Проблема определения личности, развития личности, проблема периодизации развития личности и определения социально-психологических условий оптимизации этого процесса актуальны для психологической и педагогической наук.
Острота проблемы сегодняшнего дня, недостаточность специальных исследований, посвященных изучению психологических причин девиаций у подростков, и отсутствие научно-обоснованных типологий девиантных личностей, позволяющих организовать эффективную систему профилактики и коррекции девиантной личности и проявлений девиатного поведения, заставляют обратить внимание на данную проблему и оценить ее как весьма актуальную. Решение конкретных профилактических задач в отношении девиантных подростков требует методологического и методического обеспечения реабилитационного процесса, поиска и подбора эффективных средств коррекции.
Подростковый возраст – это период не только глобальных перестроек ранее сложившихся психологических структур, но и закладки основы сознательного поведения, возникновения новообразований, проявления общей направленности в формировании нравственных представлений и социальных установок. Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Причем проблема агрессивности подростков, которая актуальна для общества в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов-исследователей.
Необходимость определения реальных психологических причин девиантности растущих детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность разработки для специальной психологии.
Цель данного исследования – изучение проблемы девиантности в подростковом возрасте
Гипотеза – мы предполагаем, что при создании оптимальных учебно-воспитательных условий, проведении коррекционно-развивающей программы возможно существенное снижение девиантного поведения у подростков.
Объект исследования – поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – девиантное поведение в подростковом возрасте.
В соответствии с гипотезой и целью нами были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности подросткового возраста;
- рассмотреть девиантное поведение в подростковом возрасте;
Подростковый возраст – это отрезок жизни человека между детством и зрелостью. Полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком [10, с. 13].
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. При этом, одни берут за основу тинейджерскую модель, продлевая рамки периода до 18-19 лет, другие предельно сужают интервал. Традиционным считается следующий подход к периодизации: раннее детство и дошкольное детство, период младшего школьника (7-10 лет), подростковый период (10-14 лет), первый юношеский период (старшеклассники – 14-17 лет). Естественно, в этой периодизации читается прямая взаимосвязь с существующей образовательной системой.
Однако, надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Исходя из этого, профессор А.Е. Личко выделяет младший подростковый возраст 12-13 лет, средний – 14-15 лет, старший – 16-17 лет [12, с. 64].
Подростковый возраст еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
Подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита,
В начале работы нами была выдвинута гипотеза о том, что при создании оптимальных учебно-воспитательных условий, проведении коррекционно-развивающей программы возможно существенное снижение уровня девиантности у подростков.
Для подтверждения нашей гипотезы нами было организовано экспериментальное исследование, состоящее из 3 этапов.
Цель данного исследования состоит в определении эффективных условий социально-педагогической работы с девиантными подростками.
В исследовании приняли участие 75 подростков Государственного учреждения образования «Средняя школа № 23 г. Борисова». Возраст подростков – от 15 до 16 лет.
На констатирующем этапе исследования нами был исследован уровень агрессии и тревожности подростков.
Нами были использован опросник состояния агрессии Басса-Дарки [псих.тесты].
Опросник Басса-Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Басс и Дарки в 1957 г. первыми проделали работу, которая характеризовалась попыткой рассмотреть агрессию как комплексный феномен. Ими был предложен опросник, состоящий из 8 индексов, которые они считают важными показателями агрессии. Этот опросник сейчас широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Бланк опросника представлен в Приложении А.
Обработка результатов. Ответы оцениваются по 8 шкалам следующим образом: подсчитывается количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале и умножается на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, что позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
По А.А. Хвану, значение индекса враждебности и индекса агрессивности равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):
- Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
Изучив вопросы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, мы пришли к следующим выводам.
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Характерными особенностями подросткового возраста, влияющими на возникновение межличностных проблем в среде подростков, являются эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Психологическими особенностями, провоцирующими девиантное поведение подростков являются:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженная самооценка;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
К институтам (субъектам) социального контроля относятся практически все социальные институты, однако особая роль принадлежит семье, как институту первичной социализации, государству, как органу высшей власти в обществе и, соответственно, его учреждениям, общественному мнению, выражающему принятые нормы морали
Выделяют 2 уровня мер (технологий) социального контроля: общесоциальный и специальный (индивидуальный).
Формы профилактической работы с подростками могут быть разными: приобщение к здоровому образу жизни; активное обучение социально важным навыкам. Однако они должны применяться с учетом индивидуальных особенностей подростка.
Нами было проведено эмпирическое исследование социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением. Целью исследования было подтверждение гипотезы о том, что при создании оптимальных учебно-воспитательных условий, проведении коррекционно-развивающей программы возможно существенное снижение девиантного поведения у подростков.
В исследовании приняли участие 75 подростков Государственного учреждения образования «Средняя школа № 23 г. Борисова». Возраст подростков – от 15 до 16 лет.
1. Алексеевич, Н.П. Основы социальной работы с подростками. Учебное пособие / Н.П. Алексеевич. – Мозырь : Белый ветер, 2016. – 250 с.
2. Березин, С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков / С.В. Березин. – Самара, 2003. – 295 с.
3. Буйницкая, М.В. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе / М.В. Буйницкая // Вестник ГрГУ. – 2015. – № 5. – С. 29-34.
4. Гордеева, А.Н. Работа учителя с трудными подростками / А. Н. Гордеева. – Витебск: ВГУ, 2015. – 240 с.
5. Гринченко, К.И. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ. Автореф. дисс….канд. соц. Наук / К.И. Гринченко. – Витебск, 2015. – 156 с.
6. Дыщенко, А.А. Агрессивный подросток: особенности педагогического взаимодействия / А.А. Дыщенко // Педагогика. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
7. Змановская, Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
8. Зотов, М.В. Девиантология (Психология отклоняющего поведения) / М.В. Зотов. – Полоцк : Типография «Наследие Скорины», 2015. – 450 с.
9. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение : синтагма, онтология, эпистемиология / Общество и право. – 2015. – № 1. – С. 262-269.
10. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопросы психологии / Г.А. Ковалев. – М., 2003. – С. 13-23.
11. Кожарская, С.Г. Адиктивное поведение подростков / С.Г. Кожарская. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 128 с.
12. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 256 с.
13. Максименя, С.А. Влияние семьи на процесс формирования личности подростков с девиантным поведением / С.А. Максименя // Адукацыяi выхаванне. – 2008. – №6. – С. 33-37.
14. Муравьева, В.Е. Агрессивное поведение подростков / В.Е. Муравьева // Вопросы психологии. – 2013. – № 6. – С. 22-25.
15. Патенов, В.В. Изучение девиаций в социальной психологии / В.В. Патенов // Молодой ученый. – 2014. – № 1. – Том 2. – С. 63-69.
16. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост Н.Ф. Гребень. – Минск : Современная школа, 2007. – 496 с.
17. Социальная работа: Теория и организация / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова [и др.]. – Минск : ТетраСистемс, 2005. – 288 с.
18. Странчиц, М.А. Профилактика девиантного поведения младших школьников / M.А. Странчиц // Пачатковая школа. – 2007. – № 10. – С. 53-55.
19. Стринадко, Ю.В. Социальная работа. Учебник / Ю.В. Стринадко. – Витебск : ВГУ, 2014. – 310 с.
20. Щепетов, В.В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления / В.В. Щепетов // Классный руководитель. – 2008. – № 3. – С. 43-50.
21. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 2003. – 281 с.