Введение
1 Монархия как форма правления, ее виды
2 Понятие, характеристика основных элементов монархии как формы правления
3 Проблемы и пути совершенствования монархии как формы правления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство является основным институтом власти в политической системе того или иного общества, совокупностью институтов и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории.
Понятие «политическая система» является одним из основных в современной политической науке.
Появление политической системы связано с появлением государства в целом, поскольку с его появлением связано возникновение различных негосударственных образований.
Политический режим дает представление о характере государственной власти, установленной в стране за определенный период своей истории. Поэтому структура политической системы или государства так же важна, как и способы взаимодействия между обществом и государством, рамки прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день государство, политическая система и политический режим находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Их нельзя рассматривать отдельно, поскольку политическая система, в частности, не может существовать без государства. Государство и политический режим в их совокупности составляют политическую систему в целом.
Государство является основным институтом политической системы общества, которая обладает верховенством власти. Чем более упорядочена политическая система общества, тем более упорядочено само государство. Однако государство не всегда функционирует в политической системе в целом. В ходе политической борьбы некоторые органы государства могут приобретать самостоятельное значение, например, армия, которая совершает государственный переворот.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с монархической формой правления.
1. Монархия как форма правления, ее виды
Государство основной институт власти в политической системе определенного общества, набор институтов и организаций, обладающих высшим авторитетом в определенной области [1, с.25].
Государство является универсальной политической организацией в обществе [6, с. 15-33]. В силу того, что оно остается важнейшим фактором общественного развития, на него ложится основной объем управления [7, с. 25]. В литературе существует множество подходов к определению государства, его места и роли в системе социального управления, взаимоотношений с обществом, гражданами. Так, Ю. А. Тихомиров обращает внимание на широкий диапазон теорий о природе государства от анархии до супергосударства, утверждает, что в последние годы в российской литературе основной акцент делается на праве и вытесняется интерес к государству (исследования чаще сводятся к анализу статуса органов государственной власти) [7, с. 26]. В науке активно развивались теории государства всеобщего благоденствия, социального государства, конвергенции, общенародного государства и др.
В. Е. Чиркин так характеризует государство: «Имея свою волю, определенную самостоятельность, необходимые ресурсы, государство, выступая как представитель власти народа, в той или иной мере выполняет роль социально-политического арбитра в сотрудничестве и состязательности различных слоев общества» [8, с. 7]. При этом, по мнению автора, государство, как правило, не бывает абсолютно беспристрастным и прежде всего удовлетворяет интересы доминирующего социального слоя. Вместе с тем «государство, государственная власть (особенно в результате протестных выступлений или без них) стремятся защищать в какой-то мере и некоторые интересы других социальных слоев. Нестабильность в обществе государству не нужна. Такова логика объективной действительности, и государство иным быть не может (если только это не государство с антинародным, террористическим режимом)» [8, с. 7].
2. Понятие, характеристика основных элементов монархии как формы правления
В нашем представлении такая форма правления, как монархия и политический режим – демократия – вещи полярные. За прошедшие периоды истории человечества впервые сложилась такая ситуация, что количество демократических государств во много раз превзошло количество монархий.
Но это не значит, что монархия изжила себя и уходит в прошлое. Просто сегодня в мире сложилось гражданское общество, отвергающее какие‐либо сословные рамки. Для такого общества приемлемой является именно демократическая система.
Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно.
Хотя монарх — глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной.
Верховная власть в монархии зачастую осуществляется целой системой высших органов.
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия.
За свою, более чем тысячелетнюю историю, Россия не раз меняла свое государственное устройство. Времена демократии сменялись временами монархии.
С недавних пор произошли некоторые изменения в системе управления. В целом эти изменения усилили президентскую власть. Главным изменением можно считать ослабление влияния парламента на исполнительную власть в целом и президента в частности. Это произошло, во – первых, из – за усиления президентского влияния в нижней палате парламента. Во – вторых, Совет Федерации отчасти потерял свои законодательные функции, превратившись в совещательный орган власти.
3. Проблемы и пути совершенствования монархии как формы правления
Автор ценной научной монографии о крупной буржуазии России [2] А. Н. Боханов не желал мириться с теми искаженными взглядами на личность и деятельность Николая II, которые сложились в советской историографии. Для нее характерна была насмешливая ненависть к личности последнего монарха. Господствующая к концу 1930-х годов советская точка зрения гласила: «Ограниченный и невежественный, как его отец-самодур, с чертами тупого, недалекого, мнительного и самолюбивого деспота. Царь-палач, предпочитавший окружать себя угодливыми ничтожествами» [3, c. 133]. В издании БСЭ 1974 года в связи с политическими переменами язык оценок Николая II смягчился, однако представленный образ кардинально не изменился: посредственный, безвольный, лицемерный, подверженный влияниям, самолюбивый и подозрительный деспот [4, c. 20-22].
По справедливому мнению А. Н. Боханова, советская историография не уделяла должного внимания личности правителя, однако дореволюционная и эмигрантская историография знали немало трудов о Николае II. Следует отметить, что и в советское время такие отечественные историки, как В. С. Дякин [5; 6], Р. Ш. Ганелин [7], А. Я. Аврех [8; 9] стремились прорваться за рамки схем, диктуемых коммунистической идеологией, много внимания уделяя личности и государственной деятельности последнего монарха. В 1984 году вышла в свет коллективная монография «Кризис самодержавия в России» [10] – фундаментальное исследование внутренней политики Николая II, раскрывающее личность самодержца.
Первые статьи о последнем самодержце А. Н. Боханов опубликовал в 1991 году, в переломное для России и отечественной историографии время. Отказ от государственной политической цензуры и крах коммунистической идеологии открыли доступ к ранее недоступным источникам и позволили разрушить советскую концепцию. Открылись большие возможности для научного исследования жизни и деятельности Николая II.
Заключение
Теория монархии и взгляды на нее изменялись во времени в зависимости от взглядов и периодов. Следует отметить, что вопрос о плюсах и минусах монархии остается спорных и каждый из аргументов ученых-юристов имеет право на жизнь.
Итак, государство – это основной институт власти в политической системе того или иного общества, совокупность институтов и организаций, которые обладают верховной властью на определенной территории.
В работе определены основные элементы государства. Итак, это:
территория (государственная территория);
население, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его полномочиям;
государственная власть, осуществляемая от имени государства соответствующими органами на определенной территории.
Также в работе охарактеризованы функции государства, которые традиционно делятся на внешние и внутренние.
Внешние функции включают защиту страны, защиту ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда.
Внутренние функции государства включают:
экологическая функция;
культурная и образовательная функция;
функция защиты существующей политической системы, экономической и социальной системы, прав человека;
экономическая и организационная функции.
Мы охарактеризовали понятие и типы политической системы. Политическая система общества понимается как система государственных и негосударственных социальных институтов, которые выполняют определенные политические функции.
Политические системы можно классифицировать по разным причинам. Основная классификация политических систем общества заключается в разделении их на тоталитарные и либерально-демократические. Их также можно разделить на открытые и закрытые политические системы.
1. Карасев, В. И. Феномен политического лидерства / В. И. Карасев. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 176 с.
2. Мангейм, Дж. Политология. Методы исследования / Дж. Мангейм, Р. Рич. – М. : Весь мир, 2007. – 542 с.
3. Марченко, М. Н. Теория государства и права : Учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 518 с.
4. Зотов, В. Д. Политология : Учебник / В. Д. Зотов, Ю. В. Ирхин, Л. В. Зотова. – М. : Юристъ, 2001. – 511 с.
5. Лазарев, В. В. Теория государства и права : Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 2-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Спарк, 2000. – 511 с.
6. Халитов, В. Ф. Политический словарь / В. Ф. Халитов. – М. : Высшая школа, 2009. – 49 с.
7. Хорошилов, А. Н. История политико-правовых учений : Учебное пособие для вузов / А. Н. Хорошилов. – М. : Издательское объединение «ЮНИТИ», 2001. – 344 с.
8. Марченко, М. Н. Курс лекций по теории государства и права / М. Н. Марченко. – М. : БЕК, 2001. – 193 с.
9. Глухова, А. В. Типология политических конфликтов / А. В. Глухова. – Воронеж, 1997. – 151 с.
10. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2004. – 512 с.
11. Корельский, В. М. Теория государства и права : Учебник для вузов / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М. : Норма, 2001. – 238 с.
12. Шалак, А. В. Политология : Учеб. пособие / А. В. Шалак. – М. : Изд-во ИГЭА, 2001. – 224 с.
13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : Учебник для юридических вузов и факультетов / В. С. Нерсесянц. – М. : Издательство Норма, 2000. – 432 с.
14. Лаврененко, В. Н. Политология : Учебник для вузов / В. Н. Лаврененко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.
15. Кретов, Б. И. Современные западные концепции лидерства / Б. И. Кретов // Социально-гуманитарные знания. ‒ 2000. – № 3. – С.73‒79.
16. Здравомыслов, А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здравомыслов. ‒ М. : Аспект Пресс, 1999. – 286 с.
17. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран : Учебник / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2009. – 146 с.
18. Махаев, Р. Т. Теория государства и права : Учебник для вузов / Р. Т. Махаев. – М. : «Издательство ПРИОР», 2001. – 329 с.
19. Глухова, А. В. Политические процессы и политические процедуры / А. В. Глухова. – Минск : БГУ, 2009. – 94 с.
20. Арон, Р. Этапы развития политической мысли / Р. Арон. – М. : Прогресс-Политика, 2003. – 272 с.
21. Радугин, А. А. Политология : Учеб. Пособие для вузов / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М. : Центр, 2007.
22. Чиркин, В. Е. Государствоведение : Учебник / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2009. – 112 с.
23. Кириленко, Г. Г. Философия : Учебник для вузов / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцова. – М. : «Издательство ЭКСМО», 2003. – 562 с.
24. Лазарев, В. В. Общая теория государства и права : Учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002.– 520 с.
25. Майтекович, М. С. Защита избирательных прав граждан / М. С. Майтекович // Журнал РАН. Государство и право. ‒ 2003. ‒ № 9.
26. Перевалов, В. Д. Политология : Учебник для вузов / В. Д. Перевалов. – М. : Издательство НОРМА, 2001. – 392 с.