Введение
Глава 1. Публичный конкурс как основание возникновения обязательства: общая характеристика
1.1 Правовая природа, понятие и особенности публичного конкурса
1.2 Виды публичного конкурса: общая характеристика
Глава 2. Содержание публичного конкурса
2.1 Форма и условия конкурсного объявления
2.2 Изменение условий отмена публичного конкурса
Глава 3. Соотношение публичного конкурса со смежными гражданскими правоотношениями
3.1. Публичный конкурс и публичные торги: сходства и различия
3.2. Публичный конкурс и публичное обещание награды: сходства и различия
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Наряду с торгами законодательство Республики Беларусь содержит также положения, регулирующие публичные конкурсы [1]. Причем именно в конкурсе, в отличие от других конкурентных процедур заключения гражданских договоров, используется несколько критериев для оценки победителя.
Слово «конкурс» происходит от латинского «concursus», которое переводится как соревнование. Толковый словарь Даля дает следующее определение: соискательство на награду, место, звание.
Также приводятся синонимичные значения: состязание, соперничество. Таким образом, слово «конкурс», независимо от категории и вида обозначаемого понятия, всегда подразумевает состязательность.
В конкурсах-торгах происходит соперничество продавцов или покупателей за право заключить договор на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг. Также конкурс всегда подразумевает обязанность организатора доносить информацию о его проведении до некоторого круга лиц. В зависимости от характера конкурса, задание может предлагаться как определенной категории лиц, таких как музыканты, художники и т.д., так и неопределенному кругу лиц при наличии заданий, доступных для выполнения лицами, не имеющими выдающихся талантов или специальной подготовки. Публичные конкурсы также бывают открытыми и закрытыми.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с публичным конкурсом.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с публичным конкурсом.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с публичным конкурсом.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- определить правовую природу, понятие и особенности публичного конкурса;
- рассмотреть виды публичного конкурса: общая характеристика;
- рассмотреть форму и условия конкурсного объявления;
- проанализировать изменение условий отмена публичного конкурса;
- определить публичный конкурс и публичные торги: сходства и различия;
- рассмотреть публичный конкурс и публичное обещание награды: сходства и различия.
Глава 1. Публичный конкурс как основание возникновения обязательства: общая характеристика
1.1 Правовая природа, понятие и особенности публичного конкурса
Определение публичного конкурса содержится в ч. 1 ст. 927 ГК и включает в себя объявление публично о выплате денежного вознаграждения или выдачу иной награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Важное уточнение содержит ч. 2 ст. 927 ГК, в которой говорится о том, что публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. Без этого существенного признака не может существовать понятие публичного конкурса (Приложение 1).
Понятие общественно-полезных целей в законодательстве не раскрывается, однако этот термин и не требует особого толкования. Это социальная, благотворительная, культурная, образовательная, политическая, научная сферы, охрана здоровья, развитие спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей. В США к концу XIX века было сформировано четыре критерия, наличие которых позволяло относить деятельность к общественно полезной: помощь бедным, развитие образование, продвижение религии, достижение других общих целей, приносящих пользу отдельным общинам или всему обществу. Современный американский Налоговый кодекс включает в себя более сорока специфических целей, рассматриваемых как «достаточно общественно полезные» для того, чтобы организации, ведущие такого рода деятельность, могли получать налоговые льготы. В европейской практике нормативно-правового регулирования Дэвид Мур, эксперт Международного центра некоммерческого права, выделил двадцать пять видов общественно полезных целей, оставив, при этом, данный список открытым, указав, что могут быть добавлены любые другие виды деятельности, которые считаются приносящими пользу обществу [2].
Глава 2. Содержание публичного конкурса
2.1 Форма и условия конкурсного объявления
Объявление о конкурсе в публичном порядке производится путем публикации в газете, публикации объявления в общественных местах, уведомления по радио, телевидению и в других средствах массовой информации.
Условия, которые должны содержать объявление о конкурсе, определены в пункте 4 ст. 927 ГК. Они делятся на обязательные, то есть те, которые должны быть указаны при объявлении любого конкурса, и дополнительные, то есть те, которые указаны по усмотрению организатора конкурса, а их количество и характер зависят от характеристик конкурса. При отсутствии обязательных условий или хотя бы одного из них, конкурс считается необъявленным. Эти условия включают в себя:
1. Информация о характере задания (предмет конкурса). Степень детализации этой информации зависит от цели и характера конкурса. Таким образом, конкурентная задача может быть выражена в простом изложении проблемы с указанием формы ее решения (например, создание памятника воинам-интернационалистам) и может быть детализирована по конкретным показателям и признакам ее решения. Конкурсное задание должно быть выполнено (создание того же памятника, но на основе сюжета);
2. Критерии и порядок оценки эффективности или других достижений. Они устанавливаются в зависимости от характера самой работы. Критерии оценки определяются организатором конкурса, но должны быть объявлены и разъяснены заинтересованным сторонам. Конкурс может проходить в несколько этапов, после чего производится оценка и отбор наиболее достойных для участия в следующем этапе работ. Окончательной оценке работы может предшествовать ее предварительное открытое обсуждение в конкретной команде, размещение работ, представленных на конкурс, на открытых выставках с целью определения общественного мнения об этих работах. Крайним сроком для окончательной оценки работы также признается дата принятия решения о выплате вознаграждения ее автору;
3. Место, срок и порядок представления работ или других достижений. Место объявления работы указывается в объявлении конкурса, помимо прочего, и важно не только для участников конкурса, но и для привлечения общественного внимания к конкурсу, особенно при проведении конкурсов на исполнительское мастерство. В последнем случае местом подачи работ является место осуществления деятельности, подлежащей рассмотрению и оценке.
Глава 3. Соотношение публичного конкурса со смежными гражданскими правоотношениями
3.1. Публичный конкурс и публичные торги: сходства и различия
В отличие от конкурсов-торгов, в публичном конкурсе отсутствует лицо-заказчик, получающее исключительно для себя определенные материальные или иные блага. Организатор публичного конкурса, как правило, рассчитывает на широкое применение достижений, представленных участниками, а также их внедрение и развитие на благо широкого круга лиц. Отсутствие этого важного признака публичного конкурса имеет решающее значение в судебных спорах.
Так, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда вынесла решение по делу 33-3076/2015, в котором отказала истцу в признании действий организатора конкурса незаконными и возложении на него обязанности выдать награду, поскольку целью конкурса было увеличение прибыли за счет рекламы продукции. Следует отметить, что хотя сам по себе публичный конкурс не является коммерческим мероприятием со стороны организатора конкурса, но все же, он вполне может рассматриваться как способ содействия коммерческой деятельности (в случае сопровождения конкурса рекламой организатора или его спонсоров) или как предпосылка коммерческой деятельности в случае, если в условиях конкурса содержится обязательство «призвавшего» заключить с победителем из числа «отозвавшихся» лиц договор об использовании результата конкурса.
Направленность на общеполезные цели и косвенное отношение к коммерческой деятельности определяют публичный конкурс как вспомогательный инструмент для участников хозяйственного оборота [7].
Из содержания ч. 1 статьи 927 ГК следует, что вознаграждение получает участник, обеспечивший лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Для определения лучшего необходимы определенные критерии.
Заключение
Таким образом, публичный конкурс – это процедура, при которой ее организатор связывает себя обязательством уплаты или выдачи награды победителю конкурса, представившему лучшую работу. Имея немало общего с торговыми процедурами, в то же время публичный конкурс отличается рядом существенных признаков и характеристик. В отличие от конкурсов-торгов, публичный конкурс подразумевает наличие риска несения невозмещаемых расходов и убытков как со стороны участника, так и со стороны организатора конкурса [9]. Второй отличительной особенностью публичного конкурса является его направленность на общеполезные цели. Краткий анализ судебной практики показывает, что наиболее частой причиной отказа истцу судебными органами в удовлетворении его требований относительно проведения и результатов публичного конкурса, является отсутствие общеполезной цели конкурса. Участники гражданского оборота зачастую склонны применять положения ст. 927 ГК ко всем конкурсам без ограничения, однако требование о наличии общеполезной цели является существенным для публичного конкурса и не подлежит расширительному толкованию и распространению этих положений на сходные отношения. Учитывая вышеуказанную тенденцию, представляется необходимой выработка законодателем определенного перечня общеполезных целей или разработка соответствующих критериев, позволяющих классифицировать цели конкурсов соответствующим образом.
Основную нормативно-правовую базу, регулирующую организацию и проведение публичного конкурса, составляют статьи 927-1061 ГК. При сравнительно небольшом объёме этих статей, в них содержатся все необходимые условия и требования, необходимые для проведения публичного конкурса [6].
Представляется целесообразным проведение закрытого конкурса для отбора участника с целью дальнейшего продолжительного сотрудничества. Если же подразумевается только использование представленной работы победителя, без установления с ним длительных договорных отношений, то в этом случае открытый конкурс может оказаться гораздо эффективнее, поскольку подразумевает наличие большего числа участников, и, как следствие, более широкий выбор.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 07 дек. 1998 г., № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
2. Фурман, Ф. Как работает филантропия в США. Идеи и практика, ресурсы и организация / Ф. Фурман. - М.: Литрес, 2015. – С. 268.
3. Гражданское право: в 2 ч.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – Ч. 2. – С.401.
4. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения государственного заказа / С.Ф. Савенков, Е.Г. Храмцова, Г.Б. Басов, А.В. Красников // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2016. – №4(71). – С.79.
5. Андреева, Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. – М. : Волтерс Клувер, 2011. – 302 с.
6. Байрашев, В. А. Закон о контрактной системе: что ожидает поставщиков? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// auctionvestnik.ru/node/181.
7. Единая информационная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// torgi.gov.ru/lawInfo.html.
8. Источники правового регулирования аукционов и публичных конкурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// science.rfei.ru/ru/2014/2/73.html.
9. Морозов, А. Продление срока действия государственного (муниципального) контракта: невозможная возможность / А. Морозов // Ваш партнер-консультант. – 2014. – №26. – С. 57.
10. Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakupki-tendery.ru/ articles/item/145-tender-auktsion-konkurs-torgiobshhee-i-osobe nnoe.
11. Сосна, С. А. Концессионое соглашение: теория и практика / С. А. Сосна. ‒ М. : Нестор Академик Паблишерз, 2002. – 256 с.
12. Доронина, Н. Г. Концессионный договор: правовые и экономические аспекты / Н. Г. Доронина. – М., 2000. – 245 с.
13. Варнавский, В. Г. Концессионный механизм партнерства государства и частного сектора / В. Г. Варнавский. – М. : ИМЭМО, 2003. – 271 с.
14. Клюкин, Б. Д. Горное законодательство в странах западной Европы и Америки / Б. Д. Клюкин. – М. : Городец – издат., 2000. – 443 с.
15. Савинова, О. Н. Договорное регулирование концессионных отношений по законодательству Российской Федерации / О. Н. Савинова. – Казань : Новое знание, 2006. – 200 c.
16. Вахтинская, И. С. Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в концессионном соглашении / И. С. Вахтинская // Законодательство. – 2007. ‒ № 8. – С. 30‒37.
17. Вахтинская, И. С. Природа прав концессионера / И. С. Вахтинская // Законодательство. – 2007. – № 10. – С. 15‒23.
18. Вахтинская, И. С. Правовое регулирование концессионных соглашений в рамках Европейского Сообщества / И. С. Вахтинская // Законодательство. – 2008. – № 4. – С. 61-69.
19. Попондопуло, B. Ф. Публично-частное партнерство: понятие и правовые формы / В. Ф. Попондопуло // Арбитражные споры. – 2014. № 2. – С. 81–100.
20. Попондопуло, B. Ф. правовые формы реализации инвестиционных соглашений с участием публично-правового образования / В. Ф. Попондопуло // Правоведение. – 2013. – № 2. – С. 79–92.