ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Феномен ценностных ориентаций
1.2 Механизм формирования ценностных ориентаций подростков
1.3 Понятие социально-психологической адаптации
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Актуальность темы исследования. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в нашем обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
В процессе социализации личности в условиях современной действительности одной из ее важнейших составляющих является способность к быстрой и эффективной социально-психологической адаптации. Во многом это связано с серьезными проблемами адаптации личности на рубеже ХХI века под влиянием резких изменений социальной среды и постоянно нарастающих стрессов. В свою очередь, их негативное воздействие на психику часто приводит к значительным нарушениям в виде дезадаптированности личности. Особенно подвержены различным социальным факторам дети подросткового возраста. В этом возрасте происходят значительные изменения в психическом развитии, осуществляется становление личности. Подростковый возраст – это ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека.
Основы изучения ценностных ориентаций в отечественной психологии были заложены А.Н. Леонтьевым, В.Н. Мясищевым, В.В. Столиным. Д.А. Леонтьев обобщил основные подходы к изучению ценностных ориентаций в отечественной науке. Он рассмотрел подходы К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Василенко, А.С. Шарова, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, А. В. Петровского и других ученых и определил ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него
[22, с. 236].
Значительный вклад внесли в изучение ценностных ориентаций подростков и юношества В.И. Слободчиков, Л.И. Божович, А В. Мудрик, И.С. Кон. Сущность ценностных ориентаций подростков рассматривалась А.С. Шаровым, Н.Д. Никандровым. Изучением ценностных ориентаций современных подростков занимались И.В. Дубровина, Е.Б. Фанталова, Ю.Ж. Райгородский.
Проблемой изучения социально-психологической адаптации занимались М.И. Бобнева Д. Даймонд, А.Л. Журавлев, В.А. Иванников, К. Роджерс, Е.В. Мороденко, А.А. Реан, Е.В. Руденский и другие.
Понятие «ценностные ориентации» были введены в гуманитарные науки социологом М. Вебером, полагавшим, что ценности выражают направленность интересов различных социальных слоев в различные исторические периоды [12, с. 38].
С.Л. Рубинштейн понимает ценности как производные от соотношения мира и человека, «наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [33, с. 288-289].
В структуре ценностного отношения, по мнению Н.Е. Щурковой, можно выделить компоненты «знаю» (знание о ценности), «умею» (действия по реализации ценностного отношения), «люблю» (переживание ценностного отношения). Носители ценностных отношений играют важную роль в сохранении и поддержке общественной жизни, при этом сами отношения значительно обогащают жизнь личности богатством переживаний многогранности бытия. Система ценностных отношений и должна составлять содержание воспитания [12, с. 36].
Исследователи обнаруживают связь между ценностями и потребностями личности. Так, Д.А. Леонтьев полагает их разновидностями устойчивых мотивационных образований. При этом потребности переживаются как непосредственное чувство связи с миром, как нужда во взаимодействии с ним, их реализация приводит к временному насыщению и дезактуализации потребности. Ценности же носят отпечаток обобщенного и переработанного социального опыта, воспринимаются как что-то внешнее, переживаются как «идеалы - конечные ориентиры желательного состояния дел», причем желательного объективно, «не только для меня одного» [22, с. 227]. Чем более преобладает потребностный компонент в структуре мотивации, тем сильнее проявляется в человеке животное начало.
В качестве ценностей А. Маслоу рассматривает сами потребности, особенно те, которые носят духовный характер - потребности в защите и безопасности; в принадлежности к социальной общности; в дружбе и любви; в уважении, достоинстве, одобрении, самоуважении [23, с. 125].
А. Маслоу рассматривает ценности-потребности как взаимно и иерархически связанные друг с другом, являющиеся ступенями к наивысшей
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и социально-психологической адаптации подростков.
Эмпирическое исследование проходило в 3 этапа:
1) теоретический анализ литературы, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) диагностика ценностных ориентаций и социально-психологической адаптации подростков;
3) математико-статистическая обработка данных с целью выявления взаимосвязи между ценностными ориентациями и социально-психологической адаптацией подростков.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, математико-статистические методы обработки данных.
Гипотеза исследования: существует связь между ценностными ориентациями и социально-психологической адаптацией подростков.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Методика «Ценностные ориентации» Рокича.
Назначение методики: исследование ценностей-целей и ценностей-средств личности. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: первый включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности; второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Испытуемым предлагаются два списка ценностей (по 18 в каждом), где он присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обработка результатов тестирования по данной методике носит качественный характер. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Теоретический анализ литературы и проведенное эмпирическое исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации определяют как главный фактор, доминирующий в мотивации поведения, регулирующий поведение личности, а также как самостоятельное личностное образование. Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Ценности могут различаться по значимости для человека, по потребности человека, по месту в иерархии ценностного сознания, по степени реальности их существования, по содержанию, по цели и средствам их достижения.
2. Ценностные ориентации подростка формируются постепенно в процессе его социализации путем проникновения социальной информации в сознание ребенка. Формирование системы ценностных ориентации представляет собой процесс становления личности, и эта система является средством реализации определенных общественных целей.
3. Социально-психологическая адаптация – это одна из существенных функций социальной психики, которая является определяющим механизмом социализации личности. Состояние социально-психологической адаптации интегрирует человека в сообщества, позволяет усваивать общественные нормы и ценности, а с другой стороны дает возможность самореализовывать себя в этих сообществах, переносить в них свое Я и трансформировать их. Наиболее остро проблема социальной адаптации встает в подростковом возрасте, когда происходит ослабление внимания, усиливается утомляемость, а так же повышается возбудимость и импульсивность.
4. В результате эмпирического исследования установлено, что существует связь между ценностными ориентациями и социально-психологической адаптацией подростков:
– подростки, занятые в общественной деятельности характеризующиеся адаптивностью, стремятся к активной деятельной жизни (r=0,88 при р<0,05); характеризующиеся принятием другим, стремятся к жизненной мудрости (r=0,81 при р<0,05); характеризующиеся эмоциональным комфортом, стремятся к общественному признанию (r=0,76 при р<0,05); характеризующиеся внутренним контролем, стремятся к развитию и самосовершенствованию (r=0,84 при р<0,05); характеризующиеся принятием себя стремятся к интересной работе (r=0,65 при р<0,05). Подростки, не занятые общественной деятельностью: характеризующиеся неприятием себя, стремятся к свободе
1. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – М. : Академия, 1978. – 344.
2. Бондырева, С.К. Духовность (психология, социология, семантика) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2007. – 144 с.
3. Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 130-139.
4. Власова, О.Г. Жизнеосуществление личности : категория свободы, ответственности, выбора / О.Г. Власова // Современное образование, воспитание и нравственные ценности : материалы междунар. науч.-практ. конф.(г. Ставрополь, ноябрь 2000 г). – Ставрополь, 2000. – С. 98-100.
5. Волков, Б.С. Психология юности и молодости / Б.С. Волков. – М. : Трикста, 2006. – 452 с.
6. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. – 2009. – №4. – С. 53-57.
7 Гриценко, С.М. Управление формированием ценностных ориентаций школьников / С.М. Гриценко // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 2. – С.5 6-57.
8. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 118-122.
9. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C. 193-197.
10. Дунаевская, Э.Б. Особенности ценностных ориентации старших школьников общеобразовательных и коррекционных школ / Э.Б. Дунаевская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2008. –№ 51. – С.201-205.
11. Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков / С.Я. Ермолич // Пазашкольнае выхаванне. – 2007. – № 9. – С. 23-27.
12. Журавлев, А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.А. Сосник, М.О. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М., 2006. – 416 с.
13. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование. – 2008. – № 2. – С. 68-73.
14. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции поведения / В.А. Иванников. – М. : Академия, 1991. – 453 с.
15. Иоффе, Э.Г. Политическая социализация молодежи Беларуси / Э.Г. Иоффе // Народная асвета. – 2008. – № 5. – С. 3-6.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. –176 с.
17. Козлова, Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности / Е.В. Козлова : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Козлова. – М., 2003. – 30 с.
18. Коковина, Л.Н. Ценностно-смысловые ориентации личности / Л.Н. Коквина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 2. – С.139-143.
19. Коротаева, А.С. Значение ценностей и ценностных ориентаций в педагогическом взаимодействии / А.С. Коротаева // Педагогическое образование в России. –2011. – № 1. – С.255-259.
20. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи / С.М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 10. – С. 49-54.
21. Кузнецова, Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е.Г. Кузнецова // Вестник ОГУ. – 2011. – № 2 (121). – С. 198-204.
22. Леонтьев, Д.А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 с.
23. Маслоу, А. Религиозные ценности и пик-переживания / А. Маслоу // По направлению к психологии бытия. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – С. 191-269.
24. Мороденко, Е.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности / Е.В. Мороденко // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 8. – С. 108-111.
25. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности / Н.А. Низовских // Психологический журнал. – 2005. – № 3. – С. 25-37.
26. Обухова, Л.Ф. Детская психология : теории, факты проблемы / Л.Ф. Обухова. – М. : Просвещение, 1995. – 530 с.
27. Овчинникова, Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / Г.Г. Овчинникова. – Москва, 1997. – 19 c.
28. Пантин, В. Семья и семейные ценности в сознании россиян (по данным социалогических опросов) / В. Пантин // Воспитание школьников. – 2008. – № 10. – С. 9-14.
29. Петровский, А.В. Теоретическая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2001. – 492 с.
30. Пешкова, Л.Н. Педагогические условия становления ценностных ориентаций личности / Л.Н. Пешкова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 4. – С. 54-55.
31. Поршнев, Б.Ф. Функция выбора – основа личности / Б.Ф. Поршнев // Проблемы личности : материалы симпозиума. – М. : Педагогика, 2009. – 344с.
32. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев. – СПб. : Питер, 2006. – 479 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Бытие и время – СПБ., 2003. – С. 282-405.
34. Руденский, Е.В. Социальная психология : курс лекций / Е.В. Руденский. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 224 с.
35. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М. : Академия, 2001. – 480 с.
36. Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб. пособие / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. СПб., 2004. – 453 с.
37. Социальная педагогика : Курс лекций / Под. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 228 с.
38. Социология молодежи : учеб. пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2001. – 576 с.
39. Спирина, О.Н. Основное содержание ценностных ориентаций личности / О.Н. Спирина // Вестник Адыгейского гос. университета. – 2011. – № 2. – С. 136-139.
40. Степанец, С.Г. Формирование ценностных ориентаций подростков в социокультурной деятельности образовательно-оздоровительного учреждения : автореф. дис. …. канд. пед. наук : 13.00.02 / С.Г. Степанец. – Кострома, 2007. – 19 с.
41. Сухов, А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 600 с.
42. Фомина, С.В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности / С.В. Фомина // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 4-3. – С.652-656.
43. Широких, О.К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций / О.К. Широких // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – С. 23-27.
44. Шотина, О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / О.Е. Шотина // Открытая школа. – 2001. – № 4. – С. 43-45.
45. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – Л.: Наука, 2007. – 453 с.
46. Шамионов, Р.М. О некоторых эффектах социализации личности в контексте системно-диахронического подхода / Р.М. Шамионов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 15-19.