ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития воображения и креативности у детей среднего школьного возраста обусловлена изменениями, происходящими в современной системе образования, задающие новые ориентиры в обществе и предъявляющие требования к развитию творческой личности детей и подростков. В наше время востребованными являются учащиеся, которые умеют адаптироваться к новым жизненным ситуациям, способны искать пути и способы нестандартного разрешения проблем. Следовательно, возникает необходимость развития у школьников воображения и креативности, которые являются необходимыми компонентами творческой личности.
Многими авторами (Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, Б.Г. Цукерман, Д.Б. Эльконин) средний школьный возраст подчеркивается в качестве важного для развития креативности человека как периода саморазвития и самовыражения. Именно в этом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности (В.Н. Дружинин).
В среднем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких способностей как воображение и креативность.
Креативность – это способность создавать большое количество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [25, с. 176].
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [15, с. 124].
Совокупность воображения и креативности предоставляют возможность школьникам создавать новые образы, которые могут воплощаться в новых идеях, продуктах творчества.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие креативности в психологической литературе
На сегодняшний день накоплен большой теоретический и практический материал по проблеме изучения креативности детей, однако единой теории креативности не существует. Различные мнения о психологической сущности креативности, ее источников и условий успешного развития обусловлены различными теоретическими позициями.
Анализ психологической и педагогической литературы позволяет выделить три направления в изучении креативности:
– когнитивное (Дж. Гилфорд, Н. Коган, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс и др.), где в центре внимания находится креативное мышление. Представители этого направления связывают исследование креативности с изучением познавательных процессов, выделяют стадии, уровни и типы креативного процесса;
– личностное (А. Адлер, Ф. Баррон, М. Коллинз, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), где в центре внимания находятся исследования личностных аспектов, связанных с процессом творчества. Здесь выявляются характерологические, эмоциональные, мотивационные, социально-ролевые качества личности, рассматривается связь креативности с самоактуализацией личности;
– интегративное (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, A.M. Матюшкин, E.Л. Яковлева и др.), где креативность рассматривается как многомерное явление, единство когнитивных и личностных переменных.
Термин «креативность» ввел в 1922 г. Д. Симпсон, которым он обозначил способность человека отказываться от стереотипных способов мышления [28, с. 11].
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕРБАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики проведения исследования
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь вербального воображения и креативности у школьников среднего возраста.
Эмпирические задачи:
1. Выявить уровень развития вербального воображения.
2. Оценить креативность школьников при помощи таких показателей как беглость, гибкость, оригинальность.
3. Определить уровень креативности с помощью экспертного оценивания.
4. Выявить взаимосвязь между вербальным воображением креативностью у школьников среднего возраста.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для проведения исследования применялись следующие методики:
1. Методика «Вербальная фантазия» (вербальное воображение).
2. Тест креативности Е.П. Торренса (вербальная батарея).
3. Опросник креативности Д. Джонсона.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУ «Средняя школа № 6 г. Минска». В исследовании приняло участие 40 учащихся 7-х классов в возрасте 12-13 лет. Выборка представлена в приложении А.
Приведем описание методик.
1. Методика «Вербальная фантазия» (вербальное воображение)
Назначение: выявление уровня вербального воображения.
Испытуемым предлагается придумать рассказ о динозаврах и изложить его устно в течение 5 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема изучения креативности является сложной и многогранной. В зарубежной литературе креативность понимается как способность к творчеству, нечто новое и оригинальное, интеллектуальное творчество; дивергентное мышление. В отечественной литературе креативность понимается как нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, как фактор одаренности. Понятие «креативность» можно рассматривать как психический процесс и креативность как творческое отношение к жизни.
Воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Воображение тесно связано с восприятием, памятью, мышлением. Воображение играет очень важную роль в жизни и деятельности человека. Без воображения невозможна творческая деятельность. Существуют различные виды воображение: по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть пассивным (непроизвольным) и активным (произвольным); по степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее и творческое.
Кризисный, переходный характер развития обусловливают специфику среднего школьного возраста, который является сензитивным периодом для развития креативности личности. Воображение в среднем школьном возрасте характеризуется глубоким преобразованием глубокое из субъективного в объективное (которое сближается в понятиях с мышлением). Гибкость генерирования новых идей у подростков обусловлена свернутостью мыслительного процесса, согласованностью мыслительных операций, опорой на дифференцированное восприятие.
В результате методика «Вербальная фантазия» (вербальное воображение) было установлено, что школьники среднего возраста обладают преимущественно средним уровнем вербального воображения (50%). У 35%
1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 1998. – 685 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Психологический очерк: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
4. Гилфорд Дж. Психология мышления / Дж. Гилфорд. – М.: Просвещение, 1968. – 562 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
6. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
7. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
8. Клементьева, М.В. Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочного текста: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / М.В. Клементьева. – М.: Тульский гос. ун-ет., 2004. – 210 с.
9. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
10. Коллингвуд, Р.Дж. Принципы искусства (Теория воображения) / Пер. с англ. А.Г. Ракина; под ред. Е.И. Стафьевой. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 328 с.
11. Леонтьева, Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности / Т.В. Леонтьева // Науковедение. – 2015. – № 1 (26). – Т. 7. – С. 1–9.
12. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
13. Малахова, И.А. Развитие креативности учащихся и студентов как образовательная стратегия современной системы образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ide-journal.org. – Дата доступа: 03.01.2016.
14. Медакова, И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла / И.Ю. Медакова. – Л.: ЛГУ, 1996. – 224 с.
15. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М.: Олма-Пресс, 2004.
16. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – Кн.: 1. – 623 с.
17. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Междунар. пед. академия, 1994. – 674 с.
18. Подгузова, Е.Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза / Е.Е. Подгузова. – Смоленск: СГИИ, 2001. – 119 с.
19. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2004. – 365 с.
20. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 164–168.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
22. Савина, Е.А. Введение в психологию: курс лекций / Под. ред. А.П. Олейниковой. – М: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252 с.
23. Смирнов, И.Б. Основные подходы к проблеме развития креативности личности / И.Б. Смирнов // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 10. – С. 2–5.
24. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест: Е. Торренса / Е.Е. Туник. – СПб.: ИМАТОН, 1998. – 171 c.
25. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
26. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге / Н.Ю. Хрящева. – СПб.: Речь, 2001. – 250 с.
27. Цукерман, Ч.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Ч.А. Цукерман. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 276 с.
28. Цхай, И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.11 / И.К. Цхай. – М.: Институт молодежи, 2000. – 158 с.
29. Чернецкая, Н.И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте / Н.И. Чернецкая // Концепт. – 2012. – № 8. – С. 1–8.
30. Шило, Т.Б. Особенности развития вербальной креативности у школьников / Т.Б. Шило // Человек и образование. – 2014. – № 2 (39). – С. 157–161.