Введение
1 Право на свободное передвижение как объект конституционно-правовой охраны
2 Конституционные и отраслевые гарантии обеспечения права на свободное передвижение
3 Пределы вмешательства в право на свободное передвижение в уголовном преследовании
Заключение
Список использованных источников
Введение
Право на свободу передвижения является одним из наиболее приоритетных направлений для исследований учеными-правоведами, начиная со специалистов в области конституционного права и заканчивая юристами, специализирующимися в сфере международного права. Ставя во главу угла права человека и гражданина, Конституция бережно хранит право свободного передвижения и закрепляет его в статье, дающей гражданам «право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[1] по своему усмотрению. Однако возможность самостоятельного распоряжения своим правом на перемещение нередко ограничивается законодателем в различных целях, начиная от государственных интересов (лица, обладающие государственной тайной лишены возможности покинуть пределы государства) и заканчивая общественной безопасностью (проведение антитеррористической операции). В свою очередь, ограничение данного права имело длительную историю, в которой отечественный законодатель ограничивал действие свободного передвижения по своему усмотрению в результате изменений политической конъюнктуры, режима и т.д.
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы ограничения свободы передвижения, ее истории и современном состоянии необходимо дать определение данному понятию. По мнению теоретика права А.В. Малько «свобода передвижения и поселения – это одно из основных личных прав человека, представляющее собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории государства, а также покидать территорию государства и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований».[7].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правом на свободное передвижение.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правом на свободное передвижение.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правом на свободное передвижение.
1. Право на свободное передвижение как объект конституционно-правовой охраны
Свобода передвижения имела длительную историю, восходящую к XV столетию с момента принятия Судебника Ивана III в 1497 г., впервые законодательно закрепившего ограничение данного права для крестьян. В 57 статье указывалось, что «крестьянам разрешается переходить из волости в волость, из села в село в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после осеннего Юрьева дня»[5]. В этой статье законодатель предусматривал усиление зависимости крестьянина от феодала, что являлось необходимым в экономическом плане. Частые переходы крестьян, неограниченные законодателем, наносили ущерб экономике, в результате чего приходили в запустение земельные участки бедных феодалов. Однако важно отметить, что крестьяне хоть и были ограничены в свободе передвижения, но не лишены его. Подобная привилегия была ими утрачена спустя полтора столетия.
В XVII в. произошло наиболее значительное урезание права крестьян на свободное передвижение. С принятием Соборного уложения в 1649 г. государство значительно ограничило право крестьян на переход от одного феодала к другому. В главе XI «Суд о крестьянех», состоявшей из 34 статей, перечислялись основные положения крепостной зависимости крестьян, на основании которой они полностью лишились прав на свободу передвижения. В свою очередь, свободное население не имело ограничений на свободу перемещения. На территории Беларуси не было ограничений для передвижения, однако для выезда заграницу требовалась «проезжая грамота» – аналог современного паспорта. «Для поездки в «иное государство» подданным требовалось «бити челом государю… а в городех воеводам о проезжей грамоте ему не ездите»; однако указывалось, что в обязанности воевод входило выдавать эти проезжие грамоты «безо всякого задержания».[6]
2. Конституционные и отраслевые гарантии обеспечения права на свободное передвижение
Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является неотъемлемым правом каждого человека.
Данный подход претерпел серьезную историческую эволюцию и окончательно сформировался в общемировом сознании к середине XX века. С этого периода он стал повсеместно закрепляться в международных и внутригосударственных нормативных правовых актах большинства стран мира.
В частности, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года гарантирует каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства.
При этом каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд законом в случае необходимости для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
Вместе с тем, важно подчеркнуть, что в истории нашего государства данный принцип имел серьезные ограничения как в дореволюционный период, когда вплоть до середины XIX века действовало крепостное право, так и во времена СССР, где десятилетиями существовали запреты для определенных категорий граждан (например, по социальному, профессиональному, национальному и другим признакам) и миллионы людей не могли самовольно покидать место жительства.
Кроме того, в СССР существовал жесткий административный режим прописки, который закреплял граждан за строго определенным местом жительства.
При этом гражданина могли лишить прописки в принудительном порядке, например, осужденного к лишению свободы, фактически лишив его права проживания в определенном жилом помещении (см., напр., Постановление Совмина СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР») [6].
3. Пределы вмешательства в право на свободное передвижение в уголовном преследовании
Система мер государственного принуждения за многовековой период своего существования претерпела множественную деформацию и изменения. В системе мер государственного принуждения особое место занимает принуждение в рамках уголовных правоотношений, выраженных в системе наказаний и мер пресечения, определяемых УК и УПК. Современная система наказаний и мер пресечения выстроена по принципу «от менее жесткого к более жесткому».
Теория и практика применения наказаний и мер пресечения определила классификацию мер государственного принуждения. Традиционно она представлена двумя группами:
– связанные с изоляцией (лишением свободы) личности;
– не связанные с изоляцией (лишением свободы) личности.
В отличие от ранее действовавшей существующая система наказаний претерпела значительные изменения как по наименованию и сущностным характеристикам, так и по объему правоограничений.
Действовавшая система наказаний к середине 90-х гг. ХХ в. насчитывала 10 видов наказаний, два из которых были связаны с изоляцией личности (лишение свободы и направление в дисциплинарный батальон). Сегодня в системе наказаний фактически пять ее видов из тринадцати являются наказаниями, связанными с лишением свободы (арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь). Представляется, что градация наказаний на указанные группы является в некоторой степени условной. Анализ наказаний, связанных с лишением свободы, показывает, что их содержание в последние десятилетия стало намного шире, чем это определяется их названием и сущностными характеристиками. Фактически элементы лишения свободы проникают в наказания, не связанные с изоляцией личности, и наоборот, когда наказания, связанные с лишением свободы, наполняются сегментами иных наказаний, в том числе не связанными с изоляцией личности.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Таким образом, можно заключить, что на протяжении длительного времени право на свободу передвижения активно модернизировалось. Беря свои истоки с ограничения, оно в итоге стало реальностью лишь в конце XX в. с принятием Конституции 1993 г.
Прежде законодатель, ограничивая данное право, стремился обезопасить государство в экономическом плане от запустения земельных наделов феодалов, являвшихся основой финансовой независимости государства, а в наши в ограничении этого права является вопросом национальной безопасности.
Подобные действия уполномоченных органов будут признаны правомерными, т.к. не противоречат Ч. 3 Статьи 55 Конституции «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя».[1]
2. В то же время следует отметить, что положения Конституции не дублируют в буквальном смысле положения Конституции Республики Беларусь по признаку территориальной принадлежности, а выступают дополнительно правовой гарантией его реализации.
Реализация конституционного права свободного передвижения предполагает возможность беспрепятственно перемещаться в пределах границ Республики, выезжать за ее пределы и въезжать обратно на ее территорию, независимо от наличия или отсутствия у гражданина жилого помещения для постоянного или временного проживания и каких-либо иных дискриминирующих обстоятельств.
Регистрационный учет граждан, в отличие от ранее действовавшего института прописки, носит уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и последующего убытия.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
1. Алешкова, И.А. Проблемы регулирования и реализации права на жилище и права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации // И.А. Алешкова // Государство и право. – 2008. - №12. – С.76-81.
2. Алешкова, И.А. Право на свободное передвижение: проблемы правового ограничения в условия действия особых (исключительных) правовых режимов / И.А. Алешкова // Российское правосудие. – 2009. - №6. – С. 16-22.
3. Батурин, С.С. Об основных конституционных правах человека и гражданина в аспекте оперативно-розыскной деятельности / С.С. Батурин // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - №2. – С. 46-48.
4. Гошуляк, В.В. Состояние и задачи реализации, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / В.В. Гошуляк, Г.Б. Романовский, Г.В. Синцов // Конституционное и муниципальное право. – 2012. - №1. – С. 30-32.
5. Данилюк, С.Е. Конституционные основания уголовной ответственности и допустимого ограничения прав и свобод граждан / С.Е. Данилюк // Вестни Моковского университета МВД России. – 2012. - №7. – С.171-173.
6. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
8. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 10.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
9. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
10. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (Авторский коллектив) (по состоянию на 30.09.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
11. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 11.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
12. Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы) (по состоянию на 12.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
13. Новое в законодательстве о занятости населения (анализ Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Томашевский К.Л. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
14. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 19.06.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
15. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24 окт. 2003 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
19. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
20. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
22. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.