Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
1.1 Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование межличностного взаимодействия дошкольников со сверстниками в сюжетно-ролевой игре
2.1 Организация и методика проведения исследования
2.2 Результаты исследования межличностного взаимодействия дошкольников со сверстниками в сюжетно-ролевой игре
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (Л.C. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубенштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте.
Большую роль в обосновании педагогического и психологического значения игры и методики ее применения в воспитании детей и подростков сыграли ученые и общественные деятели М.Н. Алиев, М.В. Леткина, Н.О. Массалитинова, Д.М. Маллаев, М.Г. Марц, В.М. Минбулатов, Н.С. Филитис, К.Д. Чермит, С.Т. Шацкий, А.Л. Рояк, Н.Е.Веракса и и др.
Игра как феноменальное явление для человека наиболее подробно рассматривается в таких областях знания, как психология и философия.
В настоящее время появилось целое направление – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Роль сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Научная позиция об игре как ведущей деятельности дошкольника, определяющая зону ближайшего развития, является общепринятой и традиционной в российской психологии.
Как отметил Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы приведены во внешних действиях. Особое значение имеет игра для формирования мотивационной сферы и произвола ребенка. Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностно-поведенческие механизмы, создаются предпосылки для самоконтроля и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно все это происходит в ролевой игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Л.С. Выготский писал, что «отношение игры к развитию - это отношение обучения к развитию. Игра является источником развития и создает зоны ближайшего развития [12, с. 46]». Б.С. Волков считал, что «простота детских игр обманчива, это явление знают все, но не все понимают» [11, с. 122]. Д.Б. Эльконин подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра основана на условиях жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Это создает первичную, эмоционально-эффективную ориентацию в смысле человеческой деятельности, осознания ее ограниченного места в системе, взаимоотношений взрослых и необходимости быть взрослым [31, с. 277].
Ролевая игра не является упражнением в определенной функции. Как Д.Б. Эльконин, ребенок, играющий роль шофера, врача или парикмахера, не приобретает никаких полезных навыков. Он не учится водить машину, лечить больного или делать прически. Но то, что он получает, гораздо важнее и важнее для развития и становления личности дошкольника [30, с. 354]. Игровая деятельность имеет то преимущество, что она связана с развитием потребности-мотивационной сферы ребенка. Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, связывая свое желание с идеей, с вымышленным «я» (то есть с ролью). Если в объективной игре маленького ребенка (как в случае неразвитой игры дошкольника) главное - обладать объектом и действовать с ним, то в ролевой игре - смысловой центр ситуации. передается от субъекта к человеку за субъектом. Благодаря этому взрослый и его поступки начинают служить образцом для ребенка. Ребенок хочет вести себя как взрослый. Именно под влиянием этого очень распространенного желания, сначала с помощью и подсказок взрослых (родителей и педагогов) или детей старшего возраста, он начинает вести себя так, как будто он взрослый.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
2.1 Организация и методика проведения исследования
Для изучения особенностей межличностного взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре было проведено экспериментальное исследование.
Цель исследования – выявить особенности межличностного взаимодействия дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли – сад № 257 г. Минска». В эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте 5 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке.
Были использованы следующие методы.
1) Метод наблюдения за детьми во время свободной деятельности (Приложение А). В основу исследования были положены уровни игры, предложенные Д.Б. Элькониным [31]. В назначенное время небольшой группе детей (4–5 человек) в знакомой комнате детского сада было предложено сыграть в любую игру (что они хотят). Характер игровой активности каждого ребенка соотносится с одним из описанных уровней игры и квалифицируется в соответствии с одним из вариантов ее содержания (игровое действие, игровая роль и игровое отношение).
2) Методика одномоментных срезов структуры группы Т. Репиной (актометрия) (Приложение Б) [19].
Цель: наблюдение за детьми во время самостоятельных занятий и игр. Межличностные отношения детей формируются и актуализируются в общении.
Диагностическими параметрами актометрической структуры группы являются следующие коммуникационные параметры: интенсивность общения, разветвленность общения (широта круга общения); селективность; степень выраженности потребности в общении (соотношение одиночных и совместных игр); Структурно-динамические характеристики игровых микроорганизмов: их количественный и половой состав; устойчивость; продолжительность контакта в союзе; инициатива в установлении контактов; социальное воздействие обращений; способы и мотивы общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сюжетно-ролевая игра чрезвычайна важна в жизни ребенка. Однако в современном дошкольном детстве игра имеет свои особенности. По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Роль игры в жизни дошкольника велика. Именно в этом виде деятельности, максимально свободном от любой принудительной деятельности, ребенок учится контролировать свое поведение и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Д. Б. Эльконин выделяет 4 уровня дошкольных игр. Каждый уровень развития игры, несмотря на разнообразие показателей, имеет свой семантический центр, который поглощает основное содержание игры и отражает интересы ребенка. На первом и втором уровнях это действие с субъектом, на третьем - выполнение игровой роли, на четвертом - передача ролевых отношений и взаимодействие с партнерами по игре. Сюжетная игра возникает и развивается у ребенка не спонтанно, не сама по себе, а только при определенных условиях жизни и воспитания ребенка.
Особенностью современных дошкольников является снижение уровня развития ролевой игры - у подавляющего большинства дошкольников она не достигает развитой формы и остается низкой. Современные дошкольники предпочитают играть в своих играх сцены, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они играют не профессиональные роли взрослых, а роли героев телевидения. Игры с производственной темой (для поваров, шоферов, врачей, космонавтов и т. Д.), Популярные 10–20 лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников.
2. Данные проведенного исследования показали, что у детей преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Их игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к партнеру. Сюжеты игр дошкольников отражают в основном бытовую сторону жизни и телевизионную тематику, профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.
Высший уровень развития игры (игра-отношение) появляется только у отдельных детей. Обращает на себя внимание большое количество неиграющих детей. Отсутствие сюжетно-ролевой игры в свободное время может свидетельствовать о нежелании и неспособности детей играть, а значит, о неразвитости игровой деятельности. В то же время дети научились играть небольшими сменными группами, проявляли друг к другу внимание, доброжелательность, иногда уступали игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций было немного.
1. Абраменкова, В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком. – М. : Лепта Книга, 2008. – 96 с.
2. Антонова, Т. В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре / Т. В. Антонова // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1983. – С. 84–93.
3. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 246 с.
4. Байкова, Л. А. Технология игровой деятельности : учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – Рязань : РГПУ, 1994. – 23 с
5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : Сфера, 2001. – 284 с.
6. Бодалев, А. А. Психология общения / А.А. Бодалёв. – М. : МОДЭК, 2007. – 230 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 185 с.
8. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2002. – 120 с.
9. Венгер, Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М. : просвещение, 1978. – С. 32–36.
10. Веракса, Н.Е. Игра дошкольника / Н.Е. Веракса // Дошкольное воспитание. – 2009. – №2. – С. 21-26.
11. Внимание: современный ребенок. Дискуссионный клуб // Современное дошкольное образование. - 2009. – № 2.– С. 3 -9.
12. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : А.П.О., 2006. – 180 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М. : Союз, 2006. – 134 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : АСТ, 2005. – 456 с.
15. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова // Обруч. – 2009. – № 1. – С. 3–6.
16. Грэй, Дж. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Дж. Грэй ; перев. с англ. – М. : София, 2006. – 384 с.
17. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / О.В. Гударева. – М., 2005. – 155 c.
18. Клименко, А.П. Основы теории игровой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. – М. : Наука, 1974. – 402 с.
19. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Развитие сотрудничества дошкольников. – М. : Владос, 2008. – С. 160-173.
20. Коломенский, Я. Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломенский. – Минск : Высшая школа, 1984. – 180 с.
21. Лаврентьев, В.В. Значение игры в работе с детьми / В.В. Лаврентьев // Начальная школа. – 1999. – №5. – С.47–53.
22. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Куб, 1972. – 280 с.
23. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : ПИТЕР, 2009. – 209 с.
24. Львов, М.Р. Учись играть / М.Р. Львов. – М. : Дрофа, 2003. – 188 с.
25. Никонова, Л.Е. Современный дошкольник: проблемы воспитания / Л.Е. Никонова // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования. – Минск : БГПУ, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/983. – Дата доступа: 01.03.2017.
26. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–100.
27. Третьяк, A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Третьяк. – СПб., 2006. – 19 с.
28. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
29. Чеснокова, О.В. Психологические вопросы игры дошкольников / О.В. Чеснокова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 19–23.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для вузов / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия ИЦ, 2007. – 336 с.
31. Эльконин, Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1983. – 213 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Владос, 2009. – 327 с.