ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена сменой представлений внутри системы ценностей личности. На современном этапе институт семьи и брака переживает ценностный кризис, который сопровождается негативными изменениями в сфере брачно-семейных отношений: низкой устойчивости этих отношений, падении рождаемости, росте количества разводов, отказе от рождения детей, росте числа социальных сирот и многое другое. Проблема рождаемости связана в большей степени не с социально-экономическими трудностями, которые сопровождают современное общество уже не одно десятилетие, а со снижением потребности семьи в детях, с изменением репродуктивных установок [11].
На сегодняшний день сохраняются негативные тенденции к снижению семейных ценностей, увеличению численности семей, сознательно живущих в бездетных браках, низкому престижу материнства, а также увеличения возраста первородящих женщин [13]. Эти процессы располагают к трансформации традиционных взглядов не семейные функции и отношения, психологическую готовность к материнству, репродуктивную мотивацию, родительские установки, ведущие к негативным аспектам материнства как одной из наиболее важных функций женщины.
Актуальность исследования эмоциональной сферы беременной женщины определяется ее высокой значимостью для психического состояния беременной, так и для ребенка.
В настоящее время в литературе активно разрабатываются социальные, медицинские, психологические аспекты протекания и переживания беременности (И.Н. Земзюлина [4], Н.П. Коваленко [9], М.Н. Котлярова [10], Ю.В. Немировская [13], Р.В. Овчарова [14] и др.).
Однако на сегодняшний момент эта проблема изучена недостаточно, имеются лишь отдельные теоретические разработки и немногочисленные исследования в области эмоциональной сферы беременных (О.Н. Безрукова [1],
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННЫХ
1.1. Понятие эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера личности – это совокупность эмоциональных реакций, настроений, чувств, эмоциональных состояний человека.
По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах:
– как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх);
– как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояния эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, фрустрационные и другие состояния);
– как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому или иному объекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды, неприязни, ненависти и другие) [18, с. 199].
В эмоциональной сфере принято выделять пять основных групп эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс [18, с. 95].
Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, которая полностью захватывает психику человека и предопределяет единую глобальную реакцию на ситуацию. Порой сам запускающий стимул и реакция на него осознаются недостаточно, что является одной из причин возможной неуправляемости аффектом. Он быстро овладевает человеком и характеризуется утратой самообладания, нарушением контроля за действиями, а также изменениями всей жизнедеятельности организма.
Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и другие
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННЫХ
2.1. Методики и организация исследования
База исследования: исследование осуществлялось на базе УЗ «Кобринская ЦРБ» филиал Роддом отделение обсервация. В исследовании приняли участие 10 беременных женщин, находящимся на III триместре беременности.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности эмоциональной сферы беременных.
Эмпирическое исследование включало три этапа:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования, подбор методов и методик диагностики, формирование выборки;
2) изучение особенностей эмоциональной сферы беременных с помощью тестирования;
3) выявление статистической связи между социальной перцепцией и межличностными отношениями подростков.
Гипотеза исследования: особенностями эмоциональной сферы беременных является истерический тип реагирования, выраженная депрессия, повышенная личностная и ситуационная тревожность.
Методы исследования: тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Клинический опросник для выявления невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич). Назначение теста: применяется для выявления и оценки невротических состояний. Разработан в 1978 году. Шкалы методики: тревога, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения. Испытуемым предлагается рядом с каждым вопросом проставить выбранный балл, оценивая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении цели и решении поставленных задач:
1. Раскрыта сущность понятия эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера личности – это совокупность эмоциональных реакций, настроений, чувств, эмоциональных состояний человека. По отношению к личности все эмоциональные проявления возникают в трех основных видах: как острые эмоциональные реакции на внезапные обстоятельства (гнев, радость, тоска, страх); как эмоциональные состояния с изменениями нервно-психического тонуса (состояния эйфории и депрессии, страха и тревоги, гнева и тоски, фрустрационные и другие состояния); как выраженная избирательность эмоциональных отношений, положительных или отрицательных к тому или иному объекту (чувства любви, привязанности, страсти, вражды).
2. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на эмоциональную сферу беременных. Беременность женщины сопровождается различного рода переживаниями, эмоциональное состояние которой зависит от ряда факторов. К объективным факторам относятся: профессиональный статус беременной женщины, изменения социального и внутрисемейного статуса беременной; гармония внутри семейной системы. К психологическим факторам относятся: ценностные ориентации женщины, желанная или нежеланная беременность; мотивы сохранения беременности; психологическая готовность к роли беременной, матери; стиль переживания беременности.
3. Определено значение эмоциональных состояний в протекании беременности. Эмоциональное состояние беременных влияет на протекание беременности и родов, на отношение к себе и к ребенку. Эмоциональное состояние женщины изменяется в течение каждого семестра беременности. Состояние эмоциональной неудовлетворенности увеличивает угрозу выкидыша. Повышенная тревожность может ухудшать течение беременности, может стать причиной осложнения в родах, так как становится доминирующей
1. Безрукова, О. Н. Влияние социопсихологических факторов на социальное здоровье беременной женщины : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. Н. Безрукова. – СПб. : СПбУ, 1998. – 136 с.
2. Брутман, В. И. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов / В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 59–68.
3. Заворотных, Е. Н. Особенности эмоциональной сферы беременных женщин / Е. Н. Заворотных // Вестник СПбГУ. – 2007. – № 2-2. – С. 136-140.
4. Земзюлина, И. Н. Переживание беременности в контексте жизненного пути личности женщины как фактор принятия новой социальной роли-роли матери : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.05 / И. Н. Земзюлина. – Курск : КГМУ, 2009. – 192 с.
5. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 520с.
6. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
7. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб., 2002. – С.124-126.
8. Карасева А.Э. Психологические особенности беременных женщин с различным характером родовой деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук, Томск : ТГУ, 2005. – 16 с
9. Коваленко, Н. П. Перинатальная психология / Н. П. Коваленко. – СПб. : Ювента, 2000. – 197 с.
10. Котлярова, М. Н. Изучение влияния социальных отношений беременных женщин на характер протекания беременности / М. Н. Котлярова // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие. – 2014. – № 3 (6). – С. 1-21.
11. Кулешова, К. В. Беременность как период психологической трансформации / К. В. Кулешова, Н. Д. Творогова // Русский медицинский журнал. – 2015. – № 14. – С. 857.
12. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учебное пособие / В. Д. Менделевич. – М. : Мед пресс, 2005. – 432 с.
13. Немировская, Ю. В. Факторы адаптации беременной женщины к социальной роли матери / Ю. В. Немировская // Вестник СГТУ. – 2007. – № 1. – Т. 1. – С. 215–219.
14. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
15. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – . СПб. : Речь, 2006. – 360 с.
16. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
17. Селье, Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ.. – М. : Прогресс, 1993. – 355 с.
18. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – М. : Академический Проект, 2000. – 416 с.
19. Сидоров, П. Перинатальная психология / П. Сидоров, Г. Чумакова, Е. Щукина. – СПб. : СпецЛит, 2015. – 344 с.
20. Стасевич, С. М. Социальные факторы беременности / С. М. Стасевич // Медицинский журнал. – 2010. – № 3. – С. 125–127.
21. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учебное пособие / Г. Г. Филиппова. – М .: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
22. Шкала депрессии Бека // Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб., 2001. – С. 505-507.
23. Яхин К. К., Менделевич Д. М. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний // Клиническая и медицинская психологи я: учебное пособие / Ред. В. Д. Менделевич. – М., 2005. – С. 432.