ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие сегодня в системе белорусского образования, предполагают обновление качества образования. Перед школой стоит задача развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на практике общеучебными умениями [16, c. 15]. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи [16, c. 15] .
Главными объектами формирования отношений при изучении предмета “Человек и мир” являются: окружающая среда, природа, общество, другие люди, личность ребёнка, его здоровье, знания и умения. В процессе изучения предмета у учащихся должны формироваться нравственные, эстетические и экологические отношения (чувства) к окружающему миру и к самому себе, своему здоровью, интеллектуальные и нравственные чувства к процессу и результату познания. В системе отношений школьников к природе приоритет отдаётся нравственному отношению, основанному на таких главных ценностях, как добро, красота, любовь, справедливость. Именно на них основывается и экологическое отношение учащихся к природе, её конкретным объектам [16, c. 26].
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это – группа детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования: проанализировать формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни на уроках курса "Человек и мир" учащихся с ТНР в начальной школе.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы проведения уроков курса "Человек и мир" в начальной школе;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ЧЕЛОВЕК И МИР В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Формирование представлений о ЗОЖ у младших школьников
Всемирной организацией здравоохранения дано определение понятия «Здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [15].
По определению Е.Г. Речицкой, здоровье – это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается внутренним миром конкретного человека [9, с. 135].
Важным в определении здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь начальная школа) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также приём пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Психолого-педагогические основы формирования ЗОЖ школьников младших классов разработаны в теоретическом исследовании А. Д. Дубогай в начале 90-х годов. Автор теории вносит существенный вклад в разработку вопроса активного участия учащихся в охране собственного здоровья, педагогических принципов управления процессом формирования ЗОЖ школьников начиная с обучения в младших классах в системе «семья-школа». В работе подчёркивается, что в условиях гуманизации образования особое значение приобретает определение роли интеллектуальной и социальной активности ребёнка, формирование его психики и личности во взаимосвязи с физическим развитием, уровнем здоровья [3, с. 3]. Ключевая идея концепции – формирование у детей стремления к физическому самосовершенствованию средствами физической культуры как основе здорового образа жизни.
Формирование культуры здорового образа жизни, по мнению Л.Г. Коньшиной, является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ НА УРОКАХ “ЧЕЛОВЕК И МИР” У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
2.1. Особенности освоения представлений о здоровом образе жизни детьми с ТНР
Особенно актуально и важно формирование представлений о здоровом образе жизни образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, так как основное заболевание негативно влияет на психоэмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка и развитие познавательных процессов.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики [13, с. 302]. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Дети с ТНР довольно длительное время самостоятельно не вступают в речевой контакт, у них наблюдается несогласованность между всеми видами деятельности и речью, таким детям трудно подчинять свои действия словесным инструкциям. У детей с ТНР задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания и резким сужением объема разговорно-бытовой речи [18, c. 68].
Клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи позволило выделить три основные группы детей [13, с. 45].
Первая группа характеризуется признаками общего недоразвития речи, не сочетающимися с другими выраженными нарушениями нервно-психической деятельности, и отсутствием локальных поражений центральной нервной системы (неосложненный вариант общего недоразвития речи).
Вторая группа характеризуется сочетанием речевого расстройства с рядом неврологических и психопатологических синдромов (осложненный вариант общего недоразвития речи).
У детей третьей группы имеет место специфическое речевое недоразвитие (моторная алалия), характеризующееся особым патологическим типом лингвистического поведения с несформированностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Методология обучения основам здорового образа жизни базируется на деятельностном подходе с дифференциацией средств и методов обучения и принципов формирования мотивации в зависимости от ведущего типа деятельности на различных этапах непрерывного образования. Важным фактором формирования здорового образа жизни признаётся содержание образования, построенное на интегративной основе – синтезе знаний различных учебных дисциплин: физической культуры, валеологии, биологии, технологии и других традиционных учебных предметов. Большой потенциал в формировании представлений о здоровом образе жизни имеют уроки «Человек и мир».
В содержании учебного предмета “Человек и мир” традиционно представлены три содержательные линии: “Природа и человек”, “Человек и его здоровье”, “Человек и общество”, которые являются важнейшими компонентами изучения целостной системы “природа – общество – человек”. При этом содержание включает такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как членами общества, как гражданами Республики Беларусь и как частью природы. Цель учебного предмета “Человек и мир” – воспитание и развитие качеств и способностей личности учащегося, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры. Важное место в программе учебного предмета «Человек и мир» занимает формирование здорового образа жизни.
Для успешного обучения детей с ТНР обязательно формирование у них навыков здорового образа жизни и применение этих навыков в жизни. При этом у детей нужно формировать мотивацию к здоровому образу жизни его основные компоненты, что позволяет поддерживать, сохранять и развивать соматическое, физическое и психическое здоровье. При формировании представлений о здоровом образе жизни у младших школьников ТНР необходимо учитывать особенности данной категории детей. При подборе видов деятельности, упражнений педагогу следует помнить об их познавательной направленности и связи с содержанием занятий. Важное значение имеет воспитание у ребенка образного видения окружающего мира, умение вызывать положительные эмоции.
На уроках предмета «Человек и мир» младшие школьники с ТНР получают знания о том, что необходимо изучать свой организм, чтобы уметь управлять им, знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье, пути
1. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
2. Георгиевский, А.Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях : дис. … канд. пед. наук / А.Ф. Георгиевский. – М., 2009. – 175 с.
3. Дубогай, А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни школьников младших классов : дис.... д-ра пед. наук / А. Д. Дубогай. – Киев, 1991. – 374 с.
4. Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников / Т.М. Жирова. – М. : Панорама, 2005. – 144 с.
5. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : дис. ... д-ра пед. наук / Г.К. Зайцев. – Санкт- Петербург, 1998. – 409 с.
6. Игнатьева, С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.Г. Игнатьева. – Чебоксары, 2010. – 18 с.
7. Климова, В.И. Человек и его здоровье / В.И. Климова. – М. : Знание, 2004. – 192 с.
8. Коньшина, Л. Г. Валеологически обоснованный урок как средство здоровьесбережения младших школьников в условиях модернизции образования / Л.Г. Коньшина // Инновационные проекты и программы в образовании. –2009. – № 3. – С. 21–24.
9. Речицкая, Е.Г. Проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников с нарушениями / Е.Г. Речицкая // Преподаватель ХХI век. – 2014. – № 1. – С. 135-141.
10. Салов, В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи средствами физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук / В.Ю. Салов. – Санкт- Петербург, 2001. – 327 c.
11. Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис.... д-ра пед. наук / Н.В. Седых. – Волгоград, 2006. – 43 с.
12. Соловьева, Н.И. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении формирования культуры здорового образа жизни учащихся : дис. … канд. пед. наук / Н.И. Соловьева. – Ставрополь, 2005. – 154 с.
13. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
14. Трещева, О.Л. Теория формирования культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Л. Терещева. – Омск, 2003. – 51 с.
15. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polozov.nemi-ekb.ru/index.php?id=517&Itemid=535&lang=ru&option=com_content&view=article. – Дата доступа: 12.03.2017.
16. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 240 с.
17. Учебные программы для специальных общеобразовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении с белорусским и русским языками обучения. – Минск : НИО, 2008. – 144 с.
18. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
19. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М. : Знание, 2010. – 80 c.