Введение
1. Философское осмысление элементов познания
2. Философское осмысление уровней познания
3. Философское осмысление форм познания
Заключение
Список использованных источников
Введение
Человек отличается от любого другого живого существа тем, что он способен осознать бытие: он способен в субъективной форме воспроизвести мир объектов, состояний, процессов, а также свое собственное отличие от объектов перед ним.
Такой раздел философии, как гносеология (греч. Gnosis – знание), теория познания, посвящен особенностям субъективного освоения человеком внешнего мира. В современных исследованиях использование другого, почти эквивалентного термина практикуется при обозначении ряда проблем, связанных с теорией познания, эпистемологией (греческая эпистема – знание).
Основными терминами теории познания являются истина и способы ее доказательства, разнообразие форм познавательной деятельности, структура познавательного процесса, методы познания. Традиционно теория познания изучала только те формы субъективного познания реальности, явным содержанием которых было приобретение знаний. С этой точки зрения искусство, мораль, религия не входят в круг предметов, изучаемых теорией познания.
В общем смысле познание – это процесс приобретения знаний. Это прежде всего процесс отражения реальности и ее объяснения. Объектом познания может быть все, что существует – мир в целом, общество, личность и само знание. Источником и методом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.
Теория познания не теряет своей актуальности на протяжении всех веков истории развития философии. Без рассмотрения теории познания немыслима ни одна философская система. Теория познания изучалась древними философами и философами наших дней.
1. Философское осмысление элементов познания
С точки зрения гносеологии познание представляет собой процесс целенаправленного активного представления реальности в человеческом разуме. В процессе познания выявляются различные грани бытия, внешняя сторона и сущность вещей, явления окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты знания остаются не только в сознании конкретного человека, который чему-то научился, но и передаются из поколения в поколение, в основном с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, предметов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, но это было достижение не только Коперника или его поколения, но и всего человечества [17, с. 175].
В процессе жизни человек выполняет два типа действий для обучения:
- непосредственно изучает окружающий мир (то есть обнаруживает что-то новое для себя или для человечества);
- познает мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит фильмы, привязывается ко всем видам материальной или духовной культуры).
На эпистемологическом уровне различаются чувственное, рациональное знание, логика и интуиция.
Философы науки считают, что познание – это процесс приобретения и накопления знаний в ходе отношений человека с реальностью. Этот процесс имеет различные формы, наиболее распространенными из которых являются повседневное познание как простое накопление знаний человеком для получения истины. Пути приобретения знаний и их передачи эволюционируют от эпохи к эпохе [3, с. 163].
2. Философское осмысление уровней познания
Если говорить об уровнях знаний, то философы П. В. Алексеев и А. В. Панин различают эмпирический и теоретический уровни знаний. В соответствии с эпистемологической направленностью эмпирический и теоретический уровни отличаются тем, что на эмпирическом уровне знания сосредоточены на изучении явлений и поверхностных связей между ними, не углубляясь в существенные связи и отношения, а также в теоретические связи между явлениями. Это основа для различий в когнитивных функциях, которые реализуются на этих этапах познания. Основной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а теоретического – основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений [2].
Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент, индуктивное обобщение. На теоретической стадии познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и пр.
Если говорить о формах знания, то чувственное и логическое знание выделяется в большинстве источников. Даже в древней философии возникли два противоположных учения, оценивающих роль сенсорного и логического познания по-разному. Одно из них, выделяет ведущую роль ощущения в познании чувств, считая, что именно на их основе строится весь контент наших знаний. Впоследствии данное предположение приобрело множество сторонников и получила практическое и теоретическое обоснование: стало очевидно, что чувства связывают человека с внешним миром и без этой связи знание невозможно. Эта позиция повлияла на дальнейшее развитие философии науки, породив в ней традицию эмпиризма – преувеличение роли опыта и недооценку теоретических знаний.
3. Философское осмысление форм познания
Разные формы познания по-разному регулируют деятельность человека, и анализ этой разницы является первым и необходимым условием выявления особенностей научного познания [15, с. 105].
Повседневное познание осуществляется человеком в процессе повседневной жизни. Это соответствует повседневному сознанию, которое включает в себя знание отдельных объектов, явлений, людей, с которыми человек встречается и в той или иной степени общается, всевозможных предрассудков, полученных и опровергнутых из средств массовой информации, при общении с коллегами и соседями. Обыкновенное сознание также предполагает наличие элементов научного познания, преломленных в практике повседневной жизни [3, с. 163].
Научные знания связаны с целенаправленной научной деятельностью человека. Как правило, это специализированная деятельность, направленная на овладение определенным фрагментом реальности с целью получения по-настоящему адекватных знаний о нем, с целью получения знаний о закономерностях существования и развития этого фрагмента реальности [3, с. 163].
Желание изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практической трансформации характерно не только для науки, но и для обычных знаний, которые вплетаются в практику и развиваются на ее основе. Поскольку развитие практики объективизирует функции человека в инструментах и создает условия для устранения субъективных и антропоморфных слоев при изучении внешних объектов, некоторые виды знаний о реальности появляются в повседневных знаниях, как правило, аналогично тем, которые характеризуют науку.
Заключение
С точки зрения гносеологии познание представляет собой процесс целенаправленного активного представления реальности в человеческом разуме. В процессе познания выявляются различные грани бытия, внешняя сторона и сущность вещей, явления окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты знания остаются не только в сознании конкретного человека, который чему-то научился, но и передаются из поколения в поколение, в основном с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, предметов материальной культуры. Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, но это было достижение не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.
Если рассматривать процесс научного познания в целом как систему, то объект и субъект познания выбираются в первую очередь как его элементы.
Если говорить об уровнях знаний, то философы П. В. Алексеев и А. В. Панин различают эмпирический и теоретический уровни знаний. В соответствии с эпистемологической направленностью эмпирический и теоретический уровни отличаются тем, что на эмпирическом уровне знания сосредоточены на изучении явлений и поверхностных связей между ними, не углубляясь в существенные связи и отношения, а также в теоретические связи между явлениями. Это основа для различий в когнитивных функциях, которые реализуются на этих этапах познания. Основной познавательной задачей эмпирической стадии является описание явлений, а теоретической – основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений.
1. Айдинян, Р.М. Система понятий и принципов гносеологии / Р.М. Айдинян, М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. – Л. Изд-во Ленинградского университета. 1991. – 232 с.
2. Алексеев, П. В. Теория познания и дидактика : учеб. пособ. для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – Москва : Высшая школа, 1991. – 230 с.
3. Бурак, П.М. Коэволюция в становлении постиндустриального общества / П.М. Бурак // Проблемы управления. – 2010. – № 3. – С. 191-197.
4. Канке, В. А. Философия : Ист. сист. курс / В. А. Канке. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос. 2000. – 343 с.
5. Лойко, Л. Е. Философия : курс лекций. – Минск : Академия МВД. 2011. – 245 с.
6. Лойко, Л. Е. Философия : практикум. – Минск : Академия МВД, 2011. – 118 с.
7. Никитич, Л. А. История и философия науки: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.
8. Орлов, С. В. История философии. – Санкт-Петербург : Питер. 2009. -192 с.
9. Попкова, Н. В. Философия: курс лекций / Н. В. Попкова. – Брянск: БГТУ, 2008. − 303с.
10. Расторгуев, С. П. Философия информационной войны / С. П. Расторгуев. – М.: Вузовская книга, 2001. – 468 с.
11. Рябоконь, Н.В. Философия: онтологические и гносеологические проблемы: учебное пособие для высших учебных заведений / Н. В, Рябоконь; Частное учреждение образования ’Минский институт управления’. – Минск : Издательство МИУ, 2005. – 219 с.
12. Современная западная философия: энциклопедический словарь / под ред. О. Хоффе, В. С. Малахова. В. П. Филатова при участии Т. А Дмитриева. – Москва : Культурная революция. 2009. – 392 с.
13. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гарларики. 2006. – 736 с.
14. Степин, В. С. Философия науки и техники: учеб. пособие / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. – М.: Гардарика, 1996. – 400 с.
15. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.
16. Титов, В. Ф. Философия: учебник / В. Ф. Титов, И. Н. Смирнов. – Москва : Высшая школа, 2003. – 288 с.
17. Философия (конспект лекций) / автор-сост.: А. В. Якушев. – М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.
18. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / В. С. Степин [и др.]. – Минск : РИВШ, 2008. – 440 с.
19. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B. C. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – 3-е изд. – Минск: РИВШ, 2008. – 624 с.
20. Философия: учебное пособие для студентов юридических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А. А. Козел и др.) ; под обшей редакцией А. А. Козела ; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2006. – 415 с.