Введение
При рождении человек получает ряд прав, имя и статус гражданина. До определенного возраста этот статус является для него абстрактным понятием. Только получив паспорт, подросток начинает чувствовать себя гражданином своей страны, а в полной мере осознание своей гражданственности возникает с получением дополнительных прав после наступления совершеннолетия. Попробуем разобраться, что значит гражданство и в чем его суть.
Данное понятие неоднозначно и может трактоваться по-разному. В одном из значений этот термин толкуется как возможность государства регулировать формально-правовое обособление определенной части населения, которой бы оно доверяло и на которую смогло бы опираться при решении поставленных задач.
Второй смысл понятия тесно связан с предыдущим. В этом значении оно трактуется как конституционно-правовой институт, регулирующий двусторонние отношения между государством и его населением (гражданами, иностранцами, апатридам) посредством совокупности конституционных и обычных норм.
В каждой из предыдущих дефиниций фигурирует отдельный человек, поэтому в третьем значении этот термин представляется как публично-правовое состояние индивида. Иными словами, гражданство – это принадлежность лица государству. Данное определение является общеизвестным, но неполным. На самом деле гражданство представляет собой состояние взаимной принадлежности. В отношении индивида это означает, что государство принадлежит гражданам, а они являются своего рода его собственниками, то есть, образуя коллектив, имеют статус субъекта верховной власти. Наиболее полное определение гражданства дает совокупность представленных выше значений.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с двойным гражданством.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с двойным гражданством.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с право двойным гражданством.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
определить правовое регулирование вопросов гражданства в странах ЕС: модели отношения к двойному гражданству;
рассмотреть правовые способы минимизации негативных последствий двойного гражданства в странах ЕС.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
методы анализа и синтеза;
методы индукции и дедукции;
формально-юридический метод;
сравнительно-правовой метод.
Глава 1 Правовое регулирование вопросов гражданства в странах ЕС: модели отношения в двойному гражданству
Действующие модели правового регулирования вопросов двойного гражданства сильно различаются по странам и по подходам, не отвечая нуждам индивида в современном усложняющемся мире и привнося в правовые системы множество коллизий. В статье анализируются международно-правовая и национальные модели регулирования вопросов двойного гражданства, в первую очередь, с позиций защиты прав человека.
Каждое государство, осуществляя власть на своей территории, решает огромное количество жизненно важных вопросов, одним из которых является вопрос юридической регистрации лиц, населяющих территорию данного государства. Из всего многообразия правового статуса лиц, населяющих территорию государства, само государство безоговорочно ставит перед собой вопрос формализации правового статуса своего гражданина.
Таким образом, гражданство является неотъемлемым атрибутом государства.
Гражданство имеет несколько значений: во-первых, это стабильные правовые отношения между государством, порождающие взаимный комплекс прав и обязанностей. Во-вторых, под гражданством подразумевается институт конституционного права. Эта концепция включает в себя совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих отношения в отношении гражданства. В-третьих, это законное условие. Это порождает устойчивую правовую связь человека с государством или может быть условием его возникновения.
Каждый штат самостоятельно решает вопрос о том, получит ли лицо гражданство данного штата или нет. Зачастую в силу своих личных интересов люди имеют не одно, а два, три или более гражданства, что приводит их в состояние лиц, имеющих правовой статус не одного, а нескольких государств одновременно.
При определенных обстоятельствах это положение в законе определяется как двойное гражданство, а иногда и гражданство двух или более государств.
Как правило, двойное гражданство возникает в следующих случаях: во-первых, брак женщины с иностранцем, однако он применим, если в соответствии с законодательством страны, в которой проживает женщина, после вступления в брак не исключается гражданство, а законодательство страны, в которой проживает муж, предусматривает автоматическое предоставление ей гражданства;
во-вторых, рождение ребенка здесь может применяться как «права на землю», рождение на территории данного государства и «права на кровь», гражданство его родителей;
в-третьих, натурализация, если нет предварительного согласия на изменение гражданства.
В результате двойное гражданство является разновидностью множественного гражданства [12].
Глава 2 Правовые способы минимизации негативных последствий двойного гражданства в странах ЕС
Вопросы, связанные с гражданством, традиционно находятся на стыке внутриполитической и общемировой проблематики, поскольку затрагивают интересы целого ряда акторов. Внесение малейших изменений в законодательство, регулирующее процедуру натурализации, способно оказывать влияние на политические процессы как внутри страны или региона, так и в масштабах мировой политической системы.
В этой связи следует обратить внимание на Германию, где 20 декабря 2014 года вступил в силу новый закон, предусматривающий возможность получения двойного гражданства лицами, родившимися в период с 1990 по 21 год, и чьи родители являются иностранцы. Стать гражданином Германии можно будет при одном из следующих условий:
- пребывание в государстве более 8 лет;
- получение школьного образования в Германии в течение 6 лет;
- Сертификат о школьном или профессиональном образовании, полученный в Германии.
Этот законопроект был предложен в конце марта 2014 года немецкой коалицией ХДС / ХСС и социал-демократической партией. Новая и, очевидно, более либеральная модель заменила старую, которая требовала сделать выбор в пользу того или иного гражданства по достижении 23 лет (это ограничение не распространялось на иностранцев, являющихся гражданами других государств-членов ЕС).
Вопросы предоставления французского гражданства регулируются Кодексом о Гражданстве. Оно может получено по различным основаниям, наиболее типичным для всех европейских законов: по рождению, по происхождению, через брак и в порядке натурализации.
Гражданство по рождению, то есть по праву почвы, предоставляется не автоматически. Если ребенок родился у туристов или временных резидентов, то он не имеет права претендовать на гражданство Франции. Если же ребенок родился у резидентов (например, имеющих годичное разрешение на проживание во Франции, но являющихся иностранными гражданами), то ребенок не приобретает гражданство по рождению, но будет иметь право получить его в момент совершеннолетия (18 лет). Для этого будет достаточно волеизъявления.
По происхождению (право крови): предоставляется, если один из родителей ребенка является гражданином/гражданкой Франции. Место рождения ребенка при этом роли не играет.
Через брак: супруга гражданина Франции может обратиться за получением гражданства после одного года с момента заключения брака. Проживать во Франции не обязательно.
Заключение
Институт гражданства веками был связан с государством. Сам термин «гражданство» известен еще в рабовладельческую эпоху (в Древнем Риме данным термином именовались свободные люди). Понятие гражданство оформилось в период буржуазно-демократических революций (впервые данный термин был введен во Франции в период французской буржуазной революции) и стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества, то есть упразднение всех феодальных сословий и званий, и провозглашение равенства всех физических лиц перед законом. Все отношения по поводу гражданства в современных государствах регулируются конституциями этих государств и специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Современные процессы глобализации мирового пространства, расширение интеграционных образований способствуют появлению гражданства интеграционного образования. Поэтому гражданство интеграционного образования явление новое, являющееся нетрадиционной категорией [16].
Основываясь на позитивном примере Европейского Союза, ряд стран пытаются найти средства и способ укрепления и защиты прав человека без ущерба для суверенитета института гражданства. Например, страны Латинской Америки стремятся проводить эффективную политику в области унификации образовательных стандартов, социального обеспечения, трудового законодательства, что также должно способствовать решению проблем населения. Но военные столкновения и революции в регионах не позволяют воплотить эти планы. Они должны думать о поддержании порядка в стране и обеспечении безопасности населения, а не о институциональной модернизации международного сотрудничества [3, с. 68].
Возвращаясь к теории и практике института гражданства в современном мире, следует отметить основные вехи, приведшие человечеству примеры его юридической регистрации.
С 1992 года законодательство Европейского Союза и законы отдельных стран-членов ЕС стали средством правового регулирования этого института.
В ст. 8 Договора о Европейском Союзе 1992 года говорится, что «каждый гражданин государства-члена является гражданином Союза». Но на самом деле это скорее идеологический фактор сплоченности стран ЕС, а не юридическая реальность.
Государства Европейского Союза остаются суверенными в праве налагать ограничения на свободу передвижения, в обеспечении прав иностранцев из стран, не входящих в ЕС [2, с. 190].
При предоставлении гражданства своего государства, ни одна страна ЕС не обязана консультироваться с общинными структурами ЕС. Предоставление гражданства является суверенным правом каждой из стран-членов ЕС.
Именно из-за европейского права такой термин, как под-дневник, был закреплен в смысле дополнительного гражданства ЕС к основному гражданству своей страны.
1. Введение в право Европейского Союза: учебник / С.Ю. Кашкин П.А. Калиниченко А.О. Четвериков; под ред. С.Ю. Кашкина. 3-е изд. М .: Эксмо, 2010. 384 с.
2. Европейский Союз: Основополагающие акты с поправками, внесенными Лиссабонским договором, с комментариями. М .: ИНФРА-М, 2010. 698с.
3. Европейское право. Право Европейского Союза и правовые основы защиты прав человека: учебник / сборник. авт. считать и респ. редактор Л.М. Энтин. 3-е изд., Редакция. и добавить. М .: Норма: ИНФРА-М, 2011. 960 с.
4. Европейское право: учебное пособие / Е. В. Бабкина и [др.]; под общим ред. В. А. Астапенко, Е. В. Бабкина, Т. Н. Михалева. 2-е изд., Ред. И доп. Минск: четыре квартала, 2015. 358 с.
5. Европейское право: учебник и практикум для академического лауреата / под ред. А.И. Абдуллина Ю.С. Безбородова. М .: Юрайт, 2016. 238 с.
6. Марченко М. Н. Право Европейского Союза. Вопросы истории и теории: учебное пособие / М.Н., Э.М. Дерябина. М .: Проспект, 2010. 432 с.
7. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии / под ред. С.Ю. Кашкина. 3-е изд., Корр. и добавить. М .: Издательский Дом Юрайт; ИД Юрайт, 2012. 169 с.
8. Постовалова, Т.А. Право Европейского Союза. Краткий курс: учебное пособие. /Т.А. Постовалова М .: Проспект, 2016. 256 с.
9. Право Европейского Союза: в 2 тонны. Т. 1. Общая часть: учебник для бакалавров / С.Ю. Кашкин, А. О. Четвериков; под ред. С.Ю. Кашкина. 4-е изд., Перераб. и добавить. М .: Юрайт, 2015. 647 с.
10. Закон Европейского Союза: 2 тонны. Т. 2. Особенная часть: учебник для бакалавров / под ред. С.Ю. Кашкина. 4-е изд., Перераб. и добавить. М .: Юрайт, 2015. 1023 с.
11. Ширинский О. Ю., Европейское право: учеб. Метод. пособие / О.Ю. Ширинский. Минск: РИВС, 2015. 132 с.
12. Актуальные проблемы европейского права: учебник / Л. М. Фельдштейн и соавт. М .: Флинт: Московский психолого-социальный институт, 2008. 163 с.
13. Анищенко А.И. Право экономического и валютного союза: учеб. пособие / А.И. Анищенко Е.Б. Леанович М.В. Юрьев Т.Г. Климович; под ред. Х. Херрманн, С. А. Балашенко, Т. Борич. Минск: Зорный Верасок, 2010. 152 с. (Европейское экономическое право).
14. Аухатов, А.Я. Правоспособность компаний при переносе места пребывания правительства за границу (по материалам законодательства ЕС и Германии) / А.Я. Аухатов // Юрист (РФ). 2006. №1. С. 23-27.
15. Базедов Ю. Процесс всеобщей гармонизации частного права и региональной экономической интеграции: обзор / Юрген Базедов // Московский журнал международного права. 2006. № 2. с. 190-215.
16. Бартенев С. А. Европейский Союз и государства-члены: разделение компетенций / С. А. Бартенев. М .: Юрлитинформ, 2009. 195 с.
17. Беларусь, Германия, Европа. Правовой и экономический надзор, внутри и снаружи Беларусь, Германия, Европа. Rechtliche und wirtschaftliche Betrachtungen von innen und aussen / ed. Г. Горниг, Х.-Д. Рог, Э. Вейлер. Марбург: Клагес Марбург, 2011. 210 с.
18. Бирюков М.М. Европейское право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям обучения. и по специальностям «Стажер. Отношения» и «Краеведение» / М.М. Бирюков. 2-е изд., доп. М .: ОМЕГА-Л, 2006. 128 с.
19. Витвицкая, О. Право Европейского Союза / О. Витвицкая, Г. Горниг. СПб.: Питер, 2005. 256 с.
20. Глотов, С. А. Право Европейского Союза с поправками, внесенными Лиссабонским договором: учебное пособие / С. А. Глотов. М .: Издательство Института международного права, 2010. 452 с.