Введение
1 Теоретический анализ проблемы учебной мотивации старшеклассников
1.1 Психологическая характеристика старшего школьного возраста
1.2 Понятие, содержание и структура учебной мотивации
2 Результаты изучения учебной мотивации старшеклассников с разным социометрическим статусом
2.1 Описание выборки и процедуры проведения исследования
2.2 Характеристика учебной мотивации старшеклассников с разным социометрическим статусом
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В настоящее время на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, Именно индивидуальность и личность человека с присущими ему характеристиками и являются результатом образовательного процесса, при этом характер мотивации учения и особенности личности, по сути, являются показателями качества образования.
Учебная мотивация является динамическим процессом, которые претерпевает изменения в процессе всей жизни человека и имеет свою специфику на каждом возрастном этапе онтогенеза. Во все времена перед школой ставилась задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности, а для того чтобы он включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, то есть приобрели значимость и нашли отклик в его переживании. Кроме того, знание учебных мотивов позволяет стимулировать нужную деятельность и прогнозировать необходимое поведение ученика.
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности человека, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений учащихся в школе в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что, несмотря на достаточно большое количество исследования по изучению мотивации учебной деятельности школьников, учителя на практике по-прежнему довольно часто сталкиваются с тем, что у ученика нет интереса к учению, у него не сформированы потребности в знаниях, и что особенно остро эта проблема наблюдается у учащихся старшего школьного возраста.
Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, М.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов и многие другие. Проблема межличностных взаимоотношений и социометрического статуса в школьном возрасте достаточно подробно изучалась В.В. Абраменковой, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, Я.Л. Коломинским, A.M. Прихожан, Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной, Д.И. Фельдштейном и другими.
1 Теоретический анализ проблемы учебной мотивации старшеклассников
1.1 Психологическая характеристика старшего школьного возраста
Старший школьный возраст в рамках научных периодизаций психического развития определяется как ранняя юность, охватывает период от 16 до 18 (19 лет) и характеризуется как время реального перехода к настоящей взрослости. На этот возрастной этап приходится ряд новообразований в структуре личности, в ее мировоззренческой и нравственной сферах, в общении со сверстниками и взрослыми [1, с. 89].
В этом возрасте у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к моральным ценностям, к другим людям, к себе. Кроме того, на этот период приходится переход на новый конвенциональный уровень морали и становление нравственного самосознания и в том процессе учащиеся старших классов в большей степени ориентируются на собственные взгляды и убеждения, сформированные на основе приобретенных знаний и жизненного опыта [2, с. 216].
Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Перед юношами и девушками возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Главная задача развития в юношеском возрасте заключается в самоопределении в сфере общечеловеческих ценностей. В этот возрастной период активно формируются основы нравственности, социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение, отношение к себе, людям и обществу в целом. Важным аспектом их мотивационной сферы становится нацеленность в будущее, что отражается на их личностном развитии и модели поведения [2, с. 217].
По мнению Х. Ремшмидта, задачами развития в период старшего школьного возраста, являются:
- принятие собственной внешности и продуктивное использование своего тела. Старший школьный возраст является начальной стадией физической зрелости и одновременно стадией завершения полового развития. Вместе с тем, осознание собственной физической силы и привлекательности оказывает влиянием на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности. В свою очередь, осознание своей физической слабости вызывает у старшеклассников замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм;
- усвоение мужской и женской роли: перед юношами и девушками встает необходимость выбрать модель полового поведения. В связи с этим важным становится установление новых, более зрелых отношений с ровесниками обоих полов;
- завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и психологической готовности в самостоятельной жизни;
- становление социально ответственного поведения, повышение социальной активности;
- построение системы ценностей и самосознания как ориентиров своего поведения в обществе;
- подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо нацелено на освоение профессии. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего [3, с. 111].
2 Результаты изучения учебной мотивации старшеклассников с разным социометрическим статусом
2.1 Описание выборки и процедуры проведения исследования
Исходя из цели и задач курсовой работы, было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение учебной мотивации старшеклассников с разным социометрическим статусом.
Исследование проводилось на базе ГУО «Брагинская средняя школа». Всего в исследовании приняли учащиеся 10-11 классов в возрасте 16-17 лет. Общий объем выборки составил 100 человек, из которых 57 юноши и 43 девушки.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) на первом этапе проводился подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) на втором этапе проводилось исследование учебной мотивации старшеклассников с разным социометрическим статусом с помощью тестирования;
3) на третьем этапе осуществлялась обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов.
Методы исследования: теоретический анализ учебной и научной литературы, тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Методики исследования:
1. Социометрия Дж. Морено [20].
2. Методика для диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной [21].
Краткое описание методик исследования.
Социометрия Дж. Морено.
Назначение методики: выявление положения в системе межличностных отношений в группе.
Социометрический метод является одним из основных подходов к пониманию межличностных отношений старшеклассников, в котором отношения рассматриваются как избирательные предпочтения кого-либо из общей группы сверстников.
С помощью данной методики можно установить положение испытуемого в системе межличностных отношений и его социометрический статус. Анализ социоматрицы позволяет увидеть проанализировать картину взаимоотношений в группе, определить занимаемые статусные позиции членами группы, степень взаимности, групповой сплоченности, изолированности, степень удовлетворенности положением в группе.
С помощью социометрии можно определить такие статусные группы как: «Звезды», «Предпочитаемые», «Пренебрегаемые», «Изолированные».
Заключение
В ходе изучения уровня учебной мотивации старших школьников с разным социометрическим статусом, можно сделать следующие выводы:
Старший школьный возрасте представляет собой период от 16 до 18 лет, в рамах которого осуществляется формирование самосознания, как представления о себе самом, самооценка становится более адекватной, снижается уровень личностной тревожности, происходит переоценка своей внешности, моральных и умственных качеств. В этом возрасте происходит формирование собственного мировоззрения, как целостной системы взглядов знаний, убеждений, развитие волевой саморегуляции, стремления к самоутверждению своей независимости, оригинальности, а также существенная перестройка эмоциональной сферы. В этом возрасте появляется сознательное отношение к учению, старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую предпосылку для будущей профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности в психологии рассматривается как часть мотивационной сферы учащихся, как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов, которые могут быть внутренними и внешними. Затруднить становление учебной мотивации в старшем школьном возрасте может: устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов, неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отрицательное отношение к контролю со стороны учителей, сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути, недостаточная устойчивость социальных мотивов при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
Для старшеклассников преобладающими учебными мотивами являются: мотив аффилиации – старшеклассники хотят, чтобы одноклассники были всегда хорошего мнения о них, чтобы в классе у них было много друзей; мотив самоопределения и самосовершенствования – они хотят окончить школу и учиться дальше, быть культурным и развитым человеком; мотив престижа – старшеклассники хотят быть лучшими учениками в классе, чтобы их ответы на уроках были всегда лучше всех; мотив избегания неудачи – они хотят, чтобы их не ругали родители и учителя, не хотят получать плохие отметки. Менее всего для старшеклассников характерны учебно-познавательные мотивы, связанные с процессом учения, мотив долга и ответственности, а также мотив достижения успеха.
В результате проведения социометрии было выявлено, что старшеклассники занимают различное положение в системе межличностных отношений. Более половины старшеклассников имеют благоприятный социометрический статус в группе сверстников. Старшеклассники со статусом «звезды» занимают высокостатусное положение в группе сверстников, они востребованы и популярны, наиболее эмоционально привлекательны для остальных членов группы. Большая часть старшеклассников относится к категории «предпочитаемых», что свидетельствует о стремлении других членов группы к взаимодействию с ними. Вместе с тем, многие старшеклассники имеют неблагоприятный социометрический статус в группе.
1 Болотова, А.К. Психология развития и возрстная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ. 2012. – 526 с.
2 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2011. – 396 с.
3 Шумилин, Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. – М.: Педагогическая литература, 2009. – 279 с.
4 Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Мой мир. – 2002. – 697 с.
5 Снегирев, В.А / Проблема самосознания в психологии. / В.А. Снегирев. – М.: Академический проект, 2011. – 377 с.
6 Кайл, Р.В. Детская психология. Тайны психики ребенка / Р.В. Кайл – М.: ОЛМА-Пресс, 2012. – 443 с.
7 Инхельдер, Б. Психология ребенка / Б. Инхельдер, Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. – 360 с.
8 Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 398 с.
9 Якунин, В.А. Психология учебной деятельности: Учебное пособие / В.А. Якунин. – М.: Логос, 2014. – 155 с.
10 Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2005. – 376 с.
11 Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Академия, 2003 – 425 с.
12 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Академический проект, 2000. – 190 с.
13 Божович, Л.И. Изучение мотивации детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 410 с.
14 Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Академический проект, 2008. – 383 с.
15 Аритова, О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания / О.Н. Аритова // Вестник МГУ. Психология – 2009. –№ 4. – С. 58–62.
16 Орлов, А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2009. – 301 с.
17 Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – Москва: ЭКСМО-Пресс. – 482 с.
18 Леонтьев, А.Н. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / А.Н. Леонтьев. – Новосибирск: НГУ, 2002. – 456 с.
19 Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакмаева // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 93–97.
20 Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.
21 Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004. – С. 149–150.
22 Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко, – СПб.: ООО «Речь», 2004. – 350 с.
23 Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб, 1999. – 519 с.
24 Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Хухлаева – Люберцы: Юрайт. 2016 – 367 с.
25 Дьяченко, О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Изд-во МПСИ, 2010 – 317 с.
26 Кузовлева, Н.В. Культура умственного труда в интегративной подготовке магистра педагогики: методология, теория, практика: учебное пособие / Н.В. Кузовлева, Н.Н. Панчина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 221 с.
27 Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: Академический проект, 2000. – 410 с.
28 Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь. – 2014. – 392 с.
29 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
30 Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. – М.: Педагогическая литература. – 2010. – 325 с.