Не только утверждение демократии, но и осуществление политических и экономических реформ неотделимы от укрепления законности и дисциплины, создания в обществе атмосферы высокой духовности, нравственности, правовой культуры и правосознания.
Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, в первую очередь на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, а также высших должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости.
Условием существования формирующегося в Республике Беларусь гражданского общества является обеспечение безопасности граждан, государства и самого общества в целом.
Безопасностью же является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Защищенность, следовательно, будет является сутью общественной безопасности.
Актуальность выбранной темы заключается непосредственно в том, что административные правонарушения против порядка управления – это явление, которое затрагивает практически каждого, явление повседневности. А прояснение вопросов, которые связаны напрямую с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.
Целью данной работы является изучение непосредственной характеристики и видов административных правонарушений против порядка управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть административное правонарушение против порядка управления как основание административной ответственности;
− изучить сущность административной ответственности за правонарушения против порядка управления;
− определить роль органов внутренних дел в борьбе с административными правонарушениями против порядка управления.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административного права и процесса.
Правонарушения против порядка управления – это непосредственно действия, которые противоречат нормам права, содержащиеся в 23 главе Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – это КоАП Республики Беларусь). Противоправность же правонарушения выражается в нарушении гражданином или лицом, находящимся на территории нашей страны, какую-либо действующую норму права, а также в действиях вопреки ее предписаниям и тем самым в противопоставлении своей собственной воли воле государства. Таким образом, образуется конфликт между гражданином и государством.
Особенность указанного конфликта граждан, или иных лиц с государством, проявляющийся в форме правонарушений, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам права, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям [6, с.47].
Следовательно, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, однако не правонарушением.
Стоит отметить, что точным основанием административной ответственности, является наличие состава административного правонарушения, как в нормативном, так и в фактических аспектах.
Административное правонарушение – это противоправное виновное (умышленное), а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП Республики Беларусь, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.
Стоит упомянуть, что например, в Российской Федерации, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием [19, с. 230].
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, выраженная в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, в том числе к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь [4].
Основными чертами административной ответственности являются:
1. основанием административной ответственности является административное правонарушение, признаваемое таковым на основе КоАП Республики Беларусь;
2. наступает за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления вне зависимости от отрасли права, что придает ей межотраслевое правоохранительное значение;
3. устанавливается как законом, так и иными актами законодательства;
4. административные взыскания применяются не только судом, а широким кругом органов государства и должностных лиц [19, c. 231].
Субъекты административной ответственности:
- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также и должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели;
- юридические лица.
Административная ответственность имеет ряд отличий от иных видов юридической ответственности, в частности:
1. основанием административной ответственности служит административное правонарушение (в уголовной ответственности основанием служит преступление, в дисциплинарной – это дисциплинарный проступок, а в материальной – это причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт);
2. за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания, а за преступления, например, – уголовные наказания;
3. могут привлечь к административной ответственности множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено непосредственно законодательством;
4. применение административного взыскания не влечет судимости или увольнения с работы.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», органы внутренних дел – это государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [12].
Борьба с административными правонарушениями против порядка управления органами внутренних дел осуществляется на принципах:
1. законности;
2. уважения и соблюдении прав, свобод и законных интересов граждан;
3. гуманизма;
4. единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;
5. сочетании гласных и негласных методов и средств деятельности;
6. независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.
На основании ст. 3.6 Процессуально-Исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.53–23.55, 23.68, частями 1, 2 и 4 статьи 23.84 КоАП Республики Беларусь, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами органов внутренних дел. Также от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях имеют право рассматривать руководители территориальных органов внутренних дел и их заместители [16].
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
1. при рассмотрении административного правонарушения против порядка управления как основание административной ответственности стоит отметить, что противоправным является то действие или бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осуществляется невыполнение правовой обязанности. За их пределами не может быть противоправности, а следовательно, и одного из признаков административного правонарушения. Единственным основанием административной ответственности здесь выступает наличие состава административного правонарушения, как в нормативных, так и в фактических аспектах. Стоит упомянуть, что совершение административного правонарушения против порядка управления, предусмотренного 23 главой Особенной части КоАП Республики Беларусь может быть выражено как в форме действия, так и бездействия;
2. Главной особенностью административной ответственности является то, что: во-первых, виновное лицо не находится в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание; во-вторых, порядок наложения административного взыскания регламентируется Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях; в-третьих, о каждом административном правонарушении составляется протокол; в-четвёртых, самостоятельные сроки наложения административных взысканий отличаются непосредственно от сроков применения мер иных видов юридической ответственности. Сущность административной ответственности за правонарушения против порядка управления: общим для административных правонарушений, составляющие 23 главу действующего КоАП Республики Беларусь, является то, что они совершаются с умышленной формой вины и имеют формальный состав. В действующем КоАП Республики Беларусь содержаться нормы, непосредственно относящиеся к правонарушениям против порядка управления, как запрещающие совершать определенные действия, так и нормы предписывающие лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную ответственность;
1. Административное право. Словарь-справочник / под ред. И.Л. Бачило, Н.Г. Салищевой и Н.Ю. Хаманевой. – М. : Интитут государства и права. – 589 с.
2. Ананьев, Д.В. Административное право: Учебно-методическое пособие / Д.В. Ананьев, С.М. Забелов. – Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 365 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
4. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 № 194-3: в ред. от 19 июля 2016 г. № 407-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Конин, Н.М. Административное право Российской Федерации / под ред. Н.М. Конина. – М.: Норма, 2006 – 456 с.
6. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть: Пособие для студентов вузов /А.Н.Крамник. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
7. Крамник, А.Н. Курс административного права Республики Беларусь / А.Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2002. -
8. Кудрявцев, В.Н. Закон, поступок, ответственность / В.Н. Кудрявцев. – М.: ЗЕРЦАЛО-М, 1986. – 228 с.
9. Кудрявцев, В.Н. Причины правонарушений / В.Н. Кудрявцев. – М.,1986. – 256 с.
10. Малеин, Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность / Н.И. Малеин. – М.: Юристь, 1985. – 305 с.
11. Мурзилов, А. И. Преступление и административное правонарушение / А.И. Мурзилов. – М., 1985. – 258 с.
12. Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Оксамытный, В.В. Правомерное поведение личности / В.В. Оксамытный. – Киев, 1985. – 283 с.
14. Печеницын, В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел / В.А. Печеницын. – Хабаровск, 1988. – 416 с.
15. Пирогов, В. Ю. Критерии признания административного правонарушения малозначительным / В.Ю. Пирогов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2013. – №3. – С. 67-74
16. Процессуально-Исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З: в ред. от 19 июля 2016 г. № 407-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Россинский, Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2009. – 928 с.
18. Тархов, В.А. Гражданские права и ответственность / В.А. Тархов. – Уфа, 1996. – 222 с.
19. Цечоев, Х. И. Административное правонарушение и административная ответственность / Х. И. Цечоев // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №90. – С. 229-232
20. Ясинская-Казаченко, А. Административное право: Учеб. программа для высших учебных заведений / А. Ясинская-Казаченко. – Минск: БНТУ, 2013. – 668 с.