Введение
1. Историография и источники
2. История возникновения и развития Морского кадетского корпуса Российской империи
3. Организация учебного процесса в Морском кадетском корпусе
4. Знаки и жетоны Морского кадетского корпуса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Благодаря своему географическому положению и размерам территории, Российская империя имела выход не к одному, а сразу к нескольким незамерзающим морям. Такая ситуация диктовала необходимость развивать флот как торговый, так и военный.
Мореходство являлось сложной наукой поэтому требовало специальной подготовки. Морским офицерам требовались не только глубокие теоретические и практические знания в морском деле, но и в других науках, что требовало от них наличия хорошего образования. И его они имели возможность приобрести в Морском кадетском корпусе.
Для современной России флот не утратил своего значения и так же, как и раньше, он требует подготовки специалистов высокого уровня. Для этого важно, давая нужный объем знаний по необходимым дисциплинам, опираться на славную историю российского флота, в том числе и на традиции в обучении. В связи с этим возникновение и деятельность Морского кадетского корпуса не утрачивает своего значения, следовательно, является актуальной темой и для научного изучения.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть основные вехи истории Морского кадетского корпуса Российской империи от момента его основания до русско-японской войны.
В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• рассмотреть развитие Морского кадетского корпуса с момента его образования до русско-японской войны 1904–1905 гг.;
• рассмотреть образовательный процесс в данном учебном заведении;
• рассмотреть знаки и жетоны Морского кадетского корпуса.
Объект исследования – история учебных заведений Российской империи.
Предмет исследования – история Морского кадетского корпуса от основания до русско-японской войны.
При работе над курсовой работой использовались общенаучные и исторические методы исследования.
К общенаучным методам, использованным в курсовой работе, относятся анализ, синтез, индукция, обобщение.
Тема курсовой работы представляет собой проблему, которую можно разделить на отдельные части, которыми являются главы работы. Такое деление необходимо для того, чтобы детально раскрыть тему.
1. Историография и источники
Изучение истории российского флота включает в себя и такой важный аспект, как изучение развития учебных заведений, занимающихся подготовкой для него специалистов. Морской кадетский корпус, во-первых, относится к числу таких заведений, во-вторых, входит в число старейших учебных заведений страны, поэтому его история привлекает внимание.
Первые работы, посвященные основным вехам развития морского корпуса, были опубликованы еще во второй половине XIX в. и были приурочены к его 100-летнему юбилею. В рамках курсовой работы были использованы следующие из них: «Очерк истории Морского кадетского корпуса» Ф.Ф. Веселаго, [1], «Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 года: с приложением списка выпускных воспитанников 1753–1896 гг.» Н.А. Коргуева [2], «Морской кадетский корпус: краткий исторический очерк» А.С. Кроткова [3].
Среди них необходимо отдельно работу Н.А. Коргуева «Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 года, с приложением списка выпускных воспитанников 1753–1896 гг.». В этой достаточно объемной книге исторический обзор занимает лишь небольшую часть. Основной объем книги занимает список выпускников Морского кадетского корпуса, начиная с 1753 г. и заканчивая 1896 г. Кроме этого, в приложении книги опубликованы копии надписей, снятых с черных и серых мраморных досок церкви Морского кадетского корпуса, а также белых мраморных досок, расположенных в аванзале здания учебного заведения. Продолжен список выпускников, опубликованный в книге Н.А. Коргуева, в небольшой по объему работе Я.И. Павлинова «Список окончивших курс в Морском кадетском корпусе с 1897 по 1905 год» [4].
В последующие годы история Морского кадетского корпуса стала представлять меньший интерес для ученых. Из работ, изданных в течение XX – начала XXI вв., в курсовой работе были использованы «Знаки и жетоны Российского Императорского флота. 1696–1917» В. Доценко [5], а также «Кадетские корпуса и российские кадеты» В.М. Крылова [6].
Отдельно необходимо выделить труды, которые посвященные знакам и жетонам Морского кадетского корпуса Российской империи. Основной из них выступает уже упоминавшаяся выше книга В.Д. Доценко «Знаки и жетоны Российского Императорского флота. 1696–1917». Отдельная глава книги В.М. Крылова «Кадетские корпуса и российские кадеты» также посвящена данной теме.
2. История возникновения и развития Морского кадетского корпуса Российской империи
Наличие выхода к морю является несомненным преимуществом для любого государства. Российское государство имеет выход не к одному, а к нескольким морям, что делает развитие флота и морского дела важной для страны сферой. И одним из ключевых направлений в данной области является подготовка специалистов для флота.
К середине XVIII в. в Российской империи насчитывалось три учебных заведения, занимавшихся подготовкой специализированных кадров для флота: Навигацкая школа, Морская академия, Гардемаринская рота. В это время вице-адмиралом В. Я. Римским-Корсаковым было выдвинуто предложение создать единое учебное заведение с сохранением элементов высшего образования и более широкой образовательной программой по аналогии с Сухопутным кадетским корпусом.
Это предложение было поддержано, и 15 декабря 1752 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о преобразовании Морской академии в Морской шляхетский кадетский корпус, а позднее в этом же году было принято решение о закрытии Навигацкой школы в Москве и расформировании Гардемаринской роты и Морской артиллерийской школы. Учащихся указанных заведений распределили в зависимости от их социального статуса: имеющие дворянское происхождение продолжили свое обучение в кадетском корпусе, а все остальные были направлены в портовые мастерские и для комплектования штурманской роты.
В дальнейшем воспитанниками корпуса также становились представители дворянского сословия. При этом преимущественным правом на зачисление являлись дети чинов морского ведомства, хотя они, как и все поступающие, сдавали вступительный экзамен. Штатная численность учебного заведения составляла 360 человек. Во главе Морского шляхетского кадетского корпуса стоял директор, у которого был помощник по строевой части. Большинство воспитанников готовилась к строевой офицерской службе, но также осуществлялась подготовка морских артиллеристов и геодезистов. В 1762 г впервые учащиеся этого заведения получили единообразное форменное обмундирование и вооружение. Вместе с тем была прекращена подготовка геодезистов, но удвоено число обучающихся артиллерии.
3. Организация учебного процесса в Морском кадетском корпусе
Морской кадетский корпус являлся военным высшим учебным заведением, что накладывало специфические черты на организацию учебного процесса.
Все ученики были разделены на три класса, а в строевом отношении – на три роты [9, с. 46]. Обучавшиеся в старшем классе назывались гардемаринами и изучали высшие морские дисциплины. Во втором классе изучался целый ряд дисциплин, в их числе навигация. Ученики этого класса именовались кадетами, как и ученики третьего класса, которые получали знания по тригонометрию и другие наукам. Переход из одного класса в другой проводился на основе успеваемости, а также учитывалось наличие свободных мест в соответствующих классах.
Несмотря на то, что количество классов и рот одинаково, состав роты формировался из обучавшихся в разных классах, а не в одном. В каждую роту входило по 40 человек из каждого класса. В роте были капитан-лейтенант, унтер-лейтенант и прапорщик Кроме них из гардемарин с высокой успеваемостью назначались каптенармус, подпрапорщик, фурьер, четыре сержанта, четыре капрала и восемь ефрейторов. Занимал должность командира роты капитан третьего ранга.
Всего в Морском корпусе преподавалось 28 учебных дисциплин. Число штатных преподавателей постепенно росло, каждый из них имел помощника, а руководил всей связанной с преподаванием деятельностью профессор. Офицеры неизменно привлекались к проведению занятий. В летнее время учащиеся проходили практику на кораблях в Балтийском море.
В 1764 г. в учебном заведении появилась новая должность – главный инспектор классов, в ведении которого находилась организация учебного процесса. Первым, кто занял эту должность, стал Г.А. Полетика. При нем был четко выделен перечень дисциплин для каждого класса и объем каждой из них, определен список учебных пособий. В 1769 г. Морской кадетский корпус обзавелся собственной библиотекой, в которой хранилось широкое собрание оригинальной и переводной литературы. Кроме перечисленного, в эти годы были установлена самостоятельная подготовка к урокам и полугодовые экзамены и.
4. Знаки и жетоны Морского кадетского корпуса
Морской кадетский корпус обладал целым рядом различной атрибуции и, прежде всего, собственным гербом, первое упоминание о котором относится к 13 марта 1755 г. в связи с тем, что в Адмиралтейств-коллегии были представлены на утверждение рисунки ротных знамен Морского кадетского корпуса. В этих рисунках уже был задействован герб учебного заведения [5, с. 23]. Именно это упоминание о нем является первым задокументированным случаем. Сами эскизы ротных знамен были окончательно утверждены в 1764 г.: на знамени 1-й роты представляло собой государственный герб, на который был наложен герб учебного заведения, знамена 2-й и 3-й рот содержали только гербы Морского кадетского корпуса. Автором их является профессор Я. Штелин, равно как и ему принадлежит авторство рисунка герба Морского корпуса.
Он представлял собой красное поле, на котором был изображен вертикально стоящий, увенчанный императорской короной палаш золотого цвета, а под ним крест на крест располагались руль и градшток аналогичного цвета. Такой выбор элементом был объяснен следующим образом: цвет полотна символизирует столь важные для будущих морских офицеров мужество и храбрость, символом верности долгу и Отечеству выступал палаш, увенчанный короной, а руль и градшток – морские атрибуты, подчеркивающие специфику учреждения и то, чему в нем обучают – и наукам, и практическим навыкам.
С течением времени герб стал приобретать новые элементы. В марте 1839 т. И.Ф. Крузенштерну, занимавшего в то время пост директора Морского корпуса, известили о желании императора Николая I видеть на гербе заведения орденские ленты. Приказ был своевременно быстро и своевременно исполнен, и именно с этого времени герб Морского корпуса окаймляет лента орлена святого апостола Андрея Первозванного, которая содержит надпись «1699 г. Навигацкая школа. 1715. Академия морской гвардии 1838 года Морского кадетского корпуса», а в нижней ее части расположен императорский вензель Петра I.
Заключение
Морской кадетский корпус является одним из старейших учебных заведений страны. За годы своего существования им было выпущено множество выпускников, среди которых немало прославленных адмиралов.
Рассмотрев основные этапы развития Морского кадетского корпуса Российской империи можно сделать следующие выводы:
• учебное заведение стало настоящей кузницей офицерских кадров для российского флота. Успехи в подготовке офицерского состава можно объяснить целым рядом причин. К одной из них нужно отнести умелое руководство. Директорами кадетского корпуса являлись морские офицеры высокого звания, с большим теоретическим и практически опытом, который они могли поделиться с воспитанниками.
• успех Морского кадетского корпуса в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для флота был основан на постоянном развитии и совершенствовании учебного процесса. Постоянно дополнялся и углублялся список преподаваемых дисциплин, много внимания уделялось развитию практических навыков в морском деле. С этой целью даже использовались модели судов, чтобы воспитанники могли тренироваться даже в зимнее время года. Немаловажное значение имела и внутренняя дисциплина, строгость которой зачастую зависела от директора Морского кадетского корпуса. При императоре Николае I были введены телесные наказания за проступки, но затем они были ограничены внутри заведения, а позднее и вовсе отменены. Существовало множество других наказаний для тех, кто получал в течение недели неудовлетворительные отметки или отличался плохим поведением. Несмотря на стремление к совершенствованию учебного процесса, множество прославленных выпускников, русско-японская война обнажила ряд проблем военно-морского флота, в том числе и отставание в преподаваемых дисциплинах.
• Морской кадетский корпус Российской империи имел свой герб, памятные знаки и жетоны. Герб учреждения после утверждения несколько раз изменялся в связи с добавлением новых элементов, но продолжал отражать специфику и принципы корпуса. Получение знака или жетона Морского кадетского корпуса воспитанником или выпускником считалось большой честью, поэтому они носили их с гордостью.
1. Веселаго, Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Веселаго. – Санкт-Петербург: 1852. – Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/26006-veselago-f-f-ocherk-istorii-morskogo-kadetskogo-korpusa-s-prilozheniem-spiska-vospitannikov-za-100-let-spb-1852.
2. Коргуев, Н.А. Обзор преобразований Морского кадетского корпуса с 1852 года: с приложением списка выпускных воспитанников 1753–1896 гг. [Электронный ресурс] / Н.А. Коргуев. – Санкт-Петербург: типография Морского министерства, 1897. – 432 с. – Режим доступа : https://search.rsl.ru/ru/record/01003641230.
3. Кротков, А.С. Морской кадетский корпус: краткий исторический очерк [Электронный ресурс] / А.С. Кротков. – Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1901. – 229 с. – Режим доступа : http://elib.shpl.ru/ru/nodes/24791-krotkov-a-s-morskoy-kadetskiy-korpus-kratkiy-istoricheskiy-ocherk-spb-1901.
4. Павлинов, Я.И. Список окончивших курс в Морском кадетском корпусе с 1897 по 1905 год / Я.И. Павлинов. – Санкт-Петербург: 1905. – 47 с.
5. Доценко, В. Знаки и жетоны Российского Императорского флота. 1696–1917 / В. Доценко, А. Бойнович, В. Купрюхин. – Санкт-Петербург: Полигон, 2004. – 240 с.
6. Крылов, В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты / В.М. Крылов. – Санкт-Петербург : Издание Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, 1998 – 671 с.
7. Белавенец, П.И. О знаменах и гербе Морского кадетского корпуса [Электронный ресурс] / Лейтенант П. Белавенец. – Санкт-Петербург, 1901. – 11 с. – Режим доступа : https://www.prlib.ru/item/429867.
8. Колыбель флота. Навигацкая школа - Морской корпус. К 250-ти летию со дня основания школы математических и навигацких наук 1701–1951 г. / Париж: Издание Всезарубежного объединения морских организаций, 1951. – 328 с.
9. Зеленой, А.И. Морской кадетский корпус в воспоминаниях адмирала Александра Ильича Зеленаго [Электронный ресурс] / А.И. Зеленой // Русская старина. – 1883. – Т. 40. – С. 89–98. – Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book4646/199583/.
10. Алексеев, В.В. Теория и методология истории: учебник для вузов / В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с.
11. Аммон, Г.А. Морские памятные даты / Г.А. Аммон. – Москва: Воениздат, 1987. – 398 с.
12. Бахтина, И.Л. Методология и методы научного познания / И.Л. Бахтина, А.А. Лобут, Л.Н. Мартюшов. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2016. – 119 с.
13. Богданова, В. Кадетство: воспоминания выпускников военных училищ XIX века / В. Богданова. – Москва: Родина, 2018. – 480 с.
14. Вахмистрова, С.И. Вклад генерал-фельдмаршала И.Л. Голенищева-Кутузова в развитие военно-морского образования России (на примере Морского шляхетного кадетского корпуса) / С.И. Вахмистрова // Елагинские чтения. – Выпуск 1. – 2003. – С. 16–23.
15. Вахмистрова, С.И. Подготовка кадров для Российского флота во второй половине XVIII века: По опыту Морского шляхетного кадетского корпуса: автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 / С.И. Вахмистрова ; Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. – Санкт-Петербург, 1998. – 21 с.
16. Веселаго, Ф.Ф. Краткая история русского флота [Электронный ресурс] / Ф.Ф. Веселаго. – Москва: Воениздат, 1939. – 304 с. – Режим доступа : http://militera.lib.ru/h/veselago_ff/index.html. – Дата доступа : 13.06.2019.
17. Георги, И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом 1794-1796 [Электронный ресурс] / И.Г. Георги. – Санкт-Петербург: Типография Императорского Шляхетного Сухопутного Кадетского корпуса, 1794 г. – 757 с. – Режим доступа: http://e-heritage.ru/ras/view/publication/general.html?id=42040936.
18. Загоскин, Л.А. Воспоминания о Морском корпусе 1822–1826 гг. [Электронный ресурс] / Л.А. Загоскин // Русская старина. – 1886. – Т. 52. – С.709–716. – Режим доступа : https://www.prlib.ru/item/362558.
19. Зуев, Г.И. Историческая хроника Морского корпуса. 1701–1925 гг. / Г.И. Зуев. – Москва: Центрполиграф, 2005. – 107 с.
20. Митурич, П.В. Морской кадетский корпус в 1823–1828 годах. (Из воспоминаний генерал-майора Петра Васильевича Митурича) [Электронный ресурс] // П.В. Митурич / Исторический вестник. – 1888. –Т. 33 – № 9. – С. 507–543. – Режим доступа : https://runivers.ru/lib/book9629/483366/.
21. Штат Морского кадетского корпуса [Электронный ресурс] / Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649–1825 гг. / Под редакцией М.М. Сперанского. – Санкт-Петербург: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – Том XIII. 1749–1753 гг. / Под редакцией М.М. Сперанского. – 1830. – 959 c. – Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book3130/9821/.
22. Штат Морского кадетского корпуса [Электронный ресурс] / Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649–1825 гг. / Под редакцией М.М. Сперанского. – Санкт-Петербург: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. – Том XLIV. Часть 1. Книга штатов. Отделение второе / Под редакцией М.М. Сперанского. – 1830. – 457 c. – Режим доступа : https://runivers.ru/lib/book3130/9854/.
23. Тарсаидзе, А.Г. Морской корпус за четверть века (1901–1925 гг.) / А.Г. Тарсаидзе. – Нью-Йорк: 1944