Введение
1. Теория детского страха
2. Критерии и показатели научной работы с детскими страхами в научной литературе
3. Программа исследования детского страха
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность темы исследования. Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семье принадлежит основная роль в формировании и развитии личности, нравственных начал и жизненных принципов ребенка. В руках семьи находится психическое и психологическое здоровье её членов. Семья поощряет одни личностные стремления, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Именно семья, характер семейных отношений оказывает первостепенное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка.
От семейных отношений, стиля семейного воспитания во многом зависит становление личности ребенка, его эмоционально-волевой сферы и психических состояний. Детские страхи и их преодоление является серьезной проблемой, с которым сталкивается практически каждая семья. По данным многих исследований, большинство взрослых страхов были сформированы в дошкольном детстве [1].
Своевременная психокоррекционная работа с детьми дошкольного возраста способствует снижению их эмоционального напряжения снижению тревожности, а также преодолению и избавлению от страхов. В связи с этим становится актуальным изучение проблемы страхов детей и их преодоления в семейном воспитании.
Степень научной разработанности проблемы.
Различные аспекты, связанные с проблемой детских страхов, рассмотрены в работах таких авторов как Н.Н. Авдеева, Е.В. Антонова, А.И. Захаров, А.А. Ковалевская, Л.Д. Лебедева, А.М. Прихожан, Т.Л. Шишова, Л.В. Щербакова, Ю.В. Щербатых и др.
Проблемой изучения семейных отношений занимались Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.Я. Варга, А.Н. Волкова, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, И.М. Марковская, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Т.М. Трапезникова, Э. Фромм, Г. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и многие другие.
1. Теории детского страха
Страх – это одна из фундаментальных эмоций человека. Страх представляет собой специфическое острое эмоциональное состояние, особую чувственную реакцию, которая проявляется в опасной ситуации. При этом страх появляется по причине наличия конкретной и близкой опасности.
Основоположник наиболее разработанной теории страха в отечественной психологии А.И. Захаров [7, с. 69] утверждает, что страх является аффективным (эмоционально заостренным) отражением в сознании конкретной угрозы для благополучия индивида.
В отечественной литературе принято выделять три уровня страха:
– обыденный (или обычный) уровень;
– возрастной уровень;
– патологический уровень страха.
Обычный страх носит кратковременный характер, проходит с возрастом и не затрагивает систему ценностей индивида, не оказывает существенного влияния на его психику и поведения.
Патологический страх, напротив, носит затяжной, настойчивый и трудно обратимый характер; возникает непроизвольно, т.е. без отсутствия контроля со стороны сознания, и оказывает неблагоприятное влияние на адаптацию индивида к социальной действительности [7, с. 71].
Представителем классических теорий эмоций У. Джемсом страх рассматривался как одна из трех сильнейших эмоций наряду с радостью и гневом. Страх, по его мнению, также является неподдельным и самым ранним инстинктом человека. Особое внимание Джемс уделял боязни одиночества, темноты и сверхъестественных явлений и полагал, что одиночество в детстве служит одним из главных источников страха [24, с. 108]. То есть страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу.
2. Критерии и показатели научной работы с детскими страхами в научной литературе
В настоящее время признается, что наиболее успешно поддаются коррекции страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция – это преодоление, исправление и оптимизация психического развития ребенка, которая основана на естественных движущих сил психологического развития.
В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные способы психокоррекции детских страхов, связанных с различными причинами. Многие способы при этом заимствуются из практики лечения неврозов и представляют собой тот или иной метод психотерапии, среди которых можно назвать:
– арт-терапию;
– детский психоанализ;
– поведенческую психотерапию;
– когнитивную психотерапию;
– гештальт-терапию.
По мнению Л.Д. Лебедевой [16], все методики, направленные на преодоление детских страхов, условно можно разделить на следующие группы:
1. игра со страхами;
2. рисование страхов;
3. вербализация страхов (сказки, истории, рассказы).
Широко используется в психокоррекционной работе метод арт-терапии, в частности, рисование страхов. Арт-терапия помогает ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и избавиться от фрустраций.
В настоящее время широко применяется арт-терапия, означающая в буквальном смысле «терапия искусством», основанная на изобразительной и творческой деятельности. Привлекательность арт-терапевтического метода заключается, что арт-терапия использует язык визуальной и пластической экспрессии. По мнению С.Г. Рыбаковой [23, с. 37], основная цель арт-терапии в коррекционной работе с детьми заключается в гармонизации развития их личности через формирование способности самовыражения и самопознания.
3. Программа исследования детского страха
Исследование страха у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе ГУО «». Выборку составили 30 дошкольников в возрасте 5-6 лет, посещающих старшую группу.
Итак, прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими в основе страхов переживаниями, например, смерти и наказания, опасаясь признаться в них. Мальчики к тому же могут и «мстить» страхам, считая их проявлениями не подобающей мужчинам слабости.
Во всех случаях будет лучше, если о страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых при совместной игре или дружеской беседе. Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования.
Для выявления и уточнения преобладающих видов страхов у детей трех лет и старше была использована методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. Панфиловой. Взрослый рисует контурно два дома: черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (29 страхов, предложенных А. И. Захаровым). После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Количественная обработка результатов нами производилась по формуле: М = N*100 / 29,
Где М – количество страхов в процентах,
N – Количество имеющихся у ребенка страхов,
100% – 29 видов страхов,
29 – количество выделенных А. И. Захаровым страхов 7, с. 44.
Заключение
Проведенный теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме позволяет сделать следующие выводы:
У детей страх может проявляться на трех уровнях: обыденном, возрастном и патологическом. Обычный страх носит кратковременный характер, проходит с возрастом и не оказывает существенного влияния на его психику и поведения. Патологический страх, напротив, носит затяжной, настойчивый и трудно обратимый характер; возникает непроизвольно и оказывает неблагоприятное влияние на адаптацию ребенка к внешнему миру. Существуют различные виды детских страхов: ситуативные и личностные; реальные и воображаемые, острые и хронические, навязчивые, бредовые и сверхценные; дневные и ночные; возрастные и невротические.
Причины страхов могут быть самыми разнообразными. На первом уровне социализации (семьи) страх вызывается неудовлетворенными потребностями в привязанности, понимании, безусловной любви, наличием физических наказаний, запугиванием, дефицитом позитивного общения с обоими родителями, тревожностью родителей, гиперопекой, страшными мультфильмами; на уровне школы страх вызывается преобладанием критики над похвалой, высмеиванием недостатков и насмешками ровесниками, отсутствием общения, разлукой с матерью и отцом; на уровне окружающей действительности страхи вызываются негативным опытом, стихиями, военными действиями, просмотром страшных фильмов. Основные причины возникновения детских страхов кроются в семье.
В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные способы и методы психокоррекции детских страхов, среди которых можно назвать: арт-терапию; детский психоанализ; поведенческую и когнитивную психотерапию; гештальт-терапию. В программу психологической поддержки семьи ребенка, имеющего страхи, должны входить следующие направления работы: индивидуальная работа с ребенком; детские групповые занятия; семейная терапия для родителей.
1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева, Ю.А. Кочеткова // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 35–47.
2. Антонова, Е.В., Томашевская, О.А. Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методами артпедагогики / Е.В. Антонова, О.А. Томашевская // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.) – СПб.: Свое издательство, 2015. – С. 1-5.
3. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. – СПб.: Питер, 2001. – 144 с.
4. Гонкова–Ямпольская Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста / Р.В. Гонкова-Ямпольская. - М.: Просвещение, 1987. – 187 с.
5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие / И.В. Дубровина. – М.: «Академия», 1998. – 399 с.
6. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С.20-27.
7. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
8. Захарова, Е.И. Психология освоения родительства: науч. монография / Е.И. Захарова. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 262 с.
9. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
10. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320с.
11. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни / В. Клайн. - М., 1991. – 134 с.
12. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. – С. 22 – 24.
13. Ковалевская, А.А. Страхи детей младшего школьного возраста и способы их психокоррекции / А.А. Ковалевская // Приволжский научный вестник. – 2014 – № 2 (30). – С. 71-76.
14. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. Училищах / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
15. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / Е.И. Кулинцова. – СПб.: Речь, 2008. – 167 с.
16. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8-17.
17. Мазурова, Н.В. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания / Н.В. Мазурова, Ю.А. Трофимова. – 2013. – № 3, Т. 12. – С. 82-85 с.
18. Марковская, И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
19. Овчарова Р.В. Практическая психология / Р.В. Овчарова - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. - 337 с.
20. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
21. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПБ: Питер, 2003. – 713 с.
23. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 139 с.
24. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция) / А.С. Спиваковская. – М.: Издательство МГУ, 1988 – 187 с.
25. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем / Р.М. Ткач. – СПб.: Речь, 2008. – 118 с.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. – 332 с.
27. Шишова, Т.Л. Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.
28. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект, 2006. – 768 с.
29. Щербакова, Л.В. Детские страхи: роль родителей / Л.В. Щербакова // Психолог в школе! – 2015. – № 1. – С. 36-39.
30. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо-пресс, 2002. – 54 с.