Введение
Глава 1 Правовая культура: понятие, структура и виды
Глава 2 Правовое воспитание: цели, содержание, основные формы и методы
Глава 3 Правовая социализация личности
Заключение
Список используемых источников
Введение
В современном мире в любом государстве с развитой демократией роль социальной культуры возрастает с каждым днем.
Актуальность правового воспитания проявляется в процессе построения как социального государства с непременным ориентиром на демократию, так и в становлении гражданского социума. Каждый здравомыслящий человек понимает, что на данный момент без правильного конструктивно разумного диалога между общественностью и государством, будет просто невозможным прививание у молодежи по-настоящему здорового правильного воспитания. В сложившейся ситуации становится незаменимым наличие правильного правосознания индивида и общества, а также важной юридической и высокоморальной культуры.
Наиболее существенными принципами при построении системных методов правового воспитания стали, во-первых, принцип гуманизма, а во-вторых, принцип законности. Необходимо отметить, что принцип гуманизма, прежде всего, признает индивида наивысшей ценностью, и поэтому для защиты его достоинства, свободы и элементарных гражданских прав, создаются условия беспрепятственного и многогранного проявления разно-сторонних способностей личности. А принцип законности, конечно же, предусматривает абсолютную реализацию законов и, кроме всего прочего, сформированных на них подзаконных правовых актов всеми правительственными органами, публичными организациями, служебными лицами и, безусловно, самими гражданами. Если задумываться о предназначении юридического воспитания, то его предназначение состоит в том, чтобы помогать государству осуществлять политику в области общественной и социальной охраны детей и молодежи, но стоит сразу заметить, что эту роль государство сможет выполнить только лишь при условии точного исполнения совершенно всех норм права.
Цель исследования – интегральный анализ на основе социальных норм, провести исследование основных форм, видов и методов правовой культуры, а также рассмотреть правовую социализацию личности.
Задачи курсовой работы предопределены целью исследования и сводятся к следующему:
• охарактеризовать основное понятие, формы и виды правового воспитания;
• рассмотреть особенности восприятия правовой культуры индивидами;
• изучить правовое воспитание в Республике Беларусь на современном этапе;
• дать характеристику понятию правовая культура;
• усвоить материал относительно правовой социализации личности;
• выработать предложения для совершенствования законодательства.
Глава 1 Правовая культура: понятие, структура и виды
Право определяется комплексом особых норм поведения, выражающих официально признанную волю гражданского общества, направленную на урегулирование общественных отношений для создания порядка, позволяющего организованно исполнять основополагающие интересы субъектов социальной жизни.
Правосознание - совокупность взглядов, мнений, идей общества о праве, его функциях и роли в практической сфере жизни людей. Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воспроизведенный в практике правового регулирования, во всех сферах деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права. Правовая культура имеет две основных группы элементов: правосознание и практической юридической деятельности. Содержание последней группы заключается в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения. В юридической литературе выделяют следующие элементы правовой культуры:
1) степень правового становления населения, т. е. как общество освоило важность прав и свобод всякого человека, важность правовой процедуры при решении споров, розыска компромиссов, как информировано в правовом отношении народонаселение, его общественные, возрастные, проф и другие категории, каково чувственное положение общества к закону, суду, правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка людей на воплощение правовых предписаний.
2) степень становления правовой деятельности, которая состоит из теоретического, образовательного и практичного направлений. Теоретическая направленность относится к юристам, образовательная же предусматривает учащихся и слушателей юридических средних учебных заведений и институтов. Суть практичного направленности содержится в правотворческой, правореализующей и правоприменительной, деятельности.
Глава 2 Правовое воспитание: цели, содержание, основные формы и методы
Формирование правовой культуры в обществе и ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего изучение и применение на практике специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков. Основополагающим фактором в правовом воспитании является действующая в республике система юридического образования, обеспечивающая приобретение необходимых знаний и навыков о праве как о социальном явлении, принципах и приемах правотворческой и правоприменительной деятельности. Данная система способствует развитию чувства уважения к праву, активной и справедливой правовой позиции в сфере общественных отношений.
Необходимо отметить, что в правотворческой и в правоприменительной деятельности нельзя допускать каких-либо ошибок, которые могут сказаться на человеческой судьбе. Неправильное и (или) же неквалифицированное толкование правоприменителем тех или иных правовых нормативов формирует неверные, несправедливые правовые решения, которые дискредитируют деятельность правоприменительных органов, способствуют распространению правового нигилизма, выражающегося в скептическом отношении к указанным органам, неверии в реальную эффективность и ответственность их деятельности, отчужденности от органов государственной власти. Правовое воспитание является решением для формирования правовой культуры.
В современной юридической литературе существуют различные определения правового воспитания. Так, В. К. Бабаев [] под правовым воспитанием понимал планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Республики Беларусь всей совокупности многообразных правовых воспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Глава 3 Правовая социализация личности
Правовое исполнительное поведение личности создается посредством ее правовой социализации. Правовая социализация личности — включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом. Наивысший уровень правовой социализации — поведение личности на основании правовых солидарных установок — привычное правовое исполнительное поведение как устойчивая особенность нравственной личности. В то же время нормы права соблюдаются не из страха наказания или чувства солидарности с правом, а по необходимой нравственной потребности совершать только правомерные действия — жить достойно. Ошибки правовой социализации могут проявляться:
1. в правовом негативизме;
2. в правовом инфантилизме;
3. в правовом нигилизме;
4. в сознательном преступном поведении.
Правовая социализация постоянно взаимодействует с нравственным формированием личности. Мораль и право — две взаимосвязанные формы регулирования поведения индивидов в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности — социально-психологическими механизмами. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия, правовая санкция — мерами юридической ответственности. Нормы права охватывают сферу безусловно должного поведения, нравственность — сферу сложных отношений между сущим и должным. Значительная часть общественных отношений регулируется одновременно нормами права и нормами нравственности. Возможное несоответствие между нормами права и нравственности —коллизия— устраняется, как правило, преобладанием норм нравственности. Однако нельзя полностью считать, что нравственность выше права, ведь само право для социализированной личности является нравственной ценностью.
Заключение
Правовая культура - качественно определенный уровень состояния правосознания общества, отдельных социальных групп и индивидов, воспроизведенный в практике правового регулирования, во всех сферах деятельности гражданского общества и государства по созданию, реализации и обеспечению права. Правовая культура имеет две основных группы элементов: правосознание и практической юридической деятельности. Содержание последней группы заключается в правотворчестве, юридической технике, правоприменении, законности актов должностных лиц, организаций и граждан, неотвратимости и справедливости наказания за совершенные правонарушения. В юридической литературе выделяют следующие элементы правовой культуры:
1) уровень правового развития населения;
2) уровень развития правовой деятельности, который состоит из теоретического, образовательного и практического направлений;
3)уровень развития всего комплекса юридических актов.
Правовая культура представляет собой сложное и многоплановое социальное явление, в структуре которого выделяют 3 группы элементов, которые взаимодействуют друг с другом:
1) гносеологический - правовые взгляды общества на различные сферы правовой жизни;
2) ценностно-ориентационный - правовые ценности, ценностные ориентации, правовые установки, являющиеся характерными для носителя правовой культуры;
3) поведенческий - набор правомерных действий, сущность которого заключается в практическом отношении субъектов к праву и к правовым явлениям, направленных на соблюдение, исполнение и реализацию субъективных прав и юридических обязанностей. Правовая культура имеет ряд функций:
1. познавательную;
2. регулятивную;
3. правовой социализации;
4. оценочную;
5. коммуникативную;
6. прогностическую.
1. Борщева Е. В. Правосознание как форма общественного сознания / Е. В. Борщева // Вестник Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. №2. С. 101-105.
2. Еникеев М. И. Правовая социализация личности [Электронный ресурс] // Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии]. Дата обновления: 01.10.2019. URL: http://katori.pochta.ru/linguistics/portals.html
3. Ефременко Е. М. Функция правосознания / Е. М. Ефременко // Вестник Акад. МВД Респ. Беларусь, 2010. №1. С. 154-157.
4. Захилько К. С. Способы взаимодействия СМИ и субъектов профилактики правонарушений / К. С. Захилько // (по состоянию на 28.11.2017) Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2019.
5. Кальной И. И. Философия права. —М., 2006.—325с.
6. Научно-издательский центр АПРИОРИ: серия гуманитарные науки/[Электронный ресурс]. —Режим доступа: https://mail.rambler.ru/m/redirect?url=http%3A// www.apriori-journal.ru/seria1/2-2015/Mamazakirov-Davydov-Akbarov.pdf&hash=edcad8701ac312e6bb0e246e12b70ead
7. Певцова Е. А. Современные дефицитные подходы к правовой культуре и правовому сознанию// Журнал российского права. —2004. —No3. —С.16—34.
8. Турдубаев С. К., Кенешбаева З. М., Давыдов И. У. Занятость населения и усиление гибкости социально-трудовых отношений // Материалы конференции «Актуальные вопросы современной экономики» 2февраля 2015г. АНО «УЦ «МАГИСТР» г. Кисловодск, РФ.—2015.—С.88—96.
9. Юрашкевич Н. М. Правосознание и право: общность и различия / Н. М. Юрашкевич // Государство и право. – 2005. - №7. С. 69-74.