Введение
Глава 1 Понятие и регулирование охраны труда в республике Беларусь
1.1 Понятие охраны труда
1.2 Нормативное правовое регулирование охраны труда
Глава 2 Актуальные проблемы охраны труда и пути их решения
2.1 Совершенствование условий безопасности труда
2.2 Инструктаж по охране труда
2.3 Некоторые тенденции совершенствования трудовой безопасности в Республике Беларусь и в зарубежных странах
Глава 3 Контроль и надзор за соблюдением охраны труда
3.1 Понятие контроля охраны труда
3.2 Надзор за охраной труда
3.3 Формы и методы контроля
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Охрана труда как один из видов деятельности на предприятии является, пожалуй, единственным инструментом, который призван обеспечить эффективный, безопасный и комфортный труд работника при выполнении им возложенных на него функциональных обязанностей. В связи с этим становится очевидным, что деятельность в области охраны труда должна осуществляться исключительно в правовом поле - в соответствии с действующим законодательством в области охраны труда.
Актуальность данного вопроса обуславливается также и постоянным усложнением технологии, использованием нового, ранее не использовавшегося оборудования, принцип действия которого зачастую основывается на ранее не использовавшихся свойствах и характеристиках предметов труда. В свою очередь, появление инноваций также должно находить своевременное отражение в законодательной базе, регламентирующей вопросы охраны труда. Вышесказанное и определило выбор темы данной курсовой работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере регулирования охраны труда.
Предмет – Нормативные правовые акты, регулирующие охрану труда в Республике Беларусь, охрана труда работников на предприятиях.
Цель исследования – выявить проблемы в системе трудовой безопасности и предложить пути их решения.
Исходя из цели можно определить следующие задачи:
1. Комплексно изучить действующее законодательство Республики Беларусь в сфере охраны труда;
2. Выявить пробелы регулирования на законодательном уровне;
3. Предложить решение актуальных проблем в сфере охраны труда.
Методологическую базу составили: теоретические и методологические положения, регулирующие отношения в сфере охраны труда. В частности, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобщения, прогнозирования, а также метод теоретического исследования. Cо стороны теоретического и практического материала были использованы общенаучные методы исследования, включая аналитический метод, системного анализа, приёмы научной абстракции, научной аналогии и другие.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие охраны труда
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.
В Республике Беларусь за последние 10 лет проделана значительная работа по воссозданию и обеспечению функционирования в новых условиях государственной системы управления охраной труда. Сформирована национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Определены субъекты и уровни государственного управления охраной труда. Установлены и реализуются организационные схемы управления в этой области. Осуществляются государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Вместе с тем действующая система государственного управления охраной труда требует дальнейшего совершенствования. Несмотря на тенденцию сокращения числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, остаются значительными социальные и экономические потери, обусловленные такими происшествиями. Анализ системы государственного управления охраной труда в республике указывает на необходимость более активного применения наряду с административными, правовыми, организационными подходами и формами экономических рычагов управления охраной труда [11]. Охрана труда - понятие комплексное. И решать ее задачи можно только системно.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Совершенствование условий безопасности труда
Целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности. В то же время, основными проблемами охраны труда является то, что во многих организациях государственные требования охраны труда не соблюдаются. Медленными темпами осуществляются модернизация и техническое перевооружение производства. Отмечается значительная дифференциация показателей производственного травматизма по группам организаций с сопоставимыми видами производственной деятельности и численностью работающих [18].
Вследствие неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости общество несет большие экономические потери. Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе необходимо решение следующих задач:
- уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;
- усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;
- совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;
- сертификация систем управления охраной труда в организациях;
- включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;
- совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА
3.1 Понятие контроля охраны труда
Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. С этой точки зрения контроль присущ всем вышестоящим органам управления, а также функциональным службам и должностным лицам организации, которым поручено его осуществлять за теми или иными сторонами деятельности по охране труда.
Внешние контрольные органы являются вышестоящими по отношению к проверяемому субъекту, за деятельность которого они несут ту или иную ответственность. Поэтому контроль ими осуществляется как одна из объективно необходимых функций для принятия и реализации соответствующих управленческих решений.
При осуществлении контроля устанавливается, соответствует ли осуществляемая деятельность установленным требованиям.
При осуществлении контроля может быть не только констатировано полное соблюдение проверяемым субъектом установленных требований по охране труда, но и выявлен интересный опыт работы. В таком случае контролирующие органы изучают, обобщают такой опыт и принимают меры к его распространению.
При осуществлении контроля возможна также ситуация, когда нарушений не выявлено, но деятельность субъекта контроля неэффективна. В таких ситуациях контролирующий орган или должностное лицо обязаны проанализировать причины выявленных недостатков и неэффективной работы и предложить мероприятия по улучшению деятельности подконтрольных субъектов.
Если при осуществлении контроля выявляются факты нарушений, то дело не ограничивается только констатацией таких фактов. В ходе осуществления контроля также анализируются причины выявленных нарушений, принимаются меры по восстановлению нарушенных прав физических и юридических лиц, пресечению нарушений, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших такие нарушения, и намечаются пути устранения нарушений [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие Закона об охране труда [3], безусловно, стало важным моментом совершенствования законодательства в сфере охраны труда. Данный нормативный правовой акт установил правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между нанимателями и работниками и во многом способствует созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. С принятием Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь и Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда, ускорила развитие нормативная правовая база. Разрабатываются и принимаются новые законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда, реализуются другие задачи государственного управления охраной труда.
Вместе с тем необходимо отметить, что охрана труда все еще нуждается в развитии:
1. Отсутствует комплексный подход к регулированию сферы охраны труда;
2. Положения, содержащиеся актах не всегда согласованы, а также не всегда отвечают требованиям юридической техники;
3. Вопросы охраны труда в Республике Беларусь на сегодняшний день регулируются 3500 правовыми актами, в которых сложно ориентироваться даже профессионалу.
Кроме того, в качестве одного из путей совершенствования законодательства можно предложить дополнить Закон об охране труда приложением, содержащим перечень государственных органов, в компетенцию которых входит контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда, а также изложить в нем основные задачи и функции данных органов применительно к охране труда.
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: Дашков и К, 2009. - 452 с.
2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология. М.: КноРус, 2008. - 400 с.
3. Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З (ред. от 12.07.2013) "Об охране труда" // Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
4. Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 N 354-З "О промышленной безопасности" // Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
5. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Глава 4. Прекращение трудового договора. - Режим доступа: http://spravka-jurist.com/base/part-nz/tx_wsxthu/page-9.htm.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн.: Амалфея, 2012. - 48 с.
7. Михнюк Т.Ф. Охрана труда: учеб.пособие. Мн.: ИВЦ Минфина, 2007. - 320 с.
8. Ответственность за нарушения охраны труда [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.profmedia.by/pub/man/art/30324.
9. Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 (ред. от 24.12.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда" // Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
10. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.04.2005 N 41 (ред. от 25.02.2008) "Об утверждении Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации"// Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
11. Петров С.В., Макашев В.А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. М.: Энас, 2008. - 224 с.
12. Прищепов С.С. П 77 Охрана труда: курс лекций / В.П. Прищепов; М-во образования РБ; Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2011. – стр. 79
13. Русак О., Занько Н.Г.,Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. СПб.: Лань, 2008. - 672 с.
14. Семехин Ю.Г. Управление безопасностью жизнедеятельности. Р-н-Д.: Феникс, 2007. - 218 с.
15. Смирнов О.С. Трудовое право. Учебник. Издание 4-ое. - М., «Проспект», 2003.
16. Смык О. Нарушение правил охраны труда // ЭЖ-ЮРИСТ. - 2004. - № 27.
17. Соловьев А., Фролов О. Принципы управления охраной труда // Охрана труда и социальное страхование. - 2000. - № 4 - 5.
18. Статья «Охрана труда - основа обеспечения безопасной жизнедеятельности человека и эффективного социально-экономического развития страны». [электронный ресурс] - Режим доступа: http://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/2012/oxrana_truda_2012_06.shtml.
19. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З / Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: текст Кодекса по состоянию на январь 2019 года. // Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
20. Тихомиров М.Ю. Увольнение с работы: учебно-практическое пособие. Второе издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2004.
21. Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"// Консультант Плюс: Республика Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2019.
22. Фадеева Г.Д., Гарькин И.Н., Забиров А.И. Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений: характерные проблемы// Журнал «Молодой ученый», №4 (63, апрель 2014 г.), Ч.4 С. 285-287.
23. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Р-н-Д.: Феникс, 2008. - 750 с.
24. Челноков, А.А. Охрана труда: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / А.А. Челноков. - Мн.: Высшая школа, 2013. - 655 с.
25. Чупрова Е.В. Механизм защиты прав пострадавших на производстве и членов их семей в действующем законодательстве // Адвокат. - 2005. - № 3.