Введение
1 Зарождение и становление юридической психологии в зарубежных странах. Формирование взглядов и концепций прогрессивных мыслителей и общественных деятелей ХVIII – XIX веков в странах Западной Европы
2 Проблемы разработок судебно-психологических исследований. Современный период в истории юридической психологии и основные направления ее развития
Заключение
Список использованных источников
Введение
Юридическая психология изучает взаимодействие людей, особенности психологии в отношениях с системой права. Находясь на границе юриспруденции и психологии, эта наука заключает в себя общую и с психологией, и с юриспруденцией цель и задачи, которые можно было бы сформулировать следующим образом.
Основная цель юридической психологии как науки и практики – это образование личности, которая нуждается в правовом обществе. Такая личность в состоянии сконструировать правовое общество, развивать правовое общество, жить в правовом обществе, а если понадобится – защитить правовое государство. Комплексная основа реальности и системный характер знаний о ней создают изучение предмета юридической психологии и особенностей его приложений одной из самых актуальных задач отечественной науки и практики в условиях современной действительности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в каждодневной деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений важное значение имеет человеческий фактор. Поэтому будущим юристам необходимы знания не только процессуального порядка, но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них. Как выделяют многие исследователи, общеметодологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь все внимание в понимании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем.
Объект исследования – юридическая психология.
Предмет исследования – теоретическая база, сформированная различными учеными и юристами; история становления и развития юридической психологии.
1. Зарождение и становление юридической психологии в зарубежных странах. Формирование взглядов и концепций прогрессивных мыслителей и общественных деятелей ХVIII – XIX веков в странах Западной Европы
Развитие юридической психологии исторически предварительно реализовалось как развитие правовой психологии – правовой идеологии. При этом принципы теоретического изучения сущности права и правосознания были положены авторитетными древнегреческими философами. Уже в то время плодотворность законов закреплялась естественными (психологическими) законами поведения людей. Широко психологичными были взгляды Демокрита о значении законоисполнительного поведения, который говорил о том, что закон обращен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков самовольно не склоняются к праведности внутренним влечением [5, с. 217 – 225]. Материалистические идеи о природе человеческого поведения были представлены Сократом. Его мысли о надобности тождества и неотъемлемости друг от друга праведности, мудрости и законности были в последующем развиты Платоном и Аристотелем. Платон в своих работах выделял то, что закон обязан отражать пожелания социума, а устройство общества должно быть произведено в соответствии с возможностями каждого из общества. Справедливость, по мнению Платона, заключается в том, чтобы всякий класс занимался своим делом и находился в дуалистической соподчиненности, а закон, по мнению Платона, – главенствующее оружие модернизации человека. Аристотель излагал то, что люди подвластны чувствам, а закон – это сбалансированный разум. Идеи Сократа, Платона и Аристотеля показали ключевое влияние на последующее развитие юридических принципов, на трактовку права как свойства справедливости и равенства. В эпоху Просвещения передовые мыслители и общественные деятели (например, Кант, Руссо, Вольтер, Дидро, Монтескье) организовывают актуальное положение либерализма и правового государства. В это время обновляется ориентация правового мировоззрения на личность. Выдающийся юрист и мыслитель Шарль Луи Монтескье полагал то, что адекватным человеческим законом можно назвать справедливость, законы определенного общества, лишенные субъективного отношения, предопределяются характерами и свойствами людей такого социума, а законы одного народа могут оказаться непригодными для другого народа. Юридическая или, как ее ранее обозначали, судебная психология пережила длинный и сложный путь развития, который продолжается и по сей день.
2. Проблемы разработок судебно-психологических исследований. Современный период в истории юридической психологии и основные направления ее развития
Достижения психологии постепенно начинают применяться и в России, где психология как наука стала формироваться в XVIII веке. Тем не менее явного воздействия на уголовное судопроизводство она не оказывала, так как в то время преобладал розыскной процесс, который не требовался в использовании психологических знаний. В начале XIX века осуществляются попытки аргументации отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806 – 1812 годах в Московском университете Христиан Штельцер читал курс «Уголовная психология».
После судебной реформы 1864 года, которая явилась побуждением для развития интереса юристов к вопросам психологии, появилась потребность изучения психологических сложностей, выявляющихся в деятельности следственных и судебных органов, с которыми не доводилось встречаться до тех пор, пока суд не стал гласным. Уничтожение системы условных доказательств, объявление свободной оценки доказательств судом достаточно четко предъявили вопрос о психологии судей, особенно присяжных заседателей, которые встретились с предметом оказания на них психологического воздействия со стороны адвокатов и прокуроров в период судебных разбирательств. С целью выявления причин и условий осуществления преступного деяния более доскональному психологическому анализу подвергалась в судебных заседаниях личность обвиняемого, подсудимого, разъяснялись мотивы их поведения. Формируются работы, освещающие употребление психологических знаний в уголовном судопроизводстве. В учебнике Владимира Даниловича Спасовича «Уголовное право» используется большое количество психологических данных. В Казани в 1874 году появилась в печати первая монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии» Александра Александровича Фрезе, где составитель изучает цикл уголовно-правовых понятий с психологических взглядов. Выделим, что при разработке судебно-психологических принципов исключались биокриминальные теории Чезаре Ломброзо и Энрико Ферри. С резкой критикой теории Ломброзо выступила значительная часть ученых (Спасович, Сергиевский, Кони и многие другие). Учение Ломброзо включило сторонников среди определенных врачей, которые, «находясь под влиянием идей вульгарного материализма и совершенно абстрагируясь от социальных условий, трактовали преступность как биологическое явление, как объект медицины, а не юриспруденции» (Остроумов, 1961). В соответствии с данной трактовкой в работах определенных русских ученых конца XIX – начала ХХ веков психика преступника стала изучаться как психопатология, как состояние, близкое к психическому заболеванию. Вместо судебной психологии начинает совершенствоваться судебная психопатология (Сербский, Ковалевский). В основном развитие судебной психологии во второй половине XIX веке осуществляется по следующим направлениям.
Заключение
В начале курсовой работы нами были выделены следующие задачи:
1) раскрыть сущность зарождения и становления юридической психологии в зарубежных странах;
2) охарактеризовать взгляды и концепции прогрессивных мыслителей и общественных деятелей ХVIII – XIX веков;
3) проанализировать проблемы разработок судебно-психологических исследований;
4) дать характеристику современному периоду в истории юридической психологии и основным направлениям ее развития.
Исходя из проделанной работы мы можем сказать о том, что наши задачи и основная цель были достигнуты.
Сделаем заключительные выводы о проделанной работе и поставленных нами определенных задач:
1) появление предпосылок, формирование и базисное оформление юридической психологии теснейшим образом связано с усилиями прогрессивных общественных деятелей, заинтересованных в решении уголовно-правовых проблем с привлечением психологических данных. Идеи Сократа, Платона и Аристотеля показали значительное влияние на последующее развитие юридических принципов, на трактовку права как свойства справедливости и равенства;
2) юридическая психология включает в себя различные блоки научных знаний, является естественной наукой и в одинаковой мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей получает определенные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
3) юридическая психология формировалась и продолжительное время развивалась в недрах юридической науки и практики. Авторами работ и исследований, непосредственное, были опытные и грамотные юристы, которые пытались выйти за границы формально-правового подхода при решении проблем с преступностью, реально комплексных и тесно связанных с психологией. Большинство этих специалистов-юристов оставались любителями в области психологии. На начальном этапе развития юридической психологии такой момент был естественным и оправданным, но в последующем он стал накладывать отпечаток на особенности теоретико-методологических и праксеологических позиций этой отрасли науки. Позитивными сторонами его представали отчетливо выраженные профессионализм и прикладная направленность, а отрицательной – невысокий научно-психологический уровень. В результате юридическая психология была значительно ближе к юридической науке, чем к психологической. Она представляла собой «психологизирующую юриспреденцию», а не юридическую психологию.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 335 с.
2. Аминов, И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов и др. М.: Юнити-Дана, 2012. - 415 с.
3. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учеб. для вузов/В.Л. Васильев. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. – 655 с.
4. Ведерников, Н.Т. Личность преступника в криминалистике и криминологии / Н.Т. Ведерников // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 384. - 148-152 с.
5. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии/М.И. Еникеев. – М.: Юристъ, 1996. – 217 – 225 с.
6. Еникеев, М.И. Юридическая психология/М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2004. – 256 с.
7. Еникеев, М.И. Общая и юридическая психология: метод. указания/ М.И.Еникеев, Э.А. Черных. – М., 1994. – 26 с.
8. Китаев, Н.Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы/ Н.Н. Китаев, В.Н. Китаева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 432 с.
9. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 896 с.
10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов; под. ред. Н.Ю. Шведовой. – 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. – 921 с.
11. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: Юристъ, 2011. - 639 с.
12. Психология: Полный энциклопедический справочник/сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 896 с.
13. Ратинов, А.Р. Правовая культура и поведение. Юридическая психология/ А.Р. Ратинов, Г.Х. Ефремова; под. ред. Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. 480 с.
14. Романов, В.В. Юридическая психология: учеб. / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. –588 с.
15. Словарь-справочник по криминологии и юридической психологии / авт.-сост. В.А. Ананич, О.П. Колченогова. – Минск: Амалфея, 2003. – 272 с.
16. Сорочан, В.В. Юридическая психология [Текст] / В.В. Сорочан. - М.: МИЭМП, 2014. - 105 с.
17. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: вопросы и ответы. – М.: Эксмо, 2005. – 320 с.
18. Цветков, В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 276 с
19. Шиханцов, Г.Т. Юридическая психология: учеб. пособие/Г.Т. Шиханцов. – Гродно: ГрГУ, 1998. – 370 с.
20. Юдина, Е.В. Юридическая психология [Текст] / Е.В. Юдина - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. - 206 с.