ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития чтения и письма у младших школьников является одной из самых актуальных для школьного обучения, потому что письмо и чтение составляют основу обучения, получения и усвоения знаний учащимися. Распространенность нарушений чтения и письма среди детей довольно велика. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. По данным различных авторов в европейских странах отмечается до 10 % детей с дислексиями, имеющих нормальный интеллект [15, с. 258].
Проблемой обучения чтения и письма занимались такие педагоги и психологи, как Б. Г. Ананьев [1], Г. А. Каше [7], Р. Ф. Спирова [25]. Дислексию и дисграфию у детей изучали Л. В. Бенедиктова [14], А. Н. Корнев [10], Р. И. Лалаева [13], Р. Е. Левина [15], И. Н. Садовникова [23], М.Е. Хватцев [27].
В последние годы заметно выросло количеств публикаций, научных диссертаций, посвященных данной проблеме. Среди них следует назвать работы «Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования» (2009) М. Н. Русецкой [22]; «Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы» (2013) Н. Ю. Киселевой [8]; «Динамический анализ состояния устной речи младших школьников» (2009) С. А. Овсянниковой [18].
Однако, специальных работ, посвященных коррекционной работе с учащимися младших классов с нарушениями чтения и письма, не достаточно. Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
Неизменная актуальность необходимой коррекции нарушений чтения и письма и недостаточное освещение методики коррекционной работы в литературе обусловило противоречие, требующее решения на теоретическом и практическом уровнях.
В рамках данной проблемы в качестве источников информации для теоретического анализа использовались работы А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, И. Н. Садовниковой, М. Е. Хватцева.
Объект исследования: нарушения чтения и письма детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика коррекционной работы с учащимися младших классов с нарушениями чтения и письма.
Цель курсовой работы: определить содержание методики коррекции чтения и письма у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты дислексии (дисграфии) у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ (ДИСГРАФИИ) ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого–педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка [17, с. 127]. В этом возрасте ребенок наиболее подвержены влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Л.С. Выготский [4] определяет младший школьный возраст – переходный период, характеризующийся возрастным кризисом 7 лет – соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом.
Д.Б. Эльконин [29, с. 91] определяет младший школьный возраст – возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, границами возраста младшего школьного возраста является период 7-11 лет [17, с. 133]. Однако в настоящее время большинство детей идут в первый класс в шестилетнем возрасте. Так, отмечается сдвиг границ младшего школьного возраста до 6-10 лет.
В младше школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития:
- учебная деятельность становится ведущей деятельностью, отчетливо виден социальный смысл учения, мотивация достижения становится доминирующей;
- происходит смена референтной группы, смена распорядка дня;
- укрепляется новая внутренняя позиция;
- изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Задачами развития младшего школьного возраста являются:
- развитие умения учиться;
- формирование внутренней позиции.
Ведущая деятельность младших школьников – учебная деятельность. Некоторые авторы [4; 29] сюда же относят труд в семье, который способствует к формированию трудолюбия.
Учебная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося, посредством решения специально поставленных учителем учебных задач, посредством учебных действий. Цели учебной деятельности
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ (ДИСГРАФИИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Содержание, принципы, методы и приемы коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями чтения и письма
Организации коррекционной работы по преодолению дислекции и дисграфии у детей школьного возраста уделяли внимание Т. В. Ахутина [2], Р. И. Лалаева [13], А. Н. Корнев [10], Л. Г. Парамонова [19], Л. С. Цветкова [28], А. В. Ястребова [25].
Коррекционная работа с учащимися младшего школьного возраста с нарушениями чтения и письма может осуществляться в соответствии с тремя основными подходами.
Первый подход основывается на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Анализируя диагностические данные, логопед выявляет слабые звенья (прежде всего лингвистические) функциональной системы письма у конкретного учащегося, определяет вид или сочетание видов дисграфии и в соответствии с этим планирует коррекционную работу, опираясь на существующие методические рекомендации по преодолению разных видов дисграфии.
Такая работа может осуществляться индивидуально или с подгруппами детей одного возраста, у которых наблюдаются одинаковые виды дисграфии. В основу данного подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов. Ведущие направления работы:
- совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической);
- коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при коррекции акустико–артикуляторной дисграфии;
- совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений – при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова – при коррекции аграмматической дисграфии;
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ДИСЛЕКСИИ (ДИСГРАФИИ)
На основании результатов обследования уровня развития чтения и письма нами была разработана программа коррекции чтения и письма у детей младшего школьного возраста.
В основу разработки были положены принципы коррекционной работы нарушений чтения и письма, выделенные Р. И. Лалаевой. При разработке программы мы основывались на подходе, предложенном И. Н. Садовниковой.
Цель программы: коррекция чтения и письма у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
- развитие пространственных и временных представлений;
- развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов;
- обогащение словаря;
- совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов.
- усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений;
- обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.
Программа состоит из двух этапов: подготовительного и основного, рассчитана на 15 занятий продолжительностью 20 минут.
План–схема программы коррекции чтения и письма у детей младшего школьного возраста представлена в таблице 2.7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самыми распространенными формами речевых расстройств у младших школьников являются дислексия и дисграфия. Нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно – обычно они взаимосвязаны. Нарушения чтения и письма могут появляться как у детей с нормальным интеллектом, так и у различных категорий аномальных детей. Основными признаками дислексических и дисграфических ошибок младших школьников является стойкость, специфический характер, обусловленность несформированностью высших психических процессов.
Исследование навыка чтения у младших школьников показало, что уровень понимания прочитанного вслух у 70% младших школьников находится на среднем уровне, у 30% – на уровне ниже среднего. Уровень понимания прочитанного про себя у 80% младших школьников находится на среднем уровне, у 20% – на уровне ниже среднего. Таким образом, у младших школьников скорость чтения и уровень понимания прочитанного выше при чтении про себя, чем при чтении вслух. Анализ ошибок у младших школьников свидетельствуют о том, что наиболее характерными ошибками являются замена букв и неправильное ударение. Далее идут пропуск буквы, Ь знак смягчение, неправильное окончание.
Исследование навыков письма у младших школьников показало, что уровень навыка языкового анализа на низком уровне обнаруживается у 40% младших школьников, на среднем уровне – у 60% детей. Уровень развития письма на низком уровне обнаруживается у 50% детей, на среднем уровне – у 50% младших школьников. Анализ количества дисграфических ошибок и их типов показывает, что наиболее распространенными ошибками у младших школьников явились: искаженное написание букв; искажения звукобуквенной структуры слова.
На основании результатов изучения уровня сформированности чтения и письма нами была разработана программа коррекции чтения и письма у детей младшего школьного возраста. Цель программы: коррекция чтения и письма у детей младшего школьного возраста. Задачи программы: развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие пространственных и временных представлений; развитие и коррекция фонематического восприятия и звукового анализа слов; обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов.
Результаты исследования и разработанная программа могут быть полезны в работе логопедов, педагогов, психологов в работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма.
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. – 1950. – Вып. № 70. – С. 104–148.
2. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. – М., 2001. – С. 45–49.
3. Божович, Л.И. Психология развития личности / Л.И. Божович. – М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 514 с.
4. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1984. – Т. I. – С. 376–385.
5. Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. – Минск: НМЦентр, 1994. – 20 с.
6. Калинкина, Е.В. Методы и приемы формирования и становления навыков письма / Е.В. Калинкина // Русский язык в начальной школе. – 2013. – № 1. – С. 1–4.
7. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – С. 133–139.
8. Киселева, Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Н.Ю. Киселева. – М., 2013. – 255 с.
9. Копрова, Т.П. Проблемы дисграфии в психолого–педагогической литературе / Т. П. Копрова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 103–108.
10. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно–методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: Питер, 1997. – 286 с.
11. Коррекция нарушений письменной речи: учебно–метод. пособие / под ред. Н. Н. Яковлевой. – СПб.: Питер, 2004. – 459 с.
12. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
13. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2004. – 72 с.
14. Лалаева, Р. И., Бенедиктова, Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
15. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. / под ред. Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2003. – Кн. 4. – С. 13–57.
16. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
17. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
18. Овсянникова, С. А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / С. А. Овсянникова. – М., 2009. – 196 с.
19. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Союз, 2004. – 485 с.
20. Поздеева, С.И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой: учебно–метод. пособие / С.И. Поздеева, Н.С. Хохом. ‒ Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2009. ‒ 120 с.
21. Пусько, Н.В. Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий / Н.В. Пусько. – Калининград: БФУ им. И. Канта, 2011. – 32 с.
22. Русецкая, М.Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / М.Н. Русецкая. – М., 2009. – 288 с.
23. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма / И.Н. Садовникова. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.
24. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 153 с.
25. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. – 1988. – № 5. – С. 74–77.
26. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
27. Хватцев, М.Е. Логопедия: в 2 кн. / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. – Кн. 1. – 272 с.
28. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Академия, 1997. – 140 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
30. Эриксон, Э. Детство и общество / Пер. с англ. – СПб .: Ленато, 1996. – 592 с.