Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсорной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
1.1 Сущность процесса сенсорного развития детей раннего возраста
1.2 Общая характеристика сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
Глава 2. Формирование сенсорной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.1 Методики исследования сенсорной сферы у детей раннего возраста
2.2 Коррекционная программа по развитию сенсорной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного развития занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
В настоящее время происходит значительное расширение области исследования отечественной специальной педагогики и психологии за счет повышения интереса к теоретическим и прикладным аспектам воспитания и обучения детей, имеющих выраженные нарушения интеллекта. Это обусловлено, прежде всего, значительным ростом детей данной категории в обществе, а также предпринимаемыми попытками их воспитания и обучения в условиях семьи и специальных дошкольных образовательных учреждений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования сенсорной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.
1.1 Сущность процесса сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Понятие «сенсорное развитие» (от лат. sensus – чувство, ощущение) определяется как формирование навыка и умения представления о внешних свойствах предмета, а также развитие восприятия.
Известный педагог К.Д. Ушинский в своих исследованиях отмечал, что мышление детей базируется на восприятии звуков, красок, форм, образов. Поэтому, «необходимо обеспечить ребенку такой процесс воспитания, который будет насыщен впечатлениями, стоит избегать ситуаций, связанных с сенсорным голоданием и депривацией» [27, с. 249].
Один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII-начала XIX века И.Г. Песталоцци писал: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать..., но нельзя оставлять без помощи усилия, делаемые природой для развития: час рождения ребенка – есть первый час его обучения» [2, с. 35].
Процесс сенсорного воспитания представляет собой постепенное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Понятие «сенсорная культура» было определено и исследовано в трудах М. Монтессори. Педагог разработала комплексную систему воспитания данного качества личности ребенка, которая является частью дошкольной дидактики. Главной целью дидактической программы М. Монтессори является развитие органов чувств. В качестве инструментов такого развития автором был предложен целый комплекс различных упражнений, от индивидуальных занятий до коллективных дидактических игр. По мнению исследовательницы, «процесс воспитания органов восприятия заключается в многократном повторении упражнений, цель которых заключается в том, чтобы чувства восприятия ребенка постепенно утончались и дифференцировались за счет проявления внимания и сравнения» [19, с. 29].
Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста всегда представляла интерес и разрабатывалась многими исследователями. В их числе можно отметить как зарубежных авторов: Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декорли, так и отечественных представителей: Е.И. Тихееву, А.В. Запорожец, А.П. Усову, Н.П. Сакулину и др.
Глава 2. Формирование сенсорной сферы у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью.
2.1. Методики исследования сенсорной сферы у детей раннего возраста.
Исследование особенностей сенсорной сферы детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью – составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Особенности сенсорного развития целесообразно изучать в два этапа. На первом этапе проводится наблюдение за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов (проводит воспитатель), а на втором – индивидуальный психолого-педагогический эксперимент (проводит учитель-дефектолог, педагог-психолог).
Основными задачами наблюдения за детьми в ходе занятий, свободной деятельности и в процессе проведения режимных моментов являются:
изучение состояния потребностно-мотивационной стороны совершаемых детьми сенсорно-перцептивных действий;
выявление состояния операционально-технической стороны реальных и бытовых действий.
В ходе наблюдении за режимными моментами изучаются:
наличие продуктивного контакта с детьми;
способность к включению в целенаправленную деятельность;
выполнение элементарных действий по подражанию, жестовой или словесной инструкции;
уровень развития действий, направленных на обследование предметов в процессе занятий, игр, приема пищи, одевания, умывания;
учет внешних признаков предметов, включенных в деятельность;
выявление моментов речевого и невербального общения детей друг с другом и с взрослыми.
Наблюдение за деятельностью детей в процессе проведения режимных моментов, на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности позволяет определить оптимальное содержание и условия проведения психолого-педагогического эксперимента.
Изучение особенностей сенсорного развития детей раннего возраста на втором этапе проводится учителем-дефектологом и (или) педагогом-психологом в ходе индивидуального психолого-педагогического эксперимента и состоит из нескольких серий заданий.
Заключение.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Понятие «сенсорное развитие» определяется как формирование навыка и умения представления о внешних свойствах предмета, а также развитие восприятия. В процессе сенсорного воспитания закладывается основа формирования психических характеристик личности ребенка, который впоследствии оказывают решающее воздействие на общее развитие и успешность учебной деятельности. Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорное восприятие формируется в процессе целенаправленной психолого-педагогической деятельности. Постепенно от игровой деятельности с конкретными предметами осуществляется переход к использованию моделей предметов. Внешние ориентировочные действия постепенно переходят во внутренний план, то есть интериоризуются. Сенсорные эталоны воспринимаются ребенком без применения внешних приемов. Так постепенно процесс сенсорного восприятия упрощается по мере накопления сенсорных эталонов, которые формируются в разветвленную систему.
Сенсорное восприятие является целенаправленной деятельность, которая основывается на следующих положениях:
мотивация и наличие интереса к воспринимаемому объекту или предмету;
целенаправленное сосредоточение на предмете;
перцептивные действия;
опора на предыдущий опыт познавательной деятельности;
анализ воспринимаемого объекта и формирование обобщенного образа;
словесное закрепление процесса сенсорного восприятия.
Таким образом, процесс сенсорного воспитания должен носить системный и последовательный характер, а также придерживаться общих педагогических принципов. Важным моментом в данной деятельности является планирование и контроль осуществления деятельности. Необходимым этапом в сенсорном воспитании является рефлексия. Педагог должен привить ребенку умение анализировать собственные действия самостоятельно. Таким образом, сенсорное развитие ребенка с одной стороны является основой его умственного развития, а с другой является базисом для успешного овладения многими видами деятельности.
1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.,1960. – 486 с.
2. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей / Р. Буянова //Социальная работа. – №12. – 2006, – С. 34-39.
3. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан. – Мн.: БрГУ, 2007. – 322с.
4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. 1985. – 176 с.
6. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольникольников с интеллектуальной недостаточностью / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
7. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн. для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
8. Гозова, А.П. Психология трудового обучения глухих / А.П. Гозова. – Москва: Педагогика, 1979. – 214 с.
9. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной / Т.Н. Головина. – М.: Педагогика, 1974. – 120 с.
10. Гребенщикова, Е.А. Взгляды Е.И. Тихеевой в области развития речи детей / Е.А. Гребенщикова. – М., 2009. – 111 с.
11. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли / Г.М. Коджаспирова. – М.,2003. – С. 90.
12. Кравков, С.В. Пороги ощущения и их измерение. Психология ощущений и восприятия / С.В. Кравков // Хрестоматия по психологии. – М., 1999. С. 242-249.
13. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
14. Лещинская, Т.Л. Сенсомоторное обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / Т.Л. Лещинская // Дефектология. – 2005. – № 4. – С. 26-34.
15. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – Москва: Наука, 1999. – 349 с.
16. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития: пособ. для учителей / под ред. Т. А. Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
17. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб., 2001. – 216.
18. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
19. Монтессори, М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / М. Монтессори. – М.: Карапуз, 2009. – 147 c.
20. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 2006. – 203 с.
21. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособ. для воспит. дет. сада / Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1983. – 35 с.
22. Поддьяков, Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков. – М., 1965. – 392 с.
23. Розенфельд, Ф.С. Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника / Ф.С. Розенфельд // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 17. – С. 45-78.
24. Сеген, Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей / Э. Сеген. – СПб., 1903. – 246 с.
25. Стребелева, Е.А Наглядно-действенное мышление умственно отсталых детей дошкольного возраста / Е.А. Стребелева // Дефектология. – 1991. – №4. С. 64- 69.
26. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1981. – 176 с.
27. Ушинский, К.Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 4. Человек как предмет восприятия. Опыт педагогической антропологии (продолжение) / К.Д. Ушинскмй. – М.: Дрофа, 2005. – 544 с.
28. Филиппова, Л.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пособ. / Л.В. Филиппова. – Н. Новгород: ННГАСУ. 2009. – 421 с.
29. Цымбалюк, А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук.: 19.00.07 / А.Н. Цымбалюк. – Москва, 1974. – 19 с.
30. Черниговский, В.Н. Проблема физиологии сенсорных систем в трудах Сеченова / В.Н. Черниговский // Иван Михайлович Сеченов (К 150-летию со дня рождения). – М.: Наука, 1980. – С. 211-234.
31. Шиф, Ж.И. Мышление умственно отсталых школьников / Ж.И. Шиф, В.Г. Петрова // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение,1965. – 343 с.
32. Шошин, П.Б. Зрительное восприятие / П.Б. Шошин // Дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1984. – С. 121-144.