Введение
Раздел 1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме
1.1. Определение экскурсионного туризма
1.2. Классификация экскурсий
1.2. Сущность и специфика экскурсий
Раздел 2. Проектирование и разработка туристического маршрута
2.1. Проектирование экскурсионных туров
2.2.Разработка экскурсионного тура «На родину Станислава Монюшко»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Экскурсия – один из самых первых видов туризма, с которым знакомится человек. Определение данного понятия звучит следующим образом: экскурсия – это туристическое путешествие физических лиц на период менее 24 часов, посещение физическими лицами, в том числе туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, других объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под руководством экскурсовода, гида-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.
Любовь к познавательному туризму нам прививают ещё со школьной скамьи – информация, полученная во время экскурсий, лучше усваивается, да и сами дети предпочитают личное знакомство с предметом исследования просиживанию за партой. Повзрослев, мы продолжаем удовлетворять своё любопытство посредством чтения книг, просмотра телепередач, знакомством с теми или иным аспектами жизни через интернет, но ничто из этого не способно в полной мере заменить ознакомление с предметом при помощи непосредственного контакта. Лишь увидев что-либо воочию, мы способны в полной мере насладиться этим.
Конечно, не всем нравится посещать музеи и выставки, любоваться памятниками древнего зодчества и произведениями искусства – некоторые люди и вовсе не признают никакого другого отдыха, кроме праздного пребывания под солнцем, но есть и те, кто старается с пользой проводить свой досуг. Во время путешествия можно обзавестись не только загаром, но и массой свежих впечатлений, а так же почерпнуть знания об истории и культуре посещаемых стран, ознакомиться с различными достопримечательностями, местной кухней, бытом, образом жизни. Именно для удовлетворения таких потребностей и существует экскурсии.
Раздел 1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме
1.1. Определение экскурсионного туризма
Перед тем, как приступить к изучению данной темы следует дать чёткое определение термину «экскурсионный туризм». Очень часто его называют так же познавательным, или, объединяя оба слова, получают обобщённое наименование в виде “экскурсионно-познавательного” туризма.
Для начала следует дать определение самому туризму. Туризм – это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки и без занятия коммерческой деятельностью в месте пребывания. В качестве целей указываются развлекательные, оздоровительные спортивные, религиозные, познавательные и другие [15].
В нашем конкретном случае этой целью является познание – осмотр достопримечательностей, изучение истории, культуры и быта страны пребывания, знакомство с местными традициями и, наконец, обмен опытом, навыками и знаниями, общение с носителями языка, повышение общего уровня образования. Цель, которую ставит перед собою человек и вся отрасль познавательного туризма в целом – это повышение культурного уровня и удовлетворение духовных потребностей посредством посещения определённых объектов интереса [10].
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, и в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута [5].
Раздел 2. Проектирование и разработка туристического маршрута
2.1. Проектирование экскурсионных туров
При проектировании туристского продукта “экскурсия” в первую очередь исходят из того, что она может являться не только частью комплексного туристического продукта, но и представлять собой самостоятельный продукт, который удовлетворяет потребности людей в познании окружающей действительности, посещении достопримечательных объектов истории и культуры на месте их расположения. Разработка новых экскурсий обусловлена предпочтениями потенциальных потребителей продукта, спросом на конкретный вид экскурсий и определяется экскурсионными возможностями территории [16].
Проектирование экскурсии включает определение её тематической направленности и объектов осмотра, содержания и качества предоставляемой информации, продолжительности и способа передвижения по маршруту. Процесс проектирования экскурсии начинается с изучения конъюнктуры рынка и существующего спроса, чтобы на этой основе определить и выбрать тему нового продукта [2].
Затем следует организация и проведение предварительной работы по подготовке экскурсий, включающей в себя накопление знаний по выбранной теме, изучение и подбор материалов, источников информации и определение целей и задач одновременно ведётся отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. В качестве объектов могут выступать:
• места, связанные с историческими событиями;
• природные объекты и заповедники;
• здания и сооружения;
• мемориальные памятники и комплексы;
• произведения архитектуры и градостроительства;
• оригинальные инженерные сооружения;
• объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;
• технические экспонаты;
• памятники искусства;
• экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; • археологические памятники [12].
Заключение
Информацию об окружающем мире можно почерпнуть из многих источников, таких как книги, телевидение и интернет, но ничто не заменит личного знакомства с изучаемым объектом. Народная мудрость гласит – “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”; именно этому стремлению и служит экскурсионно-познавательный туризм. Данный вид путешествий способствует удовлетворению многих человеческих потребностей, таких как познание, движение, общение и даже оздоровление. В ходе экскурсии человек не только отдыхает, но и растёт духовно, приобретает новые знания, получает возможность вживую соприкоснуться с историко-культурным наследием своей или чужой страны.
Объектами интереса могут служить как памятники архитектуры, искусства и литературы, так и места, связанные с деятельностью исторических личностей, история, религия, наука, народные промыслы, кухня, быт. Многообразие дестинаций позволяет создавать бесчисленное количество комбинаций туристических маршрутов.
Для Беларуси экскурсионно-познавательный туризм играет первоочередную роль, поскольку способен заменить собою все прочие виды въездного туризма, чьё развитие в силу тех или иных обстоятельств невозможно на территории нашей родины. Богатая история, пёстрый этнокультурный состав, наследие наших предков – всё это способно послужить плацдармом для развития данного вида туризма. Для привлечения на территорию нашей страны иностранных клиентов крайне необходимо проведение политики по развитию экскурсионно-познавательного туризма.
1. Абухба, Г.В. Рекреационно-туристическая деятельность как фактор регионального развития / Г. В. Абухба // Социология власти. - 2011. - № 7.- С.151-158.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм. – М.: Издательский дом ГЕРДА, 2014. – 544 с.
3. Богданов Е.И. Экономика отрасли туризм: учебник для вузов / Е. И. Богданов, Москва : ИНФРА-М, 2014. 316 с.
4. Голубничая С.Н. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие. – ДИТБ, Донецк, 2003. – 214 с.
5. Гуляев, В.Г. Организация туристической деятельности: учебное пособие. – М.: “Ноллиджи”, 2006. – 250 с.
6. Джанджугазова, Е.А. Туристско-рекреационное проектирование. – М.: Издательский центр “Академия”, 2014. – 272 с.
7. Добрина, Н.А. Экскурсоведение. Учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 288 с.
8. Зайцева Н. А. Практикум по менеджменту туризма: учебное пособие для вузов / Н. А. Зайцева. Москва: 2011. 167 с.
9. Игнатьева И. Ф. Организация туристской деятельности: учебное пособие для вузов / И. Ф. Игнатьева. Санкт-Петербург, 2015. 448 с.
10. Ильина, Е.Н. Основы туристической деятельности: учебник / Е.Н. Ильина. - М.: Академия, 2007. – 434 с.
11. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672 с.
12. Курило, Л.В. Основы экскурсионной деятельности. Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2012. – 208 с.
13. Наумова, Е.В., Удальцова, М.В. Сервисология. Человек и его потребности. Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2011. – 112 с.
14. Новикова, И. В. Проблемы регионального туризма / И. В. Новикова // Социологические исследования. - 2014. - № 2.- С.129-130.
15. Петров С. В. Безопасный отдых и туризм: учебное пособие для вузов / С. В. Петров; Москва: АРТА, 2011. 294 с.
16. Прохорова, О.В. Перспективы развития регионального туризма//Молодой ученый. №7.1. – 2014. – С. 10-12.
17. Сенин В. С. Туризм: мини-словарь / В. С. Сенин, Москва: 2014. 63с.
18. Степченко, А. Отдых на природе / А. Степченко, Г. Маликова // Дерево.RU. - 2014. - № 1.- С.16-19.
19. Шаповал Г.Ф. История туризма Беларуси / Г. Ф. Шаповал. — Минск : Республиканский институт высшей школы, 2006. — 163 с.
20. Якуш Н.М. История и география туризма в Беларуси. — Минск: БГТУ, 2012. — 213 с.