Вывод по главе 2
С целью выявления взаимосвязи самооценки и показателей межличностных отношений у старших школьников было проведено эмпирическое исследование.
В результате диагностики самооценки качеств личности было выявлено, что для детей старшего школьного возраста характерен средний уровень притязаний и самооценки. Так, 53% детей обладают средним уровнем притязаний; 4-% - высоким уровнем притязаний; 7% детей – обладают низким уровнем притязаний. Средним уровнем самооценки характеризуются 64% детей, низким уровнем – 33% детей; высоким уровнем – 3% старших дошкольников.
В результате социометрического эксперимента было установлено, что в группе старших дошкольников почти большинство детей старшего дошкольного возраста имеют неблагоприятный социометрический статус. Так, 60% старших дошкольников обладают статусом пренебрегаемых, 20% старших школьников – статусом «лидеры», 17% старших школьников имеют статус «предпочитаемые», 3% старших школьников являются отверженными.
В результате диагностики межличностных отношений было выявлено, что в детском коллективе отсутствуют доминирующие стили межличностных отношений. Каждый из возможных стилей представлен на среднем уровне. Так, в группе детей старшего дошкольного возраста отмечаются авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический в примерно равном соотношении.
Корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена позволил выявить взаимосвязь между самооценкой и показателями межличностных отношений у старших школьников. Нами было установлено, что:
– существует прямая взаимосвязь между высоким уровнем притязаний и независимым стилем поведения в межличностных отношениях (Rs = 0,287 при p≤ 0,05), т.е. для старших школьников с высоким уровнем притязаний в межличностных отношениях характерно стремление быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, себялюбиве;
– прямая взаимосвязь между высоким средним самооценки и скептическим стилем поведения в межличностных отношениях (Rs = 0,300 при p≤ 0,05), т.е. для старших школьников с высоким уровнем самооценки в межличностных отношениях характерна отчужденность по отношению к враждебному миру, подозрительность, обидчивость, склонность к сомнению во всем;
– обратная взаимосвязь между низким уровнем самооценки и зависимым стилем поведения в межличностных отношениях (Rs = -0,288 при
Обобщающий вывод
Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующий вывод:
– для детей старшего дошкольного возраста характерен средний уровень притязаний (53%) и средний уровень самооценки (64%) – они склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок, активны, уравновешены;
– большинство детей старшего дошкольного возраста имеют неблагоприятный социометрический статус – 60% детей обладают статусом пренебрегаемых – они относятся к категории непопулярных членов группы;
– в детском коллективе отсутствуют доминирующие стили межличностных отношений. Каждый из возможных стилей представлен на среднем уровне. Так, в группе детей старшего дошкольного возраста отмечаются авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический в примерно равном соотношении;