| ВВЕДЕНИЕ |
| ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК | |
| 1.1. | Понятие «профессиональная деформация» | |
| 1.2. | Факторы развития профессиональной деформации | |
| 1.3. | Психологические особенности личности в системе человек–человек | |
| Выводы |
| ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК | |
| 2.1. | Организация и методы исследования | |
| 2.2. | Анализ и интерпретация полученных результатов | |
| Выводы |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
| СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
| ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы влияния профессии на личность обусловлена происходящими изменениями в сознания людей, где профессиональная деятельность в последнее время занимает приоритетное место. В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, гуманизацией общества, особую значимость приобретают профессии типа «человек-человек». Поскольку в этой системе средством профессиональной деятельности является сама личность специалиста, особого внимания заслуживают их психологическое особенности и состояние, а также условия, оказывающие на них влияние.
Для обозначения особого социально-психологического феномена, обозначающего негативное влияние профессиональной деятельности на личность, П. Сорокин в начале ХХ в. ввел научный оборот понятие «профессиональная деформация».
Профессиональная деформация личности – процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной деятельности, осуществляемой в течение длительного времени [23, с. 210].
Признаки профессиональной деформации чаще всего проявляются в профессиях типа «человек – человек». Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как представителей специфических, сугубо профессиональных отношений.
Результаты первых научных исследований отечественных ученых показали, что педагогическая профессия в большей степени подвержена влиянию феномена эмоционального выгорания, чем другие профессии в системе «человек - человек», такие как медицинские работники, следователи, библиотекари, социальные и торговые работники, специалисты сферы обслуживания [18]. В связи с этим возникает интерес с изучению профессиональной деформации педагогов как представителей системы человек–человек.
Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблемы профессиональной деформации занимались А.Н. Боженова [1], С.П. Безносов [2], Б.Д. Новиков [19], Н.В. Панова [21], О.Б. Полякова [22], Д.Г. Трунов [28].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК–ЧЕЛОВЕК
1.1 Понятие «профессиональная деформация»
В настоящее время в психологической литературе не существует общепринятого определения понятия «профессиональная деформация».
Профессиональная деформация личности – это изменение качеств личности (стереотипов восприятия, характера, ценностных ориентаций, способов общения и поведения), происходящие под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности [19, с. 25].
Профессиональная деформация – это когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирование которой обусловлено постоянным давлением внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, ведущая к формированию специфически-профессионального типа личности [22].
В Психологическом словаре [9, с. 449] профессиональная деформация личности определяется как изменение качеств личности, возникающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляющееся в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная деформация представляет собой искажение личности, связанное с особенностями профессиональной деятельности.
Профессиональная деформация всегда связана с влиянием профессиональной деятельности, при этом особенно сильное и негативное это влияние отмечается в социальных профессиях, в основе которых лежит межличностное взаимодействие [1, с. 69].
Отечественный исследователь С.П. Безносов [2, с. 61] полагает, что значительное влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей профессий, работа которых связана с людьми. Это могут быть педагоги, психологи, медицинские работники, специалисты по кадрам и т.д. Профессиональная деятельность приводит к не случайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь профессионального выгорания и личностных особенностей представителей системы человек-человек.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень эмоционального выгорания представителей системы человек–человек;
2) определить индивидуально-личностные особенности представителей системы человек–человек;
3) выявить статистическую связь между профессиональной деформацией и личностными особенностями представителей системы человек-человек.
Гипотеза исследования: существует связь между профессиональной деформацией и личностными особенностями у представителей системы человек–человек.
База исследования: эмпирическое исследование осуществлялось на базе ГУО «Средняя школа №161 г. Минска». В исследовании приняли участие 10 педагогов в возрасте от 36 до 45 лет. Представителями системы человек-человек явились педагоги – женщины. Педагогический стаж педагогов составляет от 8 до 15 лет.
Методы исследования: тестирование, статистические методы обработки данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
а) методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко;
б) многофакторный личностный опросник 16-PF Р. Кеттелла.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается применением методов, отвечающих цели и задачам исследования, взаимно дополняющих друг друга, а также использованием методов математической статистики. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы «Statistica» v. 6.0.
Описание методик исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная деформация представляет собой искажение личностных особенностей (ценностных ориентаций, характерологических особенностей, способов общения и поведения), связанное с особенностями профессиональной деятельности. Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. При крайней степени профессиональной деформации (профессиональной деградации), личность, пережившая изменения нравственных ценностных ориентиров, становится профессионально несостоятельной. Основным показателем профессиональной деформации является эмоциональное (или профессиональное) выгорание, которое рассматривается как форма профессиональной деформации личности, отрицательно отражающейся на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии.
Существует две основные группы факторов развития профессиональной деформации: особенности профессиональной деятельности (объективные); личностные характеристики специалистов (субъективные). Объективными факторами могут быть дестабилизирующая организация деятельности, которая включает нечеткую организацию и планирование трудовой деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал. Субъективными причинам профессиональной деформации являются: личностные особенности, установки и ценностные ориентации; характер и уровень трудовой мотивации; особенности эмоциональных реакций на стресс, их адаптивность; характерологические особенности человека.
Профессии, ориентированные на работу с людьми, отличаются тем, что в них важное значение имеют такие особенности как получение от этих людей обратной связи, которое может проявляться в благодарности, признании, проявлении уважения; высокая ответственность за результаты общения; определенная зависимость от партнеров общения; необходимость понимания их индивидуальных особенностей и притязаний, частные притязания на неформальные отношения при решении их проблем; напряженные или конфликтные ситуации общения, которые обусловлены
1. Баженова, А.Н. Особенности профессиональной деформации школьных психологов на разных этапах профессионального развития: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / А.Н. Баженова. – Омск: Омский ГПУ, 2007. – 186 с.
2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
3. Березовская, Л.Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «эмоционального выгорания» / Л.Г. Березовская, В.Ю. Слабинский // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. – 2007. – С. 17–19.
4. Богданова, О.А. Деформация социального статуса учителя как фактор его профессионального выгорания: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Богданова. – М.: РУДН, 2013. – 208 с.
5. Бойко, В.В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания // Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2009. – С. 161–169.
6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – С. 99–105.
7. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–3. – С. 356–358.
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Под ред. Г.С. Никифорова // Психология здоровья. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 443–463.
9. Вяземский, Д.Н. Психологический словарь / Д.Н. Вяземский. – СПб.: Мир, 1997. – 682 с.
10. Елдышова, О.А. Профессиональное выгорание в помогающих профессиях / О.А. Елдышова // Роль служб экстренной психологической помощи по телефону в решении проблемы сиротства в России: I Международная конференция детских телефонов доверия 17–18 ноября 2006 г.: Сборник статей выступлений. – Москва, 2006. – С. 38–41.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с.
12. Иванов, С.М. Симптомы профессиональной деформации и факторы, способствующие ее формированию / С.М. Рогов // Современная психология. – Казань, 2016. – С. 19–22.
13. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
14. Капустина, А.Н. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2001. – 112 с.
15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
16. Макаревич, Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися / Р.А. Макаревич // Психология учителя. – М., 1989. – 436 с.
17. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Академия, 2003. – 230 с.
18. Милевич, К.С. Синдром эмоционального выгорания как факт деформации профессиональной деятельности педагогов / К.С. Милевич // Современная социология и образование. – 2007. – № 12. – С. 107–108.
19. Новиков, Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций сотрудников исправительно-трудовых учреждений: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Б.Д. Новиков. – Тверь: ТГУ, 1993. – 211 с.
20. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
21. Панова, Н.В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессиональном развитии педагога / Н.В. Панова // Вестник СВФУ им. М.К. Аммосова. – 2010. – № 2. – Т. 7. – С. 113–120.
22. Полякова, О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций / О.Б. Полякова // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1 (13). – С. 55–60.
23. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК / Под ред. А.А. Реана, 2002. – 656 с.
24. Ракицкая, А.В. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А.В. Ракицкая // Психологический журнал. – 2011. – № 3–4. – С. 48–54.
25. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2003. – 336 с.
26. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – № 3. – С. 85–95.
27. Смирнова, И.Е. Оценка и критерии профессионального выгорания / И. Е. Смирнова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – № 3 (20). – 43–46.
28. Трунов, Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. – 1998. – № 1. – С. 25–32.
29. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2009. – № 6. – С. 57–64.
30. Freudenberger, H.J. Staff burn-out. Journal of Social Issues / H.J. Freudenberger. – 1974. – V. 30.