Введение
Глава 1 Система, структура, основные задачи и функции службы охраны правопорядка и профилактики
Глава 2 Основные направления деятельности службы охраны правопорядка и профилактики
Глава 3 Пути совершенствования деятельности службы охраны правопорядка и профилактики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Отношения в сфере охраны общественного порядка и безопасности наиболее тесно связаны с повседневной жизнью, трудовой и общественно-политической деятельностью граждан, с их правами, свободами и законными интересами. Именно поэтому проблемы охраны общественного порядка и безопасности находятся в зоне повышенного интереса органов внутренних дел, а также ученых-юристов, которые свое внимание акцентировали на определении объектов общественного порядка и безопасности, перечень которых в последнее время значительно расширился, что свидетельствует об увеличении потенциальных внешних и внутренних угроз для граждан, общества и государства.
Пристальное внимание ученых и практиков к рассматриваемой проблеме связано, прежде всего, с тем, что одним из существенных и обязательных элементов стабильного существования любого государства является общественный порядок и безопасность. Правоохранительные органы прилагают немалые усилия для поддержания их на должном уровне, однако результаты социологических опросов населения свидетельствуют, что этих усилий на сегодняшний день явно недостаточно.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
Объект исследования – общественные отношения, касающиеся организации деятельности службы охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности.
Предметом исследования выступают положения законодательства, научная литература и статьи периодических изданий, характеризующие темы исследования.
[...]
Глава 1 Система, структура, основные задачи и функции службы охраны правопорядка и профилактики
22 июня 1992 г. – в органах внутренних дел Республики Беларусь созданы отделы охраны правопорядка и профилактики.
Как определяет часть 2 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон № 263-З) [1] милиция общественной безопасности является составной частью милиции Республики Беларусь.
Основные задачи, решаемые милицией общественной безопасности Республики Беларусь, согласно части 1 ст. 16 Закона № 263-З состоят в:
– обеспечении личной и имущественной безопасности граждан;
– охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
– профилактике, выявлении, пресечении преступлений и административных правонарушений;
– организации исполнения и отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы;
– участии в пределах компетенции в установлении лиц, совершивших преступления, осуществлении розыска обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, уклоняющихся от отбывания наказаний, или иных мер уголовной ответственности, а также других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
– установлении лиц, которые подлежат привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
– обеспечении содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания органов внутренних дел [1].
[...]
Глава 2 Основные направления деятельности службы охраны правопорядка и профилактики
Охрана общественного порядка – это традиционная сфера деятельности ОВД Республики Беларусь. Однако ранее, до принятия Закона об ОВД, представление о сфере деятельности ОВД можно было получить из содержания п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 1998 г. № 419. Она определялась как сфера борьбы с преступностью, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, гражданства и миграции Республики Беларусь. В Законе об ОВД сфера деятельности ОВД трактуется иначе: не как «охрана правопорядка», а как «охрана общественного порядка».
Органы внутренних дел не только организационно, но и фактически осуществляют охрану общественного порядка для обеспечения личной безопасности и общественной безопасности граждан. То есть они непосредственно самостоятельно принимают превентивные меры по предотвращению нарушений правил общественного порядка и безопасности, предотвращению преступлений, совершенных в этой связи, и привлечению нарушителей к ответственности правосудие и осуществлять такие действия, как охрана, сопровождение и задержание подозреваемых и обвиняемых, а также выдача разрешений на приобретение и хранение оружия.
Органы внутренних дел призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения [9, c. 58].
[...]
Глава 3 Пути совершенствования деятельности службы охраны правопорядка и профилактики
Среди всех служб органов внутренних дел к повседневным нуждам людей наиболее приближена служба участковых инспекторов милиции [16, c. 113]. Посредством их деятельности раскрывается значительное количество преступлений, совершенных в условиях неочевидности; осуществляется проверка материалов по каждому третьему: сообщению о преступлениях; задерживается каждый пятый нарушитель антиалкогольного законодательства, больше половины лиц, совершивших мелкое хулиганство [17, c. 28]. Участковый инспектор милиции проводит профилактическую работу с ранее судимыми, с лицами, больными хроническим алкоголизмом, наркоманами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, а также с родителями, отрицательно влияющими на детей [18, с. 126].
Участковый инспектор милиции – должностное лицо милиции Республики Беларусь, осуществляющий служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.
Общепризнанным является утверждение, что служба участковых инспекторов милиции (УИМ) является ключевой в системе органов внутренних дел [19, с. 26]. Однако данную службу в широком понимании необходимо рассматривать с учетом руководителей и инспекторского состава отделов (отделений) охраны правопорядка (ООПП) территориальных органов внутренних дел.
[...]
Заключение
Правопорядок – это состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, которое возникает в результате последовательного осуществления законности и характеризуется реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.
Правопорядок – это результат действия законности в обществе и в государстве в целом. Он предусматривает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав.
Государство, право, правопорядок – самостоятельные явления и научные категории. Они неразрывно связаны между собой и взаимообусловлены, но самостоятельны и специфичны как в институционном, так и в функциональном отношениях. Взаимодействие государства и права, с одной стороны, и правопорядка – с другой, опосредуется таким правовым явлением, как законность. Адекватной же политико-правовой формой такого взаимодействия в современном обществе являются организация и функционирование правового государства.
Общественный порядок – это нормальное функционирование социальных отношений, отсутствие рисков и угроз, которые могут нарушить нормальную жизнедеятельность людей и их прогрессивное социальное и профессиональное развитие, создающие обстановку спокойствия и защиты личности и собственности физических и юридических лиц.
В Республике Беларусь поддержание охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности также имеет разработанную конституционно-правовую основу. Охрана общественного порядка осуществляется силами государственных органов, прежде всего органами внутренних дел, для которых охрана общественного порядка является одной из основных задач. Законом определено участие в охране общественного порядка внутренних войск МВД Республики Беларусь совместно с органами внутренних дел.
[...]
1. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
2. Коренев, А.П. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. – М. : Щит-М, 2016. – 396 с.
3. Жирнова, И.Г. Основы управления : учебное пособие / И.Г. Жирнова. – Минск : Унiверсiтэцкае, 2016. – 268 с.
4. Козелецкий, И.В. Основы охраны общественного порядка : курс лекций / И.В. Козелецкий, А.К. Ситко. – Минск : Акад. МВД, 2016. – 147 с.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июл. 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г.: одобрен Советом Респ. 24 июн. 1999 г. [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
7. О порядке и условиях содержания лиц под стражей : Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 215-З [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.
8. Иванова, Л.А. Соотношение понятий общественный порядок и общественная безопасность / Л.А. Иванова // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 мая 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 87-89.
9. Дондоков, Ц.С. Содержание правовой категории «общественный порядок» / Ц. С. Дондоков // Вестник Читинского государственного университета. – 2010. – № 10. – С. 52–56.
10. Козелецкий, И.В. Основы охраны общественного порядка: курс лекций / И.В. Козелецкий, А.К. Ситко; М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М–ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 147 с.
11. Бредихин, И.Д. Общественный порядок как международно-правовая категория / И. Д. Бредихин // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2010. – № 2-1. – С. 26–31.
12. Макеев, В.В. Общественный и правовой порядок в условиях становления гражданского общества и правовой государственности / В. В. Макевв, В. И. Шепелев, И. В. Воронина // Юристъ-Правоведъ. – 2016. – № 4 (77). – С. 12–16.
13. Антонов, А.В. Правовая сущность понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» / А.В. Антонов // Молодой ученый. – 2021. – № 13(355). – С. 134-137.
14. Воронков, А.В. Проблемы теории административного права: сравнительно правовое исследование / А.В. Воронков. – СПб., 2001. – 220 с.
15. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся направлению «Юриспруденция» и по специальности «Юриспруденция» / К.Ф. Гуценко; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Юридический факультет. – М.: Кнорус, 2013. – 376 с.
16. Еропкин М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка / М И. Еропкин, Л.Л. Попов. – Л.: Лениздат, 1973. – 328 с.
17. Макеев, В.В. Общественный и правовой порядок в условиях становления гражданского общества и правовой государственности / В. В. Макевв, В. И. Шепелев, И. В. Воронина // Юристъ-Правоведъ. – 2016. – № 4 (77). – С. 12–16.
18. Савин, М.Я. Эффективность административно – правовой деятельности органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка и ее оценка: пособие / М.Я. Савин. – М., 2019. – 320 с.
19. Лубенков, А.В. Общественный порядок и органы внутренних дел в современной Беларуси / А.В. Лубенков // Вестник Могилевского института МВД. – 2020. – № 1. – С. 24-34.
20. Галенка, А.В. О мерах по повышению эффективности деятельности подразделений охраны правопорядка и профилактики / А. В. Галенка // Современные проблемы противодействия административной деликтности : междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 17 нояб. 2022 г.) : тез. докл. / Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь ; [редкол.: С. В. Добриян (отв. ред.) и др.]. – Минск, 2023. – С. 19–22.