Введение
Глава 1. Понятие и сущность административного взыскания. Виды административных взысканий
Глава 2. Порядок наложения административных взысканий
Глава 3. Совершенствование правовых норм, регулирующих порядок наложения отдельных административных взысканий
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность. Административное взыскание – реакция на совершение административного правонарушения. Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагается на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами, а административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.
Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством, именно это обуславливает актуальность данной работы. Статья 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) исправительные работы; 4) административный арест; 5) лишение специального права; 6) лишение права заниматься определенной деятельностью; 7) конфискация; 8) депортация; 9) взыскание стоимости.
Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Глава 1. Понятие и сущность административного взыскания. Виды административных взысканий
Согласно ст. 4.1, 6.1 КоАП административное взыскание является мерой административной ответственности и применяется к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП.
Каждое правонарушение служит основанием для наложения административного взыскания. Перечень и составы административных правонарушений определяются законодательством с учетом экономических и социальных потребностей, сложившихся традиций и других обстоятельств. В нашей республике административная ответственность направлена на защиту экономических основ государства, защиту прав и свобод граждан, обеспечение надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Иногда на уровень и содержание административной ответственности оказывают влияние и традиции.
В юридической литературе, посвященной проблемам административной ответственности, содержатся следующие определения административного взыскания. Одни авторы рассматривают административное взыскание как меру ответственности за административное правонарушение [1, с. 216].
Другие характеризуют административное взыскание в схожем плане, акцентируя внимание на том, что эта мера применяется в установленном законом порядке [2, с. 142]. Третьи, в числе которых Н. Г. Салищева, в предлагаемом ими определении административного взыскания подчеркивают, что данная мера административной ответственности за административное правонарушение является одним из видов карательных санкций [3, с. 279].
В определениях административной ответственности авторы обычно указывают на такой признак административной ответственности, как претерпевание лишения личного или имущественного характера. При этом В. И. Краснов дополнительно выделяет и возможность административной ответственности за деяние, содержащее признаки преступления [4, с. 138].
Глава 2. Порядок наложения административных взысканий
Рассмотрим основные положения о наложении административных взысканий.
Наложение административного взыскания является одним из основополагающих и сложных, в качестве правоприменения, аспектов в деятельности управомоченных должностных лиц органов рассматривать подведомственные им дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 5 ст. 4.2 КоАП каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности. Единственная форма реализации административной ответственности является административного взыскания.
При определении административного взыскания необходимо учитывать правила, установленные главой 7 КоАП «Наложение административного взыскания». К общим положениям наложения административного взыскания являются:
- общие правила наложения административного взыскания;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- наложение административных взысканий при множественности административных правонарушений.
Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.
При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Глава 3. Совершенствование правовых норм, регулирующих порядок наложения отдельных административных взысканий
Президент Республики Беларусь, выступая на коллегии МВД 28 января 2016 г., подчеркнул, что государство будет и впредь придавать приоритетное значение вопросам борьбы с преступностью, защиты прав и законных интересов граждан. Таким образом, в свете поставленных Президентом задач, одним из направлений обеспечения законности и правопорядка государства выделяется совершенствование применения мер административной ответственности. Речь идет о введении в КоАП и ПИКоАП положений, определяющих возможность вынесения уполномоченными должностными лицами предупреждения за совершение административного правонарушения без начала административного процесса.
Если административная ответственность является реакцией государства на совершенное лицом противоправное деяние, то административное взыскание – мера такой ответственности, средство, позволяющее «покарать лицо» согласно общественной вредности и характеру совершенного правонарушения, а также характеристика самого лица и совокупность всех смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств. Один из видов таких административных взысканий – предупреждение (ст. 6.4 КоАП) – состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Определить правовую природу предупреждения можно, исследуя его признаки в совокупности с другими видами административных взысканий.
Предупреждение как административное взыскание относится к мерам административного и государственного принуждения наряду с мерами административного пресечения, обеспечения административного процесса, профилактическими, восстановительными мерами и др. При рассмотрении официального предостережения как меры принуждения, применяемой в сфере семейно-бытовых отношений, это отмечают И.Л. Федчук и А.А. Постникова [21, с. 52].
По степени самостоятельности административные взыскания подразделяются на основные, смешанные и дополнительные (ст. 6.3 КоАП). В основе данного деления – нормативно закрепленное правило, согласно которому за одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания. Предупреждение относится к основным взысканиям и применяется к гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям; из всех видов административных взысканий оно является самым мягким и сочетает в себе признаки принуждения и индивидуальной профилактики.
Заключение
Итак, административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение.
В законодательстве Республики Беларусь закреплены следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); исправительные работы; административный арест.
Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные взыскания.
Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.
Порядок наложения административных взысканий регулируется Кодексом об административные правонарушения Республики Беларусь, а именно главой 7 - «Наложение административного взыскания» (статьи 7.1 – 7.9).
По результатам проведенной работы, в целях комплексного регулирования порядка вынесения административного предупреждения, можно сформулировать следующие предложения:
- исключить из гл. 6 КоАП ст. 6.4 «предупреждение»;
- исключить п. 1 ч. 1 ст. 6.2 КоАП, содержащий указание на вид административного взыскания «предупреждение»;
- исключить в санкциях статей Особенной части КоАП «предупреждение»;
- исключить такое правовое последствие административного взыскания как наказуемость (ст. 2.8 КоАП);
- не учитывать предупреждение при повторном совершении преступления (ст. 2.5 КоАП);
- учитывать предупреждение как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (ст. 7.3 КоАП). В связи с этим дополнить ч. 1 ст. 7.3 КоАП п. 13 «совершение административного правонарушения лицом, в отношении которого вынесено административное предупреждение»;
- налагать предупреждение на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет независимо от того, предусмотрено ли оно в ст. 8.9 КоАП. Сформулировать ч. 3 ст. 4.6 КоАП в редакции «В отношении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может выноситься административное предупреждение независимо от того, предусмотрено ли оно ч. 3 ст. 8.9 настоящего Кодекса».
1. Никитина, А. М. Административное право в схемах / А. М. Никитина. М.: Изд-во ЮНИТИ, 2000. 352 с.
2. Рябцев, Л. М. Административное право: учеб. пособие / Л. М. Рябцев. – Минск: Адукацыя і выхаванее, 2012. 386 с.
3. Салищева, Н. Гражданин и административная юрисдикция в СССР / Н. Г. Салищева. М.: Юрид. лит., 1970. 164 с.
4. Краснов, В. И. Понятие и признаки административной ответственности / В. И. Краснов // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. трудов. Вып. 15: Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. С. 137 - 145.
5. Никитин, А. С. К вопросу о признаке противоправности в административном правонарушении / А. С. Никитин // Административное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 40 - 46.
6. Клюшниченко, А. П. Меры административного принуждения, применяемые милицией / А. П. Клюшниченко. Киев: Науч.-исслед. и редакц.изд. отдел, 1979. 88 с.
7. Четвериков, В. С. Административное право / В. С.Четвериков. Ростов-н/Д: Феникс, 2004. 512 с.
8. Малахов, В. П. Единство и различие административного и полицейского права / В. П. Малахов // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 82 - 92.
9. Дзгоев, Т. В. Административно-предупредительное правоотношение как форма реализации административно-предупредительных мер / Т. В. Дзгоев // Административное и муниципальное право. 2008. № 7. С. 12 - 14.
10. В Бельгии для любителей ездить под градусом начали применять «алкозамки» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/auto/2016/05/02/ic_news_120_315514.
11. Круглов, В. А. О понятии административной ответственности / В. А. Круглов // Юрид. журн. 2009. № 3. С. 37 - 41.
12. Бахрах, Д. Н. Юридическая ответственность по административному праву / Д. Н. Бахрах // Административное право и процесс. 2010. № 1. С. 2 - 5.
13. Алехин, А. П. Административное право Российской Федерации / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. М.: Зерцало, 2003. 608 с.
14. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ През. Респ. Беларусь, 27 марта 2008 г., № 181: в ред. от 23 февраля 2015 г., № 95 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
15. Коваль, Л. В. Административно-деликтное отношение / Л. В. Коваль. Киев: Вища школа, 1979. 230 с.
16. Николаева, Л. А. Административная юстиция и административное судопроизводство. Зарубежный опыт и российские традиции / Л. А. Николаева, А. К. Соловьева. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 330 с.
17. Лазарев, Б. М. Компетенция органа государства / Б. М. Лазарев // Совет. государство и право. 1968. № 11. С. 27 - 35.
18. Чечот, Д. М. Административная юстиция. Теорет. проблемы. / Д. М. Чечот. Л., Изд-во Ленингр. ун-та. 1973. 134 с.
19. Бачило, А. Л. Сравнительное административное право / А. Л. Бачило, Н. Е. Сокол. Минск: НО ООО «БИП-С», 2003. 282 с.
20. Ортиков, Е. Зависимость уголовного преследования от решения органов по делам об административных правонарушениях / Е. Ортиков, И. Репкина // Законность. 2009. № 8. С. 27 - 28.
21. Административное право: учеб. пособие: в 2 ч. / А.И. Сухаркова [и др.]; под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Ч. 2: Административно-деликтное право. Процессуально-исполнительное право. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 454 с.
22. Крамник, А.Н. Административное право: пособие для студентов: в 2 ч. / А.Н. Крамник. – Ч. 2. Административно-деликтное право. Общая часть. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
23. Административно-деликтное право: учеб. пособие / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2013. – 648 с.
24. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 704 с.
25. Добриян, С.В. К вопросу о расширении случаев применения предупреждения в качестве административного взыскания / С.В. Добриян // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для правоохранительных органов: тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 7 апр. 2016 г. / М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2016.
26. Коляго, В.В. Административно-правовое регулирование профилактической деятельности милиции общественной безопасности: монография / В.В. Коляго; под ред. Л.М. Рябцева; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2011. – 203 с.
27. Правонарушения в Республике Беларусь // Статистический сборник / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – 2015. – 175 с.