Введение
В современных условиях одним из центральных объектов разных областей знания становится семья. Роль семьи в обществе несравнима, по своему значению ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.
Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Характер складывающихся взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания.
Существует целая система взаимосвязей и динамики взаимодействия родителей и ребенка, которая оказывает значительное влияние на психическое развитие ребенка, на его поведение, на формирование разных установок, на построение жизненного пути в целом. К подростковому возрасту взаимоотношения детей и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями.
Личность ребёнка-ученика неповторима. У одного – невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого – средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.
Объект исследования – семья.
Предмет исследования – особенности эмоционального взаимодействия в семьях с разным стилем воспитания.
Цель исследования – выявить особенности эмоциональной сферы детей в семьях с разным стилем воспитания.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и типы семейных отношений.
2. Изучить отношения в семье и стили воспитания.
3. Исследовать стили семейных отношений (методика «РОД»)
1. Психологический аспект рассмотрения семьи
Развитие и формирование человеческой личности является очень сложным, комплексным, процессом. Одну из базовых ролей в данном процессе играет семья. Именно семья формирует особый тип личности с определенными ценностями и способностями.
Влияние и пример родителей предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения. Семья – среда, где проходит большая часть жизни человека, где восстанавливаются его физические силы и духовная энергия, где всегда можно надеяться на поддержку и понимание. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и моральную чистоту [15, с. 96].
Известно определение семьи Н.Я. Соловьевым, ставшее хрестоматийным: «Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство» (цит. по: [22, с. 791]).
Во все времена семье общество и государство уделяло первостепенное значение, так как крепкие, здоровые, духовные семьи – это мощное государство. Исследованиями семьи, семейного воспитания, семейной педагогики занимались такие видные отечественные педагоги, как П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, П.К. Вентцель, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Ими раскрыта сущность взаимоотношений в семье как условие нравственного воспитания ребёнка, отмечена важность совершенствования семейного воспитания. Общие характеристики и тенденции развития семьи нашли отражение в работах В.В. Бойко, Е.П. Белинской, И.В. Куликовой, В.А. Сысенко и др. Ими показана семья как социальный институт и фактор воспитания молодого поколения. В научной литературе представлены многочисленные материалы по вопросам психологии семейного воспитания: дифференцированный подход в семейном воспитании (М.Ю. Арутюнян, А.Я Варга, В.И. Гарбузов и др.), родительские позиции в семейном воспитании (Т.И. Дымнова, А.Н. Елизаров, Г.М. Иванова, Ю.О. Колтунова и др.). Особенности семьи и семейного воспитания изучали Ю.П.Азаров, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов и другие.
Анализ научной литературы по данной проблеме подтверждает важность и значимость семейного воспитания подрастающего поколения. В
2. Типы и функции семьи
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.
Функция - это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом [12, с. 35].
Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, крове и т. д.). Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению затраченных в разных видах деятельности физических сил.
Эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации.
Функция духовного (культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.
Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с предписаниями общества.
Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. С учетом социальных требований важно, что семья при этом осуществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества.
Реализуя свои функции, семья, с одной стороны, удовлетворяет важнейшие естественные, биологические потребности человека (прежде всего, в самосохранении и продолжении рода). С другой стороны, позволяет человеку достигать определенных целей в общении, в личностном и духовном росте. При этом с развитием семьи ее цели закономерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями.
Наиболее важной особенностью семейных функций является их комплексность, основанная на взаимодействии родственников. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть реализована и без ее участия. Однако только, в семье эти потребности могут быть удовлетворены
3. Отношения в семье и стили воспитания
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование) – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями [17, с. 234].
Демократический стиль (авторитетный, сотрудничество) – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями [17, с. 234].
Попустительский стиль (либеральный, снисходительный, гипоопека) – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми [17, с. 236].
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию [17, с. 236].
Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие типы взаимоотношений родителей и детей:
Гипопротекция – характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей. Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний. Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный [7, с. 239].
4. Нарушения эмоционального взаимоотношения
В психологической литературе эмоциональные неблагополучия у детей рассматриваются как отрицательные состояния, возникающие на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов [25, с. 11].
Традиционно выделяют три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей: биологические, психологические и социально-психологические.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частных заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом [25, с. 11].
К собственно психическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия относят нарушение адекватности его реагирования на воздействие извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля, поведения и др.
Исследования зарубежных и отчественных авторов показали акцентрирующее влияние среды как фактора риска возникновения эмоционального неблагополучия в детском возрасте, особенно семьи [25, с. 11].
Так, представители гуманистической психологии рассматривают эмоциональные расстройства в рамках отклонений в развитии личности, которые возникают при потере ребенком согласия со своими чувствами и невозможностью самореализоваться [25, с. 11]. С точки зрения представителя поведенческого направления эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены неадекватными наказаниями и поощрениями [25, с. 11].
Таким образом, эмоциональные нарушения в детском возрасте могут быть детерминированы целым рядом причин, факторов, условий. Их комбинации образуют сложную систему, что в значительной степени обуславливает трудности дифференцированного подхода в психологической коррекции.
Одним из нарушений эмоциональной сферы может стать повышенная тревожность. Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития [25, с. 11].
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у школьного возраста можно перечислить:
внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;
5. Исследование стиля семейных отношений
В исследовании особенностей эмоциональной сферы детей в семьях с разным стилем воспитания приняло участие 80 учащихся 7-8 классов (12-14 лет) ГУО «СШ №4»г. Гомеля.
Гипотеза исследования: одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности.
Для исследования были использованы методика "Родителей оценивают дети" (РОД) и методика на выявление личностной и ситуативной тревожности.
Методика "Родителей оценивают дети" (РОД) создана на базе методики "Анализ семейного воспитания" (АСВ) И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным.
Методика предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка.
Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ.
Инструкция: "Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоотношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке ответов зачеркните номер, им соответствующий. Если Вы, не согласны, — не делайте никаких пометок.
В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете".
Первые 11 шкал отражают основные стили семейного воспитания; 12, 13, 17 и 18 шкалы позволяют получить представления о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи; 14, 15 шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний; 16, шкала - работу механизмов семейной интеграции.
1. Гиперпротекция (Г+) - воспитание является центральным делом в жизни родителей.
2. Гипопротекция (Г-) - до ребенка «не доходят руки». За него берутся лишь время от времени.
3. Потворствование (У+) - родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка.
4. Игнорирование потребностей подростка (У-) - характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребёнка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.
6. Исследование эмоциональной сферы детей (тревожность)
Следующим этапом исследования было проведение методики на выявление личностной и ситуативной тревожности.
Автором данной методики является Ч.Д. Спилбергер. На русский язык данная методика адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Подавляющее большинство методов измерения тревожности дает возможность оценки личностной тревожности, а также само наличие состояние тревожности. Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным, является на сегодняшний день единственной методикой, которая позволяет дифференцированно измерять тревожность в качестве личного свойства и состояния. Бланк шкал самооценки данной методики включает 40 вопросов–рассуждений, из которых 20 позволяют оценить уровень ситуативной и 20 – уровень личностной тревожности.
В ходе тестирования по данной методике используются 2 бланка ответов. Один бланк применяется с целью измерения ситуативной тревожности, другой – с целью измерения уровня личностной тревожности. Суждения в опроснике располагаются в определенной последовательности. К методике прилагается схема подсчета ответов в баллах. Данное исследование можно провести как индивидуально, так и в группах.
Испытуемым дается следующая инструкция: внимательно прочитайте каждое из этих предложений, а затем зачеркните цифру в графе справа, исходя из вашего самочувствия в данный момент. Не задумывайтесь над вопросами долго, т.к. здесь нет правильных и неправильных ответов (см. Приложение).
Необходимо отметить, что данный тест-опросник является надежным и информативным способом как самооценки уровня тревожности на данный момент (состояния реактивной тревожности), так и личностной тревожности (устойчивой человеческой характеристики). Измерение тревожности как личностного свойства является очень важным, так как данное свойство во многом является предпосылкой поведения субъекта. Существование определенного уровня тревожности является естественной и обязательной особенностью личности, характеризующейся активной деятельностью. У любого человека существует определенный оптимальный, либо желательный уровень тревожности. Такую тревожность называют полезной. Возможность оценки человеком собственного состояния в данном отношении является существенным компонентом самовоспитания и самоконтроля.
Также определяется личностная тревожность, под которой понимается устойчивая личностная характеристика, которая отражает предрасположенность личности к тревоге и предполагает существование у него тенденции к восприятию достаточно широкого спектра ситуаций в качестве угрожающих, при этом отвечая на каждую определенной реакцией. Личная тревожность как предрасположенность активизируется с помощью
7. Результаты исследования
Для установления взаимосвязи стиля семейного воспитания и тревожности дошкольников был проведен анализ показателей использованных методик (Таблица 2).
| стиль воспитания | высокий уровень тревожности | средний уровень тревожности | низкий уровень тревожности |
| Гиперпротекция | 45% | 15% | 20% |
| Гипопротекция | 15% | 40% | 45% |
| Потворствование | 10% | 60% | 30% |
| Игнорирование потребностей подростка | 40% | 50% | 10% |
| Недостаточность обязанностей подростка | 10% | 30% | 70% |
| Чрезмерность требований - запретов | 60% | 35% | 5% |
| Недостаточность требований - запретов | 30% | 45% | 15% |
| Чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) | 65% | 25% | 5% |
| Минимальность санкций | 25% | 55% | 20% |
| Неустойчивость стиля воспитания | 40% | 50% | 10% |
Для выяснения взаимосвязи был использован коэффициент корреляции Спирмена. Получена положительная связь (р = 0,01) стиля воспитания по гиперпротекции с высокой тревожностью детей. Получена положительная связь стиля воспитания с преобладанием высокого контроля с высоким и средним уровнем тревожности детей. Получена положительная связь высокой значимости между проявлениями игнорирования потребностей ребенка и высокой тревожностью детей. Выявлена положительная связь неустойчивости стиля воспитания (проявления разных стилей и требований, споры по поводу ребенка) и высокой тревожности школьников. Таким образом, можно отметить, что высокий уровень тревожности отмечен при гиперпротекции, игнорировании потребностей подростка, чрезмерности санкций (жестокий стиль воспитания), а также неустойчивости стиля воспитания.
Заключение
Эмоциональное благополучие в семье никогда не может возникнуть само собой, его нужно строить. Когда говориться о взаимопонимании между детьми и родителями имеется в виду некий диалог, взаимодействие членов семьи друг с другом, выбор правильного стиля семейного воспитания, от которого и зависит уровень тревожности ребёнка и, в частности, подростка.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Базисным институтом развития личности человека является семья. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность. Если родители принимают ребенка, уделяют ему достаточно внимания, разделяют его интересы, являются положительным примером для подражания, тогда ребенок развивается полноценно.
Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности подростков.
Проведённое исследование в целом подтверждает данную гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:
· семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления;
· проблема тревожности подростков, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. При этом причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и - причем в большей степени - в социальных;
· социальным фактором развития тревожности является стиль семейного воспитания. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем, в том числе и к развитию тревожности;
1. Бабурова, И.В. Предъявление образца отношения (примера) как метод воспитания ценностных отношений личности / И.В. Бабурова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – С. 21–33.
2. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида / Е.Ю. Бикметов // Социальные исследования. – 2007. – №9. – С. 86-92.
3. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // Социальные исследования. – 2008. – №9. – С. 102-109.
4. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : АПН СССР, 2008. – 164 с.
5. Дугина, О.А. Как повысить эффективность проведения обучения / О.А. Дугина [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hrc.ru. – Дата доступа: 20.02.2016.
6. Ермолаева, М.В. Психология развития : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.В. Ермолаева. – М. : МОДЭК, 2006. – 376 с.
7. Зайцев, Д.В. Социологический анализ современной семьи России / Д.В. Зайцев // Дефектология. – 2001. – № 6. – С. 3–10.
8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. –М. : Логос. –2000. – 384 с.
9. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование.– 2000.– №3.– С. 35.
10. Игнатьева, Е.А. Оптимизация детско-родительских отношений в семьях с умственно-отсталым ребенком : дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Игнатьева. – М. : Флинта, 2003. – 165 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. –. СПб. : Питер, 2003. – 512 c.
12. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 2010. – 195 с.
13. Кондратьева, С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Кондратьева. – Минск : Университетское, 2011. – 212 с.
14. Крэйг, Г. Психология развития / Г. Крэйг. – СПб. : Сила, 2000. – 992 с.
15. Лукьянова, М.П. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика / М.П. Лукьянова. – М. : Сфера, 2004. – 208 с.
16. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А.Ю. Монахова. – Ярославль, 2002. – 210 с.
17. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович. – М. : Речь, 2006. – 220 с.
18. Петровский, В.А. Отчуждение как феномен детско- родительских отношений / В.А. Петровский, М.В. Полевая // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 28 – 36.
19. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / ред. и сост. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2000. – 264 с.
20. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М. : Владос. – Т.2. – 2000. – 248с.
21. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ– ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
22. Семенова, Т.С. Мотивы учения и их влияние на успешность обучения первоклассников / Т.С. Семенова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 791–794.
23. Специальная педагогика / под ред. И.М. Назаровой. – М. : АСАDЕМIА, 2000. – 395 с.
24. Тверская, О.Н. Особенности семей, воспитывающих детей-инвалидов / О.Н. Тверская // Пермский медицинский журнал. – 2006. – № 3. – С. 103–110.
25. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М. : Владос, 2003. – 180 с.
26. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» в семье и обществе / Л.М. Шипицина. – СПб. : Дидактика Плюс, М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 495 с.
27. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 384 с.