ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Развитие правильного произношения – одна из основных задач дошкольного учреждения. Развитие звукопроизношения – это воспитание внимания к звуковой стороне речи. Формируя произношение звуков, педагог учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются прежде всего путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков.
Сложная психолого-педагогическая картина предстает перед специалистом, изучающим речедвигательную и мыслительную функции аномально развивающегося ребенка. При диагностировании каждого отдельного случая необходим детальный и тщательный анализ всех полученных данных, которые касаются речевой и когнитивной сферы маленького пациента.
Цель данной работы – изучить научно-теоретические аспекты обучения написанию изложения учащихся младших классов посредством использования наглядного моделирования.
Задачи:
1) рассмотреть лингвистические и психолингвистические особенности изучения связной речи;
2) выявить особенности изложения как вида развития связной речи;
3) изучить возможности применения метода моделирования при обучению изложению младших школьников с ТНР;
Объект исследования – процесс формирования связной речи у детей с моторной алалией.
Предмет исследования – особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией.
Актуальность исследования. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Поэтому формирование связной речи у детей с моторной алалией является важной и актуальной темой.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Развитие связной речи младших школьников
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности [11, с. 69]. Связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или контекстная) речь рассматривается как сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения [4, с. 4].
Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Для разработки специальной методики, ориентированной на коррекцию недостатков речевого развития, В.К. Воробьева считает утверждение Н.И. Жинкина о том, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого сообщения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода [5, с. 6].
Трактовка связной речи, разрабатываемая в психологии и психолингвистике, оказала существенное влияние на развитие
2.1. Организация проведения констатирующего исследования и его результаты
Экспериментальное исследование было проведено на базе 2 класса ГУО «Средняя школа № 1 г. Мозыря». Всего в исследовании приняло участие 15 детей.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности монологической письменной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР при написании изложения.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода группового эксперимента.
В целях исследования монологической письменной речи младшим школьникам было предложено написать изложения следующего текста:
Был теплый летний день. Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал большую щуку. Сережа поймал маленького окуня. Дети отдали рыбу маме.
Цель: выявить уровень умения писать изложение.
Инструкция: Послушайте небольшой рассказ. Когда я прочитаю рассказ, мы с вами поговорим о нем. Затем я еще раз прочитаю его, и вы напишите его в тетрадях.
Сначала текст читается полностью, к нему составляется план. Учитель обращает внимание детей на то, что в рассказе можно выделить три части, каждую часть надо озаглавить. Чтобы правильно озаглавить каждую часть, надо подумать над тем, что является в ней главным, основным.
План записывается на доске. Каждый учащийся продумывает самостоятельно свое изложение по этому плану.
Данные констатирующего этапа исследования, отражающие уровень сформированности монологической письменной речи при написании изложения, оценивались по следующим критериям.
4 балла – Изложение полностью передает содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы языка (с учетом возраста детей).
3 балла – Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений
2 балла – Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения у детей с ТНР. Правильная организация обучения детей с ТНР – сложный процесс. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Одним из способов развития связной речи младшего школьника является обучение изложению.
Для учащихся с ТНР характерны нарушения связи в речевой цепи, синтаксические отклонения на уровне словосочетания, предложения или текста. Значительное место занимают ошибки в согласовании и управлении, нарушения структуры предложения. Особенности речевого развития определяют необходимость выделения специальных направлений в работе со школьниками по уточнению, а иногда и по формированию речевых навыков и умений. Метод наглядного моделирования способствует усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей; овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет; формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями; обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Эффективность использования моделирования зависит от следующих условий: модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему; быть доступной для восприятия ребенком данного возраста; должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Использование модели предполагает определенный уровень сформированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения).
1. Ахутина, Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций : учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / Т.В. Ахутина. – М. : Академия, 2003. – 260 с.
2. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе / М.Т. Баранов. – М. : Академия, 2001. – 364 с.
3. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е.С. Белова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. – 110 с.
4. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М. : ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.
5. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов / Н.И. Жинкин // Изд. АПН РСФСР. – 1956. – Вып. 78. – С. 29–39.
6. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Эра, 1998. – 320 с.
7. Зайцева, Л.А. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи / Л.А. Зайцева. – Минск : Народная асвета, 1998. – 210 с.
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя // Избр. психол. труды. – Москва–Воронеж, 2001. – С.220–241.
9. Коррекция нарушений устной и письменной речи : учеб.-метод. пособие / Н. В. Дроздова [и др.]. – Минск : БГПУ, 2006. – 60 с.
10. Кривовязова, Н.Д. Обучение русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи: учеб. пособие для студентов / Н.Д. Кривовязова. – Минск : Зорны верасень, 2007. – 215 с.
11. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
12. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. – М. : Просвещение, 1997. – 386 с.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
14. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – М. : Олма-пресс, 2004. – 640 с.
15. Основы методики русского языка в 4-8 классах : пособие для учителей / под ред. А.В.Текучева, М.М.Разумовской, Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1983. – 228 с.
16. Преодоление общего недоразвития у детей : кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург : КнигоМир, 2011. – 320 с.
17. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : монография / Т.Б. Филичева. – М. : Айрис-Пресс, 2000. – 340 с.
18. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М. : Наука, 1999. – 457 с.
19. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / сост. А.В.Текучев. – М. : Просвещение , 1982. – 355 с.
20. Шашкова, Е. Г. Работа над связной речью / Е. Г. Шашкова. – М. : Высшая школа, 1967. – 305 c.
21. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1984. – 168 с.
22. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 131 с.