Введение
Глава 1. Механизм административно-правового регулирования
1.1 Понятие, особенности и структура механизма административно-правового регулирования
1.2 Административно-правовые нормы в механизме административно-правового регулирования
Глава 2. Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений
2.1 Понятие и основные черты административно-правовых отношений
2.2 Элементы административно-правовых отношений
2.3 Виды административных правоотношений
Глава 3. Действие механизма административно-правового регулирования в сфере внутренних дел
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящей работе будут рассмотрены механизмы административно-правового регулирования административных правоотношений, а также сами административные правоотношения как один из видов правоотношений на территории Республики Беларусь.
Настоящая работа основывается на доктринальных источниках, а также нормативно-правовых актах Республики Беларусь. В рамках данной работы одними из главных нормативно-правовых актов я считаю Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», а также некоторые Законы Республики Беларусь и Постановления Советов Министров Республики Беларусь, которые будут рассмотрены ниже в качестве примеров из практики.
Актуальность темы данной работы обладает высоким уровнем ввиду того, что гражданское общество немыслимо без административных правоотношений, понятное дело, что данный тип правоотношений не является основополагающим, однако, будучи не урегулированными, обществу пришлось бы сложнее справляться со всеми своими обязанностями, а также реализовывать большой спектр своих прав.
Цель данной работы является изучение механизмов административно-правового регулирования отношений, то как они воздействуют, каким образом, какие виды механизмов бывают в принципе, также необходимо понять специфику административных правоотношений, в том числе виды, субъекты, структуру. Однако изучение этого всего должно происходить «в скопе» с изучением воздействия и применения норм административного права как механизма регулирования административных правоотношений.
Предметом данной работы является ничто иное, как механизм регулирования административно-правового регулирования отношений и нормы административного права как механизм регулирования административных правоотношений.
Данная работа основывается на теоретических и тех, практических знаниях, которые имели место к настоящему моменту.
Глава 1. Механизм административно-правового регулирования
1.1 Понятие, особенности и структура механизма административно-правового регулирования
При изучении механизма административно-правового регулирования необходимо обратить внимание на такие важные вещи, как его специфика, масштаб и глубина воздействия на сложившиеся на данный момент развития общества и государства общественные отношения. В-первую очередь необходимо отметить, что административное право является отраслью права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в результате осуществления государственно-управленческой деятельности.
Своим действием административное право охватывает чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа именно в этом проявляется многообразие административно-правового регулирования.
А.П.Корнеев определят административно-правовой механизм регулирования как систему административно-правовых средств, которые оказывают воздействие на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. [5, с.50]
Однако в доктрине существуют и еще мнения относительно определения понятия механизма административно-правового регулирования. В частности, Ю.А.Тихомиров определяет административно-правовое регулирование как разновидность государственного регулирования. Он определяет его как механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования. [6, с. 73]
Административно-правовое регулирование распространяет свое действие на многие сферы жизни государства и общества и проявляется оно в различных формах своего существования. Так, например, к нему относят: различные виды государственной поддержки; императивные количественные и качественные нормативы; легализующие способы; административные режимы, связанные с обеспечением государственных состояний; административно-функциональные режимы; введение государственной монополии.
Глава 2. Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений
2.1 Понятие и основные черты административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношения, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, участниками. Под правоотношениями вообще понимается возникающая на основе правовых норм определенная общественная связь между лицами, которая обладает рядом субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.
Административные правоотношения складываются в процессе государственного управления, регулируются нормами административного права. Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовое нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовое нормой.
Административные отношения являются разновидностью отношений, которым присуще некоторые особенности ввиду субъектного состава, а также правового положения этих субъектов.
Так, ученые выделяют следующие особенности, присущие административным правоотношениям:
1) Они зарождаются ввиду осуществления государственного управления и являются управленческими по сути;
2) Субъектный состав всегда характеризуется не равным положением сторон, в силу того, то одна сторона является государственным органом управления;
3) Споры, возникающие между сторонами такого правоотношения, как правило, разрешаются во внесудебном порядке;
4) В случае выявления нарушения, одной из сторон, требований административно-правовых норм эта сторона несет ответственность перед государством, которое выступает в виде соответствующего органа государственного управления.
Законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений с юридическими фактами. Эти факты являются условием возникновения таких правоотношений.
Глава 3. Действие механизма административно-правового регулирования в сфере внутренних дел
Формирование правового государства, правовая реформа на основе верховенства Конституции Республики Беларусь, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право. Суть изменений, происходящих в этой сфере, состоит в том, что ранее административное право представляло собой совокупность преимущественно подзаконных правовых актов, т. е. постановлений правительства, нормативных актов министерств и ведомств – приказов, инструкций, положений, уставов, наставлений, правил, которые нередко не только подменяли закон, но и дополняли, изменяли, а подчас и сводили его на нет. Сейчас основные вопросы функционирования исполнительной власти регулируются на основе законодательных актов и нормативных актов Президента Республики Беларусь. Это, в частности, означает, что резко возросла роль административного законодательства, ибо почти в каждом законе содержатся нормы административного права. Соответственно сокращается сфера ведомственного нормотворчества.
С 1 марта 2007 г. в Республике Беларусь действует новое законодательство об административных правонарушениях и административном процессе по делам об административных правонарушениях. И хотя оно содержит достаточно прогрессивные новации по сравнению с ранее действовавшим, нельзя сказать, что в данной области все проблемы решены. Многие вопросы до сих пор остались не урегулированными административно-правовыми и административно-процессуальными нормами, а отдельные нуждаются в корректировке. обозначенная проблема затрагивает и вопросы совершенствования правого регулирования административно-процессуальной деятельности оВД.
Административный процесс, осуществляемый оВД, рассматривается как функция, регулируемая административным правом, выполнение которой с целью обеспечения надлежащего уровня правопорядка в государстве возложено на оВД.
Заключение
Исходя из вышеуказанного материала этой работы можно смело заявить, что мною были достигнуты цели данной работы. Были изучены: понятие механизма административно-правового регулирования, также были рассмотрены его элементы, такие как:
1) Принципы административного права;
2) Административно-правовые нормы;
3) Акты официального толкования административно-правовых норм;
4) Акты применения административно-правовых норм;
5) Административно-правовые отношения.
Также в работе было выделено отдельная глава под такой элемент механизма административно-правового регулирования как административно-правовые отношения. Это обусловлено тем, что данный институт является очень многогранным и в нем заключается вся суть механизма, т к в отсутствие самих отношений, незачем будет и сам механизм их регулирования.
Данный тип правоотношений является одним из самых важных, без него не смогу нормально существовать другие разновидности правовых отношений в Республике Беларусь. Если посмотреть отдаленно, то каждому действию человека можно придать административный характер, вернее, можно описать через призму административных правоотношений.
Деятельность всех государственных органов основана на урегулированных нормами административного права, административных правоотношений. Это та «каста», которая вообще не смогла бы нормально существовать без данной отрасли права в целом.
Как уже выяснили, нормы административного права бывают разные по своему характеру, однако им присуще одно – императивность. Также и со способами реализации этих норм, всего способов реализации четыре: соблюдение, использование, исполнение и применение, которое идет в связке с любым из трех ранее названных способов. И все эти способы объединяет такой специфический признак, как обязательность следования этим четырем способом реализации норм административного права, как механизма регулирования административных правоотношений.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс от 21.04.2003 №194-3 (ред. от 20.04.2016г.)
2. Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 (ред. от 19.07.2016) (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.08.2016)
3. Об обращениях граждан: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 1996 г. (в ред. Закона Респ. Беларусь от 1 ноября 2004 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. – 1996. – № 21. – Ст. 376; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004 г. – № 189. – 2/1089.
4. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь,7 июля 1998 г. (в ред. Законов от 16 июня 2000г., 31 января 2003) // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1998. – № 29-30; 2000. – № 22.
Ст. 270; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь – 2003 г. – № 74. – 2/959.
5. Коренев А. П. Административное право России. Учебник. Часть 1. М.: МА МВД России. Изд-во «Щит-М». 2000. 306 c
6. Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс: полный курс. М. 2005. 698 c.
7. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. М.: Изд. гр. Норма – Инфра. 2000. 275c
8. Теория государства и права: Курс лекций. – 2-е изд. / Под. ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.:Юристъ. 2000. 776 c.
9. Административное право / Л. М. Рябцев [и др.]. - Минск: Изд. центр БГУ, 2014. - 605, [2] с. ББК 67.401(4Беи) я73 c. 47
10. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А., Общая теория государства и права: учеб. / под ред. В.А.Кучинского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006. С. 436
11. Бельский, К.С. Административное право / К.С.Бельский [и др.]; под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова – М.: Юристъ, 2002.
12. Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: учеб. пособие / под общ. Ред. А.Н.Крамника – Минск, 2004
13. Административное право: учеб. / Л.Л. Попов [и др.]; под ред. Л.Л.Попова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юристъ, 2006
14. Алексеев С. С. Теория права. М.: Издательство БЕК. 1995. 320 с.
15. Пахмутова Е. А. Понятие и виды правоприменительных ошибок // Вестник науки и образования. 2015. № 8 (10). С. 87-88.
16. Смирнова Н. Н. Административное право (в двух частях). Учебное пособие. СПб. 2004. 192 c.
17. Вишняков, В. Г Структура и штаты органов советского государственного управления / В.Г. Вишняков. – М., 1972
18. Государственная служба: теория и организация: курс лекций / под ред. проф. Е.В.Охотского, проф. В.Г.Игнатова. – Ростов н/Д 1998
19. Козлов Ю.М. Разрешение жалоб и заявлений в органах государственного управления / Ю.М. Козлов. – М.: ЮристЪ, 2003
20. Лазарев Б.М, Компетенция органов управления / Б.М.Лазарев. – М., 1972
21. Манохин, В.М. Административное право / Г.В. Мальцев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011
22. Крамник А.Н. Административное право Ч.1. Управленческое право / А.Н. – Минск, 2008
23. Сергеевский, Н.Д. Русское уголовное право. Часть общая / Н.Д. Сергеевский. СПб., 1896.
24. Соловей, Ю.П. Российское полицейское право: история и современность / Ю.П. Соловей // Государство и право. 1995. № 4.
25. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. М., 1998.
26. Тюрин, В.А. Меры административного пресечения как средство обеспечения правопорядка / В.А. Тюрин, Р.Г Богданов// Соврем. право. 2005. № 5.