Введение
1. Общие положения о контроле в области использования и охраны природных ресурсов
2. Правовое регулирование контроля в области использования и охраны природных ресурсов
3. Ответственность за нарушения в области использования и охраны природных ресурсов
Заключение
Список использованных источников
Введение
На современном этапе масштаб воздействия человека на окружающую среду достиг кульминации, которая проявилась в виде экологического кризиса. В отличие от катастрофы, экологический кризис является обратимым государством при условии, что человек проводит активные действия по его преодолению. Стратегия выхода человечества из экологического кризиса - это формирование единой экологической политики как в глобальном масштабе, так и в рамках одной страны.
Экологическая политика - это стратегия и тактика, разработанные государством, определяющие цели, принципы, задачи и средства, направленные на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на территории государства, континента или мира в целом.
Экологическая политика - это система действий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика представляет собой набор намерений и принципов, определенных организацией в отношении экологических показателей ее деятельности, что создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы дается следующее определение:
«Экологическая политика - это сочетание способов достижения целей и задач, установленных экологической стратегией». В то же время экологическая стратегия определяется как набор конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и условия их достижения, в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Основные принципы, направления экологической политики и меры по ее улучшению определены в Национальной стратегии устойчивого развития-2020 на основе концепции единства взаимодействия блоков, обеспечивающих охрану окружающей среды и рационального использования природно-ресурсного потенциала. Кроме того, эти компоненты следует рассматривать одновременно как неотъемлемую часть процесса общего социально-экономического развития, в котором использование природных ресурсов должно осуществляться такими методами и в масштабе, обеспечивающем необходимый уровень экономического развития, с необходимыми условиями для создания благоприятной среды и использования потенциала природных ресурсов для будущих поколений.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов являются одним из стратегических направлений государственной политики Республики Беларусь. Современные условия предъявляют новые требования к правовому регулированию отношений в сфере окружающей среды, которые реализуются в рамках экологической политики Республики Беларусь.
1. Общие положения о контроле в области использования и охраны природных ресурсов
Здоровая окружающая среда - одна из самых важных проблем нашего века, из-за человеческой деятельности.
Хрупкий баланс между человеком и окружающей средой, в которой они живут. Во всех странах, включая нашу, проблема особенно страдающих от загрязнения, деградация экосистем, поскольку они не знают, что они имеют право жить в здоровой окружающей среде. Чтобы иметь возможность поддерживать и осуществлять свое право, уважать и обеспечивать выполнение этого требования, отдельные лица должны быть образованными и иметь доступ к информации, принимать участие в принятии решений и получать доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Экологические права человека являются признанными и закрепленными в законодательстве права индивида, которые обеспечивают удовлетворение самых разнообразных потребностей человека, а также взаимодействие с природой взаимодействии с природой.
По уровню правового регулирования эти права следует разделить на:
- основные права в области окружающей среды;
- иные права в области окружающей среды.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными.
Так, к основным конституционным следует отнести такие права, как право на следующее:
- частная собственность на землю,
- благоприятная окружающая среда,
- достоверная информация о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности труда, а также право человека работать в нормальных здоровых условиях.
Действительно, это важно и нужно ввиду того, что такое право является естественным и оттого наиболее важным.
Здесь важно понимать сознательность государства, его власти, как исполнительной, так и законодательной.
Очевидно, что экологическая ситуация, сложившаяся в Германии и Дании, конечно, значительно лучше, чем в Китае.
Это связано с тем, что развитыми странами принимаются меры в виде:
- переноса производств в страны, где рабочая сила дешевле;
- переноса производств в государства, где экологическая ситуация незначительно ухудшится от применения некоторых нездоровых видов производств.
2. Правовое регулирование контроля в области использования и охраны природных ресурсов
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре правительства Республики Беларусь» определена система государственных органов, в том числе в сфере взаимодействия общества и природы.
Так, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды:
- проводит единую государственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды;
- разрабатывает и принимает (публикует) нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, в том числе разрабатывает, утверждает (принимает) технические нормативные правовые акты [20, с.28];
- осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды;
- утверждает ограничения на конфискацию животного и растительного мира;
- обеспечивает в установленном порядке нормирование, техническое регулирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
- осуществляет государственное регулирование деятельности в области экологической сертификации;
- осуществляет лицензирование деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- проводит государственную экологическую экспертизу;
- утверждает перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которой оценка воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду является обязательной;
- является руководителем государственных целевых бюджетных средств на охрану окружающей среды;
- организует учет и оценку природных ресурсов;
- осуществляет следующие государственные кадастры природных ресурсов совместно с соответствующими государственными органами республики: недра, воды, воздуха, флоры, фауны, торфяного фонда, а также отходов и других кадастров и координирует деятельность этих органов по управлению ими. ;
- организует в установленном порядке проведение Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
- ведет Красную книгу Республики Беларусь, организует учет и контроль за состоянием редких и исчезающих видов на территории Республики Беларусь диких растений и диких животных;
- организует экологическую сертификацию объектов;
- устанавливает порядок ведения экологического паспорта предприятия.
3. Ответственность за нарушения в области использования и охраны природных ресурсов
Административные правонарушения в области природопользования - это действия, прямо противоречащие нормам законодательства, содержащимся в главе 15 Кодекса об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
Незаконность правонарушения в области природопользования выражается в том, что гражданин или лицо на территории нашего государства нарушает право, а также в действиях, противоречащих требованиям государства, и тем самым в противодействии воля государства.
Таким образом, возникает конфликт между гражданином и государством.
Особенностью этого конфликта граждан или других лиц с государством, проявляющегося в форме правонарушений, является то, что субъекты действуют незаконно, вопреки правовым нормам, которые запрещают соответствующее поведение или требуют активных действий [6, с.47].
Итак, необходимым признаком правонарушения в области природопользования является противоправность. Акт, который не нарушает никакой закон, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не преступлением или правонарушением.
Следует отметить, что точной основой административной ответственности является наличие административного правонарушения как в нормативном, так и в фактическом аспектах.
Административное правонарушение является неправомерным (умышленным), а также характеризуется другими признаками, предусмотренными КоАП, деянием (действием или бездействием), за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение в области природопользования является незаконным (умышленным), в том числе характеризуется другими признаками, предусмотренными нормами акта (действия или бездействия) КоАП, направленными против экологической безопасности, окружающей среды и природопользования, за что установлена административная ответственность, указанная в санкциях части 15 главы КоАП.
Стоит отметить, что административное правонарушение в области природопользования, как основы административной ответственности, является виновным, противоправным деянием, посягающим на правила поведения граждан и должностных лиц в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и природопользования, установленные правовыми и административными санкциями.
Кроме того, административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своей природе не влекут за собой уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством [9, с.78].
Заключение
Таким образом, основной целью экологической политики в Республике Беларусь является обеспечение экологически благоприятных условий жизни для людей, а также рациональное использование и охрана природных ресурсов, развитие правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах нынешнего и будущего поколения. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды определены в статье 7 Закона «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года № 1922-XII. Экологическая безопасность - это состояние защиты человека, общества и биосферы в целом от угроз, связанных с антропогенным и экологическим воздействием на окружающую среду. Существуют два направления экологической политики в области обеспечения экологической безопасности в Республике Беларусь: формирование единой национальной системы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; совершенствование механизмов реализации экологической политики. Управление экологической безопасностью осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном, местном. Контроль и управление глобальным уровнем осуществляется на основе Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде - ЮНЕП и ее подразделений: ЮНЕСКО, МСОП, ВОЗ и других организаций. Контроль и управление на региональном уровне осуществляются на уровне правительств государств и межгосударственных отношений. Система управления экологической безопасностью включает: экологическое управление экономикой; новые экологически чистые технологии; поддержание темпов развития окружающей среды, содействие рациональному использованию природных ресурсов. Местный уровень включает города, районы, крупные населенные пункты, предприятия сельскохозяйственной, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
Следует также отметить, что система экологических стандартов и стандартов включает стандарты для предельно допустимых концентраций химических и других веществ (ПДК); стандарты предельно допустимых физических воздействий; стандарты для максимально допустимых концентраций микроорганизмов; стандарты допустимых выбросов и сбросов химических и других веществ; стандарты для производства отходов и другие стандарты.
Законодательной и правовой базой для нормирования в Республике Беларусь являются Законы Республики Беларусь «О техническом регулировании и стандартизации», «Об оценке соблюдения требований нормативных правовых актов в области технического регулирования и стандартизации». Экологическая сертификация - это деятельность по сертификации соответствия, проводимая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации Республики Беларусь. Объектами экологической сертификации являются: производство, предприятия и организации; продукты, в том числе те, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, общественное здравоохранение, биологические ресурсы и другие объекты сертификации. В результате сертификации выдается экологический сертификат и размещается знак экологически чистой продукции. Иногда требуется экологический аудит. Важнейшим компонентом этого является оценка потенциальных рисков, связанных с охраной окружающей среды. Экологический аудит проводится в целях обеспечения охраны окружающей среды и управления окружающей средой; оценка экономической и иной деятельности эко-аудируемого лица. Система органов управления качеством окружающей среды выделяется органами государственного управления. В структуре государственных органов выделяются органы общей и специальной компетенции. Органами государственного управления общей компетенции являются Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы. Органами государственного управления качеством окружающей среды особой компетенции являются: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов) Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь (МЗ) и другие организации.
1. Экологическое право: учебник / С. А. Балашенко [и другие]; Минск: БГУ, 2013. – 501 с.
2. Экологическое право: пособие / С.А. Балашенко [и другие]. Минск: БГУ, 2013. – 240 с.
3. Экологическое право: пособие / С. А. Балашенко [и другие]; Т. Макарова, В. Е. Лизгаро. – Минск: Высшая школа, 2009. – 318 с.
4. Лизгаро, В.Э. Экологическое право: ответы на экзамен. вопр. / В.Е. Лизгаро, Т.И. Макарова. 5-е изд., Перераб. и дополн. Минск: ТетраСистемс, 2012. – 160 с.
5. Балашенко, С.А. Международная правовая охрана окружающей среды и права человека: Учебник. пособие / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. – Минск: «Всемирная печать», 1999. – 256 с.
6. Балашенко, С.А. Государственный регистр возобновляемых источников энергии / С. А. Балашенко, Е. Е. Ванкович // Право. – 2013. – № 1. – С. 55-59.
7. Балашенко, С.А. Правовое моделирование в системе обеспечения экологической безопасности государства / С.А. Балашенко // Современные тенденции правового регулирования экологических отношений / С. А. Балашенко [и другие]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 3-6.
8. Балашенко С.А. Правовая поддержка использования альтернативных источников энергии и энергосбережения в Беларуси / С.А. Балашенко // Schriftenreihe der Deutsch-Belarussischen Juristenvereinigung. B. 2: Emeuerbare Energien und rechtsstaatliche Politik Belarussische und deutsche Positionen = Серия работ Немецко-Белорусской ассоциации юристов. T.2: Возобновляемые источники энергии и правовое государство: Позиция Германии и Беларуси / Hrsgb.: Гилберт Гониг, Эдгар Вайлер, 2013. – С. 13-28.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М .: МНИИ; Воронеж: MODEK, 2011. – 624 с.
10. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. – М .: Институт государства и права Российской академии наук, 2011. – 151 с
11. Бринчук, М.М. Принципы экологического права / М.М. Бринчук. – М .: Юрлитинформ, 2013.- 208 с.
12. Дубовик, О.Л. Экологическое право. Учебник / О.Л. Дубовик, Л. Кремер, Г. Луббе-Вольф; отв. Ред. О. Дубовик. – Москва: Изд-во Эксмо, 2005. – 760 с.
13. Жлоба, А.А. Экологическое право Европейского Союза. Общая часть: пособие / А.А. Козел; Х. Герман, С. А. Балашенко, Т. Борик. – Минск: Зорный Верасок, 2010. – 156 с.
14. Институты экологического права / С.А. Боголюбов и другие. – М .: Эксмо, 2010. – 480 с.
15. Убышева, Н. Ж. Обоснование политики в области охраны окружающей среды на основе социально-экономической оценки социально значимых природных товаров: дис. ... канд. экономич. наук. – М., 2008. – 480 с.
16. Карпович, Н.А. Экологическая функция государства / Н. А. Карпович. – Минск: РИВШ, 2011. – 415 c.
17. Лаевская, Е.В. К вопросу о предметах защиты права на благоприятную среду / Е. В. Лаевская // Закон в современном белорусском обществе. / Национальный. Центр законодательных и правовых исследований. – Минск. – 2012. – Выпуск 7. – С.397-402.
18. Маврищев, В.В. Основы экологии: учебник / В.В. Мавришев. – Минск: Интерпресссервис, Вышейшая школа, 2005.- 416 с.
19. Макарова, Т.И. Экологический и правовой статус граждан Республики Беларусь / Т.И. Макарова. – Минск: БГУ, 2004. – 231 с.
20. Макарова, Т.И. Системные недостатки правового регулирования экологических отношений и пути их преодоления / Т.И. Макарова // Аграрное и земельное право. – 2012. – № 5 (89). – С.26-29.
21. Фаткулин С. Т. Уголовно-правовая охрана земли. – РАП, М., 2009. – С. 85–101.
22. Фаткулин С. Т. Виктимологический аспект экологических преступлений (в плане постановки проблемы) // Виктимология. – 2015. – № 4. – С. 41–45.
23. Хлупина Г., Качина Н. Проблемы применения нормы об уголовной ответственности за порчу земли // Уголовное право. – 2010. – № 1. – С. 49–54.
24. Шарова Г. Состояние экологической преступности в Российской Федерации в 2004–2008 гг. // Уголовное право. – 2009. – № 5. – С. 127–129.
25. Щедрин Н., Востоков А. Уголовная ответственность юридических лиц или иные меры уголовно-правового характера в отношении организаций // Уголовное право. – 2009. – № 1. – С. 58–62.