2004. – 704 с.
4. Холопов, В. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В. А. Холопов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 364 с.
5. Радченко, А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник / А. И. Радченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001. – 719 с.
6. Веденеев, Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР: историко-правовое исследование (1957-1987 гг.). – М.: АСТ, 1990. – 340 с.
7. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 04.01.2010 г., № 108-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. – № 17. – 2/1660.
8. Лазарева В.В. Теория права и государства / В.В. Лазарева. М.: Право и Закон, 1996. – 327 с.
9. О Совете Министров Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23.07.2008 г., № 424-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Габричидзе, Б. Н., Чернявский, А. Г. Административное право / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М.: Проспект, 2004. – 206 с.
11. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 800 с.
12. Тимошенко, И.В. Административное право: конспект лекций / И.В. Тимошенко. – 2-е изд. доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 316 с.
13. Административное право: учеб. пособие / Л. М. Рябцев и др.; под. общ. ред. Л. М. Рябцева. – Минск: Книжный Дом, 2007. – 320 с.
14. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. ред. Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2004. – 556 с.
15. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10.01.2000 г., № 361-З (в ред. Закона от 02.07.2009 г. № 31-З) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – № 7. – 2/136.
16. Об информации, информатизации и защите информации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10.11.2008 г., № 455-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 09.01.2002 г., № 90-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 22.07.2002 г., № 133-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. О техническом нормировании и стандартизации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 05.04.2004 г., № 262-З // Эталон-Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.