Введение
Глава 1 Виды административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и их общая юридическая характеристика
Глава 2 Порядок ведения административно – деликтного процесса по делам об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Глава 3 Особенности применения процессуально – исполнительных норм при ведении административно – деликтного процесса по делам об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Транспортная система Республики Беларусь активно развивается в последние десятилетия. Это связано с экономическими факторами, процессами углубления отношений между государствами, ростом товарообмена. Все больше граждан покупают автомобили в свою собственность. Город Минск занимает лидирующие позиции среди столиц стран СНГ по насыщенности автомобилями. Практика показывает, что, к сожалению, дисциплина на дорогах все еще далека от идеальной. Несмотря на продолжающуюся профилактическую работу среди автолюбителей, других лиц, эксплуатирующих транспортное средство, и растущих требований по вопросу допуска к управлению, меры убеждения не в полной мере дают необходимый положительный результат. Поэтому необходимо применять принудительные меры, которые включают в себя юридическую ответственность.
Административная ответственность является одним из наиболее распространенных видов юридической ответственности (уголовная, дисциплинарная, материальная, гражданская). Ежегодно в нашем государстве совершается около трех миллионов административных правонарушений. Субъектами их совершения являются граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица [1, с. 18].
В структуре административных правонарушений значительное количество нарушений безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Транспортное средство является источником повышенной опасности. Поэтому очень важно быть внимательным и осторожным во время движения, чтобы исключить «безрассудство». Тем более недопустимо водить транспортное средство в нетрезвом состоянии. 3а такие действия в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — Административный кодекс) предусматривают более серьезную ответственность, а за повторение — и уголовную ответственность. Как показывает практика, по вине пьяных водителей происходит значительное количество дорожно-транспортных происшествий, приводящих к гибели людей, травмам и другому здоровью.
Глава 1. Виды административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и их общая юридическая характеристика
Глава 18 КоАП содержит 43 статьи. Административная ответственность за предусмотренные в ней правонарушения направлена на обеспечение безопасности движения и такой эксплуатации транспорта, которая бы исключала угрозу жизни и здоровью людей.
В главе 18 указаны правонарушения как с формальным составом, когда достаточно «формального нарушения и не требуется наступления негативных последствий (например, ст. 18.6 КоАП), так и с материальным составом, когда такие последствия должны быть (примером является ст. 18.35 КоАП).
Юридический состав правонарушения — это совокупность его обязательных признаков (элементов), наличие или отсутствие которых позволяет определить, имеется ли правонарушение в поведении конкретного субъекта.
Характеристиками состава правонарушения являются: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из указанных элементов (например, лицо не достигло возраста, с которого возможна административная ответственность, отсутствует субъект правонарушения, а значит, состав правонарушения) нет правонарушения.
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных в главе 18 КоАП, являются общественные отношения, урегулированные актами законодательства с целью обеспечения безопасности движения на всех видах транспорта и его эксплуатации.
Объективную сторону составляют действия или бездействие (в некоторых случаях их сочетание), характеризующие правонарушение в его внешнем проявлении. Признаками являются противоправность поведения, вредные последствия противоправного деяния, причинная связь между деянием и его вредными последствиями. Вредность последствий заключается в причинении вреда личным, имущественным и иным правам и законным интересам человека и гражданина. Наступившие вредные последствия позволяют принять решение о виде юридической ответственности (например, уголовной или административной при причинении вреда здоровью в зависимости от его тяжести). Можно сравнить содержание статей 3171 УК и 18.16 КоАП, в которых идёт речь об управлении транспортом в нетрезвом состоянии. Причинная связь выражается в связи между противоправным поведением и наступившими последствиями.
Глава 2. Порядок ведения административно – деликтного процесса по делам об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
При решении проблем обеспечения безопасности дорожного движения исключительно важную роль в осуществлении предупреждения противоправного поведения играет применение мер административного принуждения.
В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренных рядом статей главы 18 КоАП, могут применяться меры обеспечения в отношении транспортных средств нарушителей.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 8.10 ПИКоАП работник Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ) вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. ст. 18.16, 18.19, а также ч.ч. 1, 2 ст. 18.22 КоАП.
Согласно ст. 8.11-1 ПИКоАП при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3, 4 ст. 18.22 КоАП, возможно применение блокировки колес транспортного средства.
Уровень правонарушений по данным категориям дел достаточно высок, и их количество с ростом автомобилизации населения постоянно растет.
Помимо мер административной ответственности, налагаемых на правонарушителей, в случае принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств их владельцы также возмещают затраты, связанные с принудительной отбуксировкой (эвакуацией) транспортного средства на охраняемую стоянку и его хранением.
Понимание порядка осуществления административного процесса, а также применяемых для его обеспечения мер необходимо для правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключения необоснованных жалоб и обращений граждан [18, с. 123].
Глава 3. Особенности применения процессуально – исполнительных норм при ведении административно – деликтного процесса по делам об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Согласно ст. 8.1 ПИКоАП для обеспечения административного процесса по делам о нарушениях безопасности движения и эксплуатации транспорта применяется задержание и принудительная эвакуация (блокировка колес) транспортного средства.
Порядок принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З «О дорожном движении» устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Инструкция о порядке принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2006 N 666 (далее — Инструкция), определяет принудительную эвакуацию транспортного средства как принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным организациям, на охраняемую стоянку в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств. Блокировка колеса транспортного средства - использование сотрудником ГАИ технических средств для блокировки колеса транспортного средства, исключающее возможность движения транспортного средства в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 8.10 ПИКоАП при совершении водителями административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 18.16 и 18.19 КоАП (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования); управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления), задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства и доставка его на охраняемую стоянку возможна при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения [15].
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, связанные с административными правонарушениями против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
На основании вышеизложенного, можно сделать ряд следующих выводов:
Административными правонарушениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта являются общественно опасные, противоправные, виновные деяния, за совершение которых, предусмотрена административная ответственность действующим законодательством.
Административная ответственность за предусмотренные в главе 18 КоАП правонарушения направлена на обеспечение безопасности движения и такой эксплуатации транспорта, которая бы исключала угрозу жизни и здоровью людей.
Родовым объектом правонарушений, предусмотренных в главе 18 КоАП, являются общественные отношения, урегулированные актами законодательства с целью обеспечения безопасности движения на всех видах транспорта и его эксплуатации.
3а совершение указанных в главе 18 КоАП правонарушений предусмотрены такие виды административных взысканий, как предупреждение, штраф в соответствующих размерах, лишение права управления транспортным средством на срок до трёх лет.
Следует также иметь в виду, что в некоторых случаях повторное совершение административного правонарушения в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение может влечь уголовную ответственность.
Правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрены главой 18 КоАП и включают:
- правонарушения на транспорте, посягающие на безопасность движения и общественную безопасность;
- нарушения правил пользования и эксплуатации транспорта; нарушения правил дорожного движения; правонарушения в сфере международных автомобильных перевозок;
- правонарушения, посягающие на финансовые интересы в области транспорта;
- хозяйственные правонарушения на транспорте;
- правонарушения в области использования и эксплуатации дорог и дорожных сооружений.
1. Агапов, А. Б. Административная ответственность: учебник / А.Б. Агапов. - М.: Статут, 2000. - 251 с.
2. Василевич, Г. А. Административно-деликтное право: учеб. пособие / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. - 648 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апр. 2003 г., № 194-З (в ред. Закона от 17 июля 2018 г. № 131-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
4. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. В 2 ч. Ч. 2. Особенная часть / А.Н. Крамник. — Минск: Издат. Центр БГУ, 2010. — 394 с.
5. Круглов, В. А. Административный (административно-деликтный) процесс в Республике Беларусь / В. А. Круглов. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - Минск: Амалфея, 2008. - 395 с.
6. Игнатюк, А. З. Административный процесс: учебное пособие / А. З. Игнатюк, Б. В. Асаёнок; под общей редакцией А. З. Игнатюка; Государственный институт управления и социальных технологий, Кафедра правовых дисциплин. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. - 146 с.
7. Инструкция о порядке принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2006 N 666// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
8. Об утверждении бланка квитанции об уплате штрафа на месте совершения административного правонарушения: Пстановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16.08.2007 N 197// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
9. Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Республики Беларусь: Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, 25.10.2005 г., № 60 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
10. О дорожном движении: Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
11. О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 237-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.06.2008 г., № 344-// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
12. О мерах по повышению безопасности дорожного движения: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 ноября 2005 г., № 551 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
13. О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2013 N 36// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
14. О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
15. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 20 декабря 2006 г., № 194-З (в ред. Закона от 17 июля 2018 г. № 131-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2018.
16. Сафонов, А. И. Административно-деликтное право и процесс: учеб.пособие / А. И. Сафонов. - Минск : Изд-во Гревцова, 2014. - 280 с.
17. Сухаркова, А.И. Административное право: учебное пособие для обучающихся в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь: [в 2 ч.] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Учреждение образования Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; под общей редакцией И. В. Козелецкого, А. И. Сухарковой Ч. 2: Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право [Текст: Электронный ресурс] / [А. И. Сухаркова и др.]. - Минск: Академия МВД, 2013. - 454 с.
18. Тагунов, Д. Е. Административное право и процесс: курс интенсивной подготовки / Д. Е. Тагунов, П. С. Забелов. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 287 с.
19. Павловский, А. Новый порядок принудительной отбуксировки транспортного средства и блокировки колеса / Алексей Павловский // Юридический мир. - 2014. — № 12. — С. 28—34.
20. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / [Л. М. Рябцев и др.; под общей редакцией Л. М. Рябцева]. - Минск : Амалфея, 2014. - 605 с.