Введение
Глава 1. Становление и развитие экологической функции
1.1 Общая характеристика становления экологической функции
1.2 Особенности экологической политики и глобализации
Глава 2. Особенности экологической политики
2.1 Правовые формы реализации экологической политики
2.2 Система государственных органов по государственного экологического управления
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе масштаб воздействия человека на окружающую среду достиг кульминации, которая проявилась в виде экологического кризиса. В отличие от катастрофы, экологический кризис является обратимым государством при условии, что человек проводит активные действия по его преодолению. Стратегия выхода человечества из экологического кризиса - это формирование единой экологической политики как в глобальном масштабе, так и в рамках одной страны.
Экологическая политика - это стратегия и тактика, разработанные государством, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории государства, континента или мира в целом.
Экологическая политика - это система действий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика представляет собой набор намерений и принципов, определенных организацией в отношении экологических показателей ее деятельности, что создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дается следующее определение:
«Экологическая политика - это сочетание способов достижения целей и задач, установленных экологической стратегией». В то же время экологическая стратегия определяется как набор конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и условия их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Основные принципы, направления экологической политики и меры по ее улучшению определены в Национальной стратегии устойчивого развития-2020 на основе концепции единства взаимодействия блоков, обеспечивающих охрану окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала. Кроме того, эти компоненты следует рассматривать одновременно как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в котором использование природных ресурсов должно осуществляться такими методами и в масштабе, обеспечивающем необходимый уровень экономического развития, с необходимыми условиями для создания благоприятной среды и использования потенциала природных ресурсов для будущих поколений.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологической политики Республики Беларусь.
Глава 1. Становление и развитие экологической функции
1.1 Общая характеристика становления экологической функции
Устойчивое выражение «природа не имеет границ» и признанный метапринцип, согласно которому только все страны вместе могут решать экологические проблемы, являются основой международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Однако в этом глобальном процессе, небольшом по масштабам планеты, но важном для отдельного государства, проблемы в области природопользования и охраны окружающей среды в границах этого государства могут быть утрачены. Конечно, мы не говорим о таких проблемах, как изменение климата, разрушение озонового слоя Земли, истощение ресурсов пресной воды, сокращение биоразнообразия и т.д. В этих случаях результат может быть достигнут только благодаря усилиям всего мирового сообщества. Это экологические проблемы, характерные для почти каждого государства, и их решение является частью государственной ответственности (например, проблемы с загрязнением земли, истощением почвенного покрова, загрязнением и истощением водных объектов и ресурсов, сокращением численности дикой природы, обезлесение и другие). Поэтому для решения общей экологической проблемы наиболее эффективными являются действия каждого отдельного государства для решения части этой проблемы [20].
Все действия государств по решению этих проблем должны проводиться в рамках общей ориентации на устойчивое развитие (экоразвитие, развитие без разрушения, устойчивое развитие экосистем), обязательство, которое все государства подтвердили на Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 года, когда была принята Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Главная цель Конференции заключалась в создании нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами и принятия мер по заключению международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития. Однако было бы неправильно думать, что, провозглашая необходимость укрепления международного сотрудничества, Декларация снимает с государств ответственность за свои внутренние проблемы в области охраны окружающей среды. Напротив, Декларация устанавливает принципы, регламентирующие обязанности и ответственность каждого государства. Например, для достижения устойчивого развития и повышения качества жизни для всех людей государства должны ограничивать и устранять неустойчивые модели производства и потребления (принцип 8); государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды; экологические стандарты, цели и приоритеты регулирования должны отражать условия окружающей среды и условия развития, в которых они применяются (принцип 11); государствам следует разработать национальные законы об ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба (принцип 13); в целях защиты окружающей среды государство в соответствии со своими возможностями широко применяет принцип предосторожности (принцип 15) и т.д. Вот почему с 1992 года все страны пытаются разработать свою политику в области охраны окружающей среды, определить экологические тенденции в национальной политике по защите окружающей среды и переход к устойчивому развитию [11, c.215].
Глава 2. Особенности экологической политики
2.1 Правовые формы реализации экологической политики
Улучшение природопользования и охраны окружающей среды является неотъемлемой частью государственной экологической политики, приоритетные области которой отражены в долгосрочной перспективе в ключевых политических документах, таких как Национальная стратегия реализации комплексных природоохранных разрешений на 2009-2020 годы 2020 года, Стратегия охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года и др.
Перспективными направлениями реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются:
- обеспечение экологической безопасности;
- дальнейшее совершенствование системы нормирования и экономических стимулов в области природопользования и охраны окружающей среды;
- принятие законодательных, нормативно-правовых актов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, соответствующих международным стандартам;
- сокращение выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- повышение экологического потенциала лесных, земельных, водных ресурсов;
- рационализация образования, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов;
- совершенствование системы экологического мониторинга и информирования общественности;
- повышение уровня охвата системы экологического образования и воспитания;
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду до минимального уровня.
По каждому из этих направлений реализуются государственные целевые, научно-технические, социально-экономические, природоохранные, отраслевые и региональные программы. Разработаны бизнес-планы для предприятий и организаций, содержащие конкретные меры по их практической реализации.
В целях сохранения положительных тенденций в состоянии окружающей среды, интеграции экологических требований во все сферы управления Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды координирует деятельность и разрабатывает меры, направленные на реализацию единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности [18, c.214].
Заключение
Таким образом, основной целью экологической политики в Республике Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, а также рациональное использование и охрана природных ресурсов, развитие правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколения. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года № 1922-XII. Экологическая безопасность - это состояние защиты человека, общества и биосферы в целом от угроз, связанных с антропогенным и экологическим воздействием на окружающую среду. Существуют два направления экологической политики в области обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь: формирование единой национальной системы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; совершенствование механизмов реализации экологической политики. Управление экологической безопасностью осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном, местном. Контроль и управление глобальным уровнем осуществляется на основе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде - ЮНЕП и ее подразделений: ЮНЕСКО, МСОП, ВОЗ и других организаций. Контроль и управление на региональном уровне осуществляются на уровне правительств государств и межгосударственных отношений. Система управления экологической безопасностью включает: экологическое управление экономикой; новые экологически чистые технологии; поддержание темпов развития окружающей среды, содействие рациональному использованию природных ресурсов. Местный уровень включает города, районы, крупные населенные пункты, предприятия сельскохозяйственной, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Следует также отметить, что система экологических стандартов и стандартов включает стандарты для предельно допустимых концентраций химических и других веществ (ПДК); стандарты предельно допустимых физических воздействий; стандарты для максимально допустимых концентраций микроорганизмов; стандарты допустимых выбросов и сбросов химических и других веществ; стандарты для производства отходов и другие стандарты.
Законодательной и правовой базой для нормирования в Республике Беларусь являются Законы Республики Беларусь «О техническом регулировании и стандартизации», «Об оценке соблюдения требований нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартизации». Экологическая сертификация - это деятельность по сертификации соответствия, проводимая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь. Объектами экологической сертификации являются: производство, предприятия и организации; продукты, в том числе те, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, общественное здравоохранение, биологические ресурсы и другие объекты сертификации. В результате сертификации выдается экологический сертификат и размещается знак экологически чистой продукции. Иногда требуется экологический аудит. Важнейшим компонентом этого является оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. Экологический аудит проводится в целях обеспечения охраны окружающей среды и управления окружающей средой; оценка экономической и иной деятельности эко-аудируемого лица. Система органов управления качеством окружающей среды выделяется органами государственного управления. В структуре государственных органов выделяются органы общей и специальной компетенции. Органами государственного управления общей компетенции являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Органами государственного управления качеством окружающей среды особой компетенции являются: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов) Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь (МЗ) и другие организации.
1. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
2. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
3. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 1999. – 256 с.
4. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 3-6.
5. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2013.- 208 с.
6. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 151 с
7. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
8. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 760 с.
9. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
10. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2010. – 480 с.
11. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
12. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.
13. Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: Постановление Верхов. Совета Респ. Беларусь, 6 септ. 1995 г.// Ведамасці Вярхоўнага Савега Рэсп. Беларусь. - 1995. - № 29. - Ст. 382.
14. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
15. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
16. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.- 416 с.
17. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
18. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
19. О животном мире: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
20. О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., №205-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
21. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-ХІІ: В ред. Закона Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г. № 126-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2019.
22. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2008. – 480 с.
23. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
24. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
25. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2013. – 501 с.