ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В органы внутренних дел Республики Беларусь входят различные подразделения, которые отвечают за многие задачи. Одной из основных задач является предотвращение правонарушений, осуществляемых путем внедрения соответствующей системы мер. Каждое отдельно взятое действие не в состоянии достичь высокой эффективности этой деятельности. В связи с этим на первый план выходит организация взаимодействия для предотвращения правонарушений как внутри самой системы ОВД (внутрисистемной), так и между системами с объединениями граждан правоохранительных органов, средств массовой информации (внешнее взаимодействие). Совершенствование организационно-правовых форм взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества является важнейшим условием их дальнейшего сотрудничества в области охраны общественного порядка.
Государственная поддержка является одним из основных условий для эффективной работы ОВД. Особое практическое значение имеет взаимодействие с добровольными охранниками и советами пунктов публичного правопорядка (далее именуемые советами ОППО), что также является причиной выбора предмета исследования. Необходимость взаимодействия обусловлена множественностью организационных форм участия граждан в защите правопорядка, а также изоляцией ассоциаций граждан правоприменительной ориентации.
Согласно ст. 5 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года N 122-З «Об основах деятельности по предотвращению правонарушений» являются такими органами органы прокуратуры, общественные объединения и другие организации, в связи с чем они наделены особыми полномочиями, закрепленными в ст. 9 этого закона.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Граждане оказывают содействие ОВД в поддержании общественного порядка и обеспечении общественной безопасности как на добровольной основе, так и через общественные объединения. Таким образом, согласно ст. 6 этого закона граждане могут осуществлять свое право на участие в правоохранительной деятельности в следующих формах:
- индивидуальное участие;
- внештатное сотрудничество с правоохранительными органами, органами и подразделениями для чрезвычайных ситуаций, пограничными органами Республики Беларусь;
- участие в объединениях граждан, содействие правоохранительным органам в защите правопорядка;
- членство в волонтерских отрядах;
- участие в заседаниях органов публичного правопорядка.
В статье 7 Закона Республики Беларусь «Об участии граждан в защите правопорядка» указаны вышеуказанные формы. Таким образом, индивидуальное участие граждан в правоохранительных органах может осуществляться в форме:
- сообщения правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь о фактах, которые им стали известны о предстоящих, совершенных преступлениях, причинах и условиях, способствующих их совершению;
- оказание помощи правоохранительным органам, органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, органам пограничной службы Республики Беларусь в работе по предупреждению и пресечению правонарушений;
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Право рассматривать материалы дела, привлекать к административной ответственности имеет суд.
По условиям задачи следует доказать наличие заведомо ложного заключения эксперта, виновность эксперта в совершении данного правонарушения, выяснить обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания.
Административный процесс начинается с момента составления протокола об административном правонарушении, составления протокола о процессуальном действии, вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса, административного задержания физического лица.
Дело должно быть подготовлено к рассмотрению не позднее 10 суток со дня начала административного процесса.
В качестве мер обеспечения административного процесса могут применяться: административное задержание физического лица, личный обыск задержанного, наложение ареста на имущество, изъятие вещей и документов.
В процессе подготовки следует составить протокол об административном правонарушении, возможно применение технических средств, обязательно разъяснять права и обязанности участникам административного процесса в необходимых случаях, составить протокол опроса лица, в отношении ведется административный процесс, возможно назначение экспертизы.
В процессе рассмотрения дела судье следует установить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела, выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс, истребовать необходимые дополнительные документы, известить лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Согласно административному законодательству, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Выяснив причины и условия, способствующие совершению административного проступка, орган внутренних дел имеет возможность оперативно принять меры по устранению этих причин и условий и предупреждению аналогичных проявлений в будущем.
В данных условиях совершенствование процедур административного расследования при производстве по делам об административных правонарушениях в деятельности органов внутренних дел приобретает особую актуальность, причем эта особая система процессуальных действий нуждается в дальнейшем теоретическом и практическом осмыслении.
Понимание ценности процессуальной формы в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел постепенно переходит из доктринальной сферы в область государственной политики и практики, реального развития ее закрепившей нормативной базы.
Между тем оценка реального состояния нормативной основы современного административного процессуального права весьма далека от совершенства.
Законность и обоснованность постановлений по делам об административных правонарушениях, выносимых органами внутренних дел, как важнейшие критерии эффективности правоприменительной деятельности ОВД в юрисдикционной сфере, не могут быть обеспечены без достоверного знания об обстоятельствах, образующих основание применения к правонарушителю устанавливаемых санкцией правовых последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с частью 3 ст. 9 Закона «Об основах деятельности по предотвращению правонарушений», юридические лица, на которых возложены функции редакций государственных СМИ в области предотвращения правонарушений в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами обязаны:
- содействовать участию граждан и организаций в деятельности по предупреждению преступности;
- распространять информацию о деятельности субъектов предупреждения преступности, аналитических и других материалов по предупреждению преступности, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в том числе демонстрировать неизбежность наказания за преступления;
- осуществлять деятельность по размещению (распространению) социальной рекламы, а также информировать граждан о формах и методах самообороны против преступных посягательств;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
В статьях 12-19 Закона «Об основах деятельности по предупреждению преступности» указывается содержание информации, распространяемой в средствах массовой информации, в рамках превентивных мер, направленных на предотвращение определенных видов правонарушений.
Некоторые вопросы, связанные с распространением превентивной информации, регулируются Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 года N 225-З «О рекламе». Таким образом, этот законодательный акт устанавливает концепцию социальной рекламы, в том числе определяемую как рекламные меры для предотвращения правонарушений или других социальных явлений (событий), которые направлены на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, которые не являются коммерческими и рекламодателями которых являются правительство (статья 2).
1. Взаимодействие милиции с добровольными народными дружинами на опорных пунктах правопорядка / О. М. Васильева [и др.]. М.: ВНИИ МВД СССР, 1977. 52 с.
2. Забелов С.М. Взаимодействие органов внутренних дел с трудовыми коллективами и общественностью в охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Минск: Минская высшая школа МВД СССР, 1979. 24 с.
3. Ананьева Л.А. Участие общественности в воспитательно-профилактической работе // Вопросы правового воспитания и профилактики правонарушений: сб. науч. тр. / редкол.: В.Г. Тихиня (гл. ред.) [и др.]. Минск: Министерство образования БССР, 1989. 213 с.
4. Анапреенко Я.Г. Профилактика преступлений: [метод. пособие]. Минск, 2001. 63 с.
5. Кашкина Е.В. К вопросу о статусе субъектов охраны общественного порядка // Полицейская деятельность. 2013. N 2. С. 84-92.
6. Лукашов А.И., Лукашова О.Г. Профилактика правонарушений как направление деятельности по поддержанию правопорядка // Юридический мир. 2009. N 1. С. 14-19.
7. Лимонов А., Нурадинов Ш. Развитие конституционной основы взаимодействия граждан с правоохранительными органами в охране общественного порядка // Вестник Московского университета МВД России. 2013. N 6. С. 28-29.
8. Лукша В.К. Организация взаимодействия органов внутренних дел с органами исполнительной власти по предупреждению бытовых преступлений и нормализации обстановки в неблагополучных семьях // Семья без насилия: материалы республиканской науч.-практ. конф. «О новых подходах, формах и методах работы по профилактике преступлений в сфере семейно-бытовых отношений», Минск, 1 ноября 2006 г. / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Минск, 2007. С. 137-140.
9. Ожегов С.И.. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд. М.: Азбуковник, 2001. 944 с.
10. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. 976 с.
11. Изотова Н. Общественный совет при МВД: милиция становится ближе к населению // На страже. 2015. URL: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=283173 (дата обращения: 25 янв. 2017 г.).
12. Беларусь в цифрах: статистический справочник // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/ index_7187/
13. Беларусь и Россия 2016: статистический сборник // Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. URL: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/ index_6839/
14. Михайлов А. А. Административно-юрисдикционная деятельность милиции: теория и практика: дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
15. Сасыков Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел: дис. канд. юрид. наук. М., 2005.
16. Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М., 1989.
17. Денисенко В. В., Позднышов А. Н., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник. М., 2002.
18. Лейбо Ю. И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации // Права и свободы человека и гражданина. М., 2000.
19. Калюжный Ю. Н. Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
20. Клоков Е. А. Административное расследование в органах внутренних дел: дис. канд. юрид. наук. Омск, 2005.