ВВЕДЕНИЕ
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
3. СЛУЖБА В ОРГАНАХ ОВД
3.1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ОВД
3.2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день государственная служба в нашем государстве не является достаточно урегулированной. Данный институт постоянно развивается и, соответственно, совершенствуется и его правовое регулирование. Законодательство в рассматриваемой сфере является обширным, что обусловлено широкими масштабами самой государственной службы, которая распространяется на различные сферы власти. В связи с этим остается актуальным вопрос об определении понятия «государственная служба», которое может быть рассмотрено с различных точек зрения, о проблемах правового регулирования государственной службы и принципов, на которых она базируется.
Институт государственной службы в любом государстве – это неотъемлемая составляющая правовой системы государства, а государственные служащие выступают в качестве основных исполнителей, проводимых в обществе демократических и социально- экономических преобразований.
Ни одно общество не может существовать без государственного управления, а, соответственно, и без государственных служащих. В первую очередь, государственная служба – это трудовая деятельность людей, которые заняты профессиональным управленческим трудом.
Объект исследования работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие нормы права Республики Беларусь, регламентирующие понятие и принципы государственной службы в Республике Беларусь.
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и правовой статус государственных служащих
Государственный служащий в Республике Беларусь – субъект административного права, а также субъект государственно-служебных отношений.
Большой период времени такие понятия, определяющие служащего и государственного служащего, не имели никакого правового статуса на территории нынешней Республики Беларусь.
Так называли всех, кто не подпадал в категории рабочего или крестьянина. Служащими являлись не только работники государственных органов, но также и таких негосударственных организаций, как партии, общественные объединения.
Однако, вопрос о том, являлись ли данные структуры в советский период негосударственными является риторическим [1].
Начиная с 50-х годов, ученые-юристы не раз предпринимали попытки определить, что же такое государственный служащий.
Так, появилось два смысла:
• в узком смысле, как синоним служащего в государственном аппарате;
• в широком смысле, как служащие, работающие на государственном предприятии, учреждении.
По итогу, назрел вывод о том, что следует различать первый и второй смысл.
Законодательство, действующее ранее в Республике Беларусь, пользовалось в отношении нынешних государственных служащих таким термином, как «служащий государственного аппарата».
2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
Намеченные в рамках взятого курса на модернизацию белорусского государства социально-экономические преобразования наряду с вопросами повышения профессионализма государственных служащих обусловили необходимость в радикальном совершенствовании деятельности государственных органов как ключевого звена государственного аппарата и актуализировали проблему отношения к ним и их деятельности со стороны общественности.
На важность учета общественного мнения, в частности по вопросам обеспечения национальной безопасности, указывает содержание пункта 59 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, а также ряд иных нормативных правовых актов.
Бесспорная значимость феномена общественного мнения о деятельности государственного аппарата подтверждена исторически и научно. «Глас народа – глас Божий!», – утверждает формула аббата Алькуена, которая характеризует силу и власть общего мнения. Помня об этом, Наполеон не раз повторял, что последнее слово всегда будет за общественным мнением, приговор которого страшнее судебного, так как ни обжаловать, ни отменить, ни проигнорировать его невозможно [8, с. 130].
Сложившееся общественное мнение о профессиональных (выделено автором – С. К.) достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации) обозначается термином «деловая репутация». Сегодня феномен деловой репутации в качестве самостоятельного объекта правовой защиты и правовой категории признан в гражданском праве (см., напр., [3, с. 60]).
Вместе с тем следствием укоренившегося утверждения о гражданско-правовой природе указанного понятия явилось то, что рассмотрение его сущности и механизма защиты в науке осуществлялось многочисленными учеными именно в рамках гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений (см., например, [4–8]). При этом с позиций иных отраслей права деловая репутация как объект правовой защиты должному научному исследованию не подвергалась.
3. СЛУЖБА В ОРГАНАХ ОВД
3.1 Административно-правовой статус сотрудников ОВД
Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Оно позволяет создавать благоприятные правовые условия для деятельности субъектов права. Таким образом, проявляется функционирование исполнительной власти, осуществляется выражение государственной воли.
Правовой статус сотрудников cорганов внутренних дел в Республике Беларусь регулирует Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» [9].
Органы внутренних дел (ОВД) – сложный социальный организм, являющийся неотъемлемой частью современного общества. Их состояние и возможности развития всегда обусловлены тенденциями развития общества в целом. Однако независимо от исторических условий и социально-экономических тенденций развития этот институт социального контроля и один из важнейших субъектов обеспечения национальной безопасности объективно требует к себе повышенного внимания и научно взвешенного отношения со стороны органов государственной власти [17].
Правовое регулирование прохождения службы в ОВД включает в себя систему нормативных правовых актов (далее – НПА), которая содержит нормы, регулирующие отношения при прохождении указанной службы. Сущность данного вида регулирования определяется его многоаспектностью, опорой на принципы, закрепленные в конституционно-правовых нормах. В первую очередь необходимо отметить, что регулирование прохождения службы в ОВД подчиняется основному закону страны – Конституции Республики Беларусь [5]. Так, в ст.36 Конституции отмечено, что сотрудники ОВД не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, на сотрудников с некоторыми изъятиями распространяются требования ст.43 основного закона страны в части нормирования рабочей недели в количестве 40 часов, предоставлении еженедельных дней отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков. Вместе с тем, сформировано и собственное законодательство, отражающее особенности прохождения службы в ОВД, которое во многом основано на ведомственном правовом регулировании [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Государственная служба – это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, которая осуществляется в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Основные признаки государственной службы: это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственном органе; это одна из сторон организационной деятельности нашего государства; данная организационная деятельность направлена на комплектование личного состава государственных органов и иных организаций, а также правовое регулирование работы государственных служащих; особый субъект государственной службы – государственные служащие; содержание деятельности государственных служащих состоит в практическом ими выполнении задач и функций государства; особенность государственной службы – оплата работы лиц, которые пребывают на ней.
2. Государственная служба может быть классифицирована на виды по различным основаниям: на основе разделения власти на ветви, в зависимости от уровней осуществления государственной власти, в зависимости от органов, в которых она осуществляется и др.
3. Анализ правового регулирования государственной службы, а также ее составных элементов, наводит на мысль о том, что невозможно характеризовать эту совокупность как единый внутренне непротиворечивый элемент.
В отношении действующего Закона следует отметить, что у него нет роли системного акта, так как каждый из законов по отдельному виду государственного служащего отменяет его положения или же использует в части, не противоречащей специальному закону. С одной стороны, это верно, но, с другой стороны, государственная служба – общее понятие для всех государственных служащих, следовательно, необходим особый акт, своеобразный кодекс, применяемых для всех видов государственных служащих.
1. Административное право и управление. Понятие и виды государственных служащих [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://isfic.info/adom/cint53.htmээ.
2. Бахрах, Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д.Н. Бахрах // Государство и право 1996. – №12. С. 10-18.
3. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах – Минск: Дикта, 2004. – 415 с.
4. Забелов, С.М. Административное право.: Курс лекций / С.М. Забелов, П.С. Забелов. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 324 с.
5. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Крамник, А.Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право. / А.Н. Крамник – Минск: Тесей, 2008. – 672 с.
7. Истечение срока, досрочное прекращение полномочий на государственной должности как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 10.07.2019) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
8. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь / И.И. Мах – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
9. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (Авторский коллектив) (по состоянию на 30.09.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
10. Несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 11.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
11. Неудовлетворительный результат предварительного испытания как основание прекращения государственной службы) (по состоянию на 12.07.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
12. Новое в законодательстве о занятости населения (анализ Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Томашевский К.Л. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
13. Обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 33 Закона от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» как основание прекращения государственной службы (по состоянию на 19.06.2017) / Гадлевская Е.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
14. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» [Электронный ресурс]: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 24 окт. 2003 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 17 марта 2005 г., № 139 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 07 окт. 2003 г., № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Ограничения работы по совместительству для руководителей организаций (кроме государственных служащих и иных лиц, проходящих государственную службу) / Киеня Р.В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
18. Основы государственного управления: учебное пособие под ред. С.Н. Князева, Н.Б. Антоновой. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. – 415 с.
19. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
21. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс]: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
23. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь. / А.А. Постникова, А.И. Сухаркова. – Могилев: Областная типография, 1999. – 172 с.
24. Путеводитель по кадровым вопросам "Госслужащие" (Материал подготовлен специалистами ООО "ЮрСпектр") (по состоянию на 02.10.2017) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
25. Развитие полномочий участников правоотношений с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 409-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» / Привалов Ю.А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
26. Сокращение численности или штата работников в вопросах и ответах (по состоянию на 09.12.2016) / Штейнер А.И. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
27. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.
28. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
29. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.