Введение
1 Понятие и виды форм управленческой деятельности государственного органа
2 Правовые формы управленческой деятельности президента Республики Беларусь. Акты президента Республики Беларусь
3 Организационные формы управленческой деятельности президента Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Сложность определения места делегированных актов в системе законодательства обусловлена особенностью соотношения юридической силы закона и указа этого типа. Делегированный декрет имеет силу закона, что создает определенные трудности на практике при применении закона и указа, регулирующих одни и те же общественные отношения.
Несоответствие законодательства приводит к нарушению ряда конституционных принципов, которые являются основой для формирования отношений между государством и человеком. В такой ситуации правоохранитель находится в крайне сложной ситуации. Поэтому важно выстроить строгую иерархическую структуру нормативных правовых актов. В.Д. Зорькин отметил, что «именно пирамида составляет легальную жизнь общества. Во главе этого находятся принципы и более высокие нормы, которые закреплены в Конституции и на самом высоком уровне переводят самые общие положения на юридический язык. Затем пирамида опускается, расширяясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически подчиненных слоев – законов, затем различных подзаконных актов, судебной практики и других правоохранительных актов в центре и на местах.
С властью всегда приходит ответственность. Долгое время законодатель предусматривал суровые наказания за злоупотребление властью. Таким образом, государственные служащие и другие лица, наделенные властью, исторически были особым субъектом преступления. Например, в соответствии с Уставом Великого княжества Литовского 1566 года адвокат отвечал за титул или жизнь за преднамеренные действия, совершенные против интересов представляемой стороны.
По мере усложнения отношений в обществе распределение конкретных должностей для целей уголовно-правового регулирования становится неэффективным из-за необычайно сложной структуры общественных отношений. Поэтому для замены указаний на конкретные должности в Уголовный кодекс РСФСР 1922 года вводится понятие «должностное лицо», в которое входят лица, занимающие постоянные или временные должности в любом государственном (советском) учреждении или предприятии, а также организация. или объединение, которое имеет право на определенные права, обязанности и полномочия при выполнении экономических, административных, образовательных и других общегосударственных задач.
1 Понятие и виды форм управленческой деятельности государственного органа
Если мы обратим наше внимание на административно-правовую доктрину и законодательство западноевропейских государств, отметим, что и в науке, и в законодательстве используется понятие «административные акты». Погружаясь в опыт зарубежных стран, хотелось бы отметить, что французскими и немецкими учеными большое внимание было уделено теории административных актов. По словам Ю.Н. Старилов, основное различие в их подходах заключалось в том, что во французском административном праве административный акт может быть нормативным и индивидуальным, в то время как в германском административном праве административный акт и создание правовых норм рассматриваются как разные формы управленческих действий [3 с. 244]. Немецкие ученые отмечают, что административный акт является «изобретением» науки публичного права, которая создала ее по французской модели; Административный акт действует, с одной стороны, как «типичный продукт односторонне властной действующей администрации, исполняющей законы и реализующей государственные цели в рамках законов. С другой стороны, посредством административного акта и предшествующей ему процедуры или после нее должна быть обеспечена правовая безопасность, как и судебное решение» [4, с. 194].
Конечно, наряду с зарубежным опытом нельзя недооценивать отечественные достижения в этой области. Довольно широко теория актов управления, практика их публикации и применения изучалась в ряде работ советских администраторов [5; 6; 7; 8], в том числе диссертационные исследования [9]. Проблемы актов управления освещались в работах об органах управления, формах и методах управленческой деятельности [12].
Особого внимания при разработке теории административных актов заслуживает работа выдающегося русского ученого конца XIX - начала XX века А. А. Елистратова [13], в которой, исследуя категорию правовых актов, определила ее как любое действие, раскрывающее чью-либо волю вызывать правовые последствия. Автор поделил все правовые акты на административные акты - публично-правовые акты, посредством которых выполняются административные функции, а акты управления - государственный акт, относящийся к компетенции государственного учреждения.
2 Правовые формы управленческой деятельности президента Республики Беларусь. Акты президента Республики Беларусь
Вопрос о правовых актах Президента является довольно интересным. Президент издает акты как подзаконные и направленные на исполнение законов, так и акты, имеющие силу закона.
Конституцией предусмотрены следующие виды правовых актов Президента:
1) декреты,
2) указы,
3) распоряжения [2, с.54].
Распоряжения Президента по общему правилу являются актами правоприменительного характера.
В практике последних лет имеет место издание Президентом директив. Их издано уже четыре. Ранее директивы издавались как самостоятельные акты (лишь одна утверждена указом). Законом о нормативных правовых актах установлено, что директивы утверждаются указами, которые являются актами программного характера (можно предположить, что они находятся на одной ступеньке правовой лестницы, что и программные законы (ст. 104 Конституции). Вместе с тем было бы полезно определить их соотношение, имея в виду, что программные законы прямо указаны в Конституции, кроме того, к их принятию причастен Президент не только на стадии осуществления по его поручению подготовки проектов законов, но и их подписания).
Декреты являются актами нормативного правового характера (понятие нормативного правового акта дано в Законе о нормативных правовых актах — они имеют общеобязательный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц, не исчерпываются однократным применением, принимаются в установленном порядке компетентным субъектом) [1, 99].
Т. Марченко считает, что «приоритет закона над всеми другими источниками права обусловлен «фундаментальными и вневременными историческими, социальными, национальными и другими ценностями народов Западной Европы» [4, с. 36].
Но приоритет закона заключается не в механическом увеличении доли законов в правовой системе, а в решении основных, наиболее важных вопросов [3, с. 25].
3 Организационные формы управленческой деятельности президента Республики Беларусь
Законодательством Республики Беларусь определены основные полномочия Президента. Так, Президент Республики Беларусь:
назначает республиканские референдумы;
назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь на выборы и проведение национальных референдумов;
формирует, отменяет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативные и другие органы при Президенте;
с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра;
определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает и освобождает от должности заместителей премьер-министров, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке правительства или его членов;
с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного суда, Председателя Высшего хозяйственного суда из числа судей этих судов;
с согласия Совета Республики, назначает судей Верховного суда, председателя Центральной комиссии по выборам и республиканским референдумам, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального Банка;
назначает шесть судей Конституционного суда, других судей Республики Беларусь;
отстраняет от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
назначает и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля.
Заключение
Прежде чем говорить о месте указов и декретов Президента Республики Беларусь, изданных на основании делегированных ему полномочий в системе законодательства, следует отметить, что в отечественной правовой литературе некоторые авторы подчеркивают, что одной из основных причин За отсутствием практики делегированных декретов является широкая власть глав государств временных указов [1, с. 34].
Анализ норм Конституции Республики Беларусь показывает, что Президент Республики Беларусь издает временные указы из-за особой необходимости по собственной инициативе или по предложению правительства. Указ второго типа издается Президентом Республики Беларусь на основании закона, принятого большинством голосов от полного состава палат Парламента Республики Беларусь. Сравнивая условия, при которых палаты Парламента Республики Беларусь могут принимать решения о делегировании законодательных полномочий и отмене временных указов Президенту Республики Беларусь, следует отметить, что нормы Конституции Республики Беларусь по этому вопросу нелогично. В первом случае для принятия решения требуется простое большинство голосов, а во втором – квалифицированное большинство. Кажется, что оба эти вопроса одинаково важны, поэтому условия для решения должны быть одинаковыми.
Также, стоит отметить, что установление административной ответственности за диффамацию должностного лица государственного органа в связи с осуществлением его официальных полномочий и нормативно-правовой базы для его осуществления представляется эффективным средством сдерживания процессов диффамации в отношении правительства. чиновники и защита бизнеса. В то же время ключевой областью в этом должна стать публичная процедура привлечения виновных к ответственности и освещение в СМИ максимального количества судебных решений по результатам рассмотрения данной категории дел.
Реализация этих направлений позволит не только обеспечить адекватные гарантии правовой защиты государственных служащих (в том числе должностных лиц ОВД), но и повысит уровень деловой репутации государственного аппарата в целом. Наряду с этим, внесение этих изменений будет способствовать объединению КоАП с другими законодательными актами, обеспечивая адекватный уровень правовой защиты для категорий должностных лиц.
1. Административное право и управление. Понятие и виды государственных служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isfic.info/adom/cint53.htmээ.
2. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право 1996. – №12. С. 10-18.
3. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
4. Забелов, С.М. Административное право.: Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
5. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
7. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 10.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
8. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
9. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (Авторский коллектив) (по состоянию на 30.09.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
10. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 11.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
11. Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы) (по состоянию на 12.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
12. Новое в законодательстве о занятости населения (анализ Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Томашевский К.Л. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
13. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 19.06.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
14. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24 окт. 2003 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
19. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
20. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
23. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
24. Путеводитель по кадровым вопросам "Госслужащие" (Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр") (по состоянию на 02.10.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
25. Развитие полномочий участников правоотношений с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Привалов Ю.А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
26. Сокращение численности или штата работников в вопросах и ответах (по состоянию на 09.12.2016) / Штейнер А.И. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
27. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.
28. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
29. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.