Введение
Глава 1 Конституции Беларуси советского периода
1.1 Конституция Социалистической Советской Республики Беларусь 1919 г
1.2 Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики 1927 г
1.3 Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики 1937 г
1.4 Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики 1978 г
Глава 2 Становление действующей конституция республики Беларусь
2.1 История принятия Конституции Республики Беларусь
2.2 Понятие и сущность Конституции Республики Беларусь
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования конституционного развития республики Беларусь
3.1 Проблемы реализации принципа многопартийности в Республике Беларусь
3.2 Принципы равноправия защиты прав и основных свобод, единства прав, свобод и обязанностей в правовом статусе человека и гражданина
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности. В современном смысле конституционность государства – это прежде всего его связанность правом, а конституция – в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция – надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.
На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти. Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ – носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Она – первое необходимое условие и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную систему его иные свойства.
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИИ БЕЛАРУСИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
1.1 Конституция Социалистической Советской Республики Беларусь 1919 г.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
Структурно Конституция состояла из Декларации прав и трудящегося и эксплуатируемого народа, трех разделов (раздел 1 – «Общие положения»; раздел 2 – «Конституция Советской власти» и «О Центральном Исполнительном Комитете»; раздел 3 – «О гербе и флаге ССРБ») и 32 статей [1].
Данная конституция была рассчитана на переходный период и вводила ряд правовых ограничений для определенных категорий населения.
Так, закрепляя демократическое всеобщее избирательное право для трудящихся, Конституция предусматривала лишение избирательных прав для отдельных категорий граждан (так называемые бывшие эксплуататорские классы, служители религиозных культов и др.).
Особенностью системы представительства в Советы по Конституции 1919г. было также закрепление не вполне равных норм представительства в Советы от рабочих и крестьян: некоторые избирательные преимущества предоставлены были рабочему классу. Прямые выборы по Конституции 1919г. осуществились лишь при формировании городских и сельских Советов. Выборы же на съезды Советов были двухстепенными и многостепенными.
В целом Конституция БССР 1919г. – документ исторического значения. В ней впервые в истории человечества в законодательном порядке была закреплена государственная власть рабочих и крестьян, оформлены основы нового общественного и государственного строя.
В первой Конституции были закреплены и прогрессивные нормы: провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды; предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации); предусматривалось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности.
Данная Конституция, по мнению М.Ф. Чудакова, «неполный конспект Конституции РСФСР 1918 года. Это понятно, так как у создателей БССР не было ни времени, ни умения, ни политической воли создавать что-либо оригинальное» [2, с. 207].
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 История принятия Конституции Республики Беларусь
После обретения государственного суверенитета в июле 90 года прошлого века, Республика Беларусь начала развиваться по демократическому пути, при этом медленно освобождаясь от коммунистического прошлого. Верховный Совет 12-го созыва ратифицировал практически все международные договоры в области прав человека, а также принял ряд законов, которые закрепляли демократические принципы государственного устройства (к примеру, «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г., «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» от 27 февраля 1991 г., «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь» от 13 июня 1991 г.) [7, с. 131].
Стоит отметить, что в предоставленных правовых и политических условиях велась разработка новой Конституции Республики Беларусь, принятая 15 марта 1994 г., в соответствии с нормами которой, высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, избираемым сроком на пять лет.
В соответствии со ст. 6 Конституцией, было закреплено разделение властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своей компетенции самостоятельны, т.е. они взаимодействуют между собой, а также сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994г. закрепляла за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию.
В соответствии с европейской традицией в Республике Беларусь учреждалась должность президента как главы государства и исполнительной власти (ст. 95), также, в свою очередь предусматривалось образование Конституционного суда (ст. 125), в том числе закреплялись демократические принципы организации и деятельности судебной власти (ст. ст. 109- 116) [8].
Вопрос об учреждении должности президента вызвал много споров среди политиков и членов конституционной комиссии того времени. В результате, большинство депутатов Верховного Совета согласились на включение в проект Конституции фигуры «сильного» президента по образцу Российской Федерации [9, c. 11].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы реализации принципа многопартийности в Республике Беларусь
Государство – это начальное образование по отношению к политическим партиям, следовательно, и влияние государства является первичным. Таким образом, на государственном уровне осуществляется выбор оптимальной формы правления, благоприятной территориальной структуры, политического режима и избирательной системы. Все эти факторы, а также политическая культура и история в той или иной степени влияют на структуру, функции и место политических партий, которые формируются в конкретном государственном механизме [6, с. 35].
Государство – это исторически сложившаяся организация политической власти того или иного общества. Это определение или близкое к нему определение можно найти как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
В этом определении следует выделить следующие ключевые моменты.
1. Государство – это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, говоря о государстве, нужно иметь в виду, что это организация политической власти.
2. Политика – это отношения между определенными социальными группами (классы, если они существуют и четко различаются). Любое общество объективно плюралистичной в своей структуре и в образе жизни и мысли людей, живущих в нем. В любом обществе всегда существует напряженность между носителями разных интересов. Как найти их координацию? Социальная цель любого государства – регулировать, стабилизировать различные общественные интересы.
3. Существует множество различных определений власти, но все авторы согласны с тем, что это сила, способная влиять на поведение людей. С помощью правительства государство, в случае необходимости, вмешивается в социальные процессы, затрагивает общественные отношения. Государственная власть – это особый вид социальной власти, который, в отличие от других видов власти, опирается на возможность публичного принуждения с использованием специальных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция – это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция, как и любой текст, должна характеризоваться единством содержания и формы. Эффективность структуры конституции в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности, связности и соразмерности частей.
Структура конституции той или иной страны обусловлена как собственными традициями государственно-правового строительства, так и зависит от выбора целей и конкретной конституционной модели, в основе которой лежат те или иные базовые ценности, например, идеи прав человека, правового государства, гражданского общества или, напротив, приоритета классовых, религиозных, национальных и иных интересов. Как правило, конституции демократической европейской модели охватывают схожий круг проблем, в связи с чем имеют и схожую структуру. Она включает преамбулу (введение), основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения и иногда приложения. В конституциях отдельных государств может и не быть некоторых (кроме, разумеется, основной части) структурных подразделений.
1. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс]. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
2. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
3. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс].: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
4. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс].: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
5. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс]. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
6. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171с.
7. Чудаков М.Ф. Конституционный процесс в Республике Беларусь (1990-1994). Создание пятой белорусской Конституции // Веснiк Канстытуцыйнага Суда Рэспублiкi Беларусь. – 2004. – №1 – С.131-132
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 64 с.
9. Божанов, В.А. Конституция Республики Беларусь и права человека : учебное пособие / В.А. Божанов. – Минск, 2001.- С.11-12
10. Ориу, М. Основы публичного права / М. Ориу. – М., 1929. – 462 с.
11. Василевич, Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 1999. – 232 с.
12. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. – 64 с.
13. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
14. Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008 – 168 с
15. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. – М., 1998. – С 30-32
16. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. – № 5. – С. 24-36.
17. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. – 1997 – № 10.
18. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. – Сравнительное конституционное право. – М., 1996. – 124с.
19. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3-х т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. – 528 с.
20. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. – 2012. – № 6. – С. 97–106.
21. Общая статистика за 2018 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://www.mvd.gov.by/ru/page/stats.
22. Гасанов, К. К. Конституционный механизм основных прав человека: монография / К. К. Гасанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 431 с.
23. Стремоухов, А. В. Правовая защита человека / А. В. Стремоухов. – М.: Норма, 2006. – 352 с.
24. Крылатова, И. Ю. Механизм реализации и защиты прав человека в Российской Федерации: понятие, сущность, структура, формы / И. Ю. Крылатова // Научный ежедневник Института философии и права. – 2014. – Вып. 3. – С. 210–223.
25. Богданов, Е. В. Проблемы теории и практики реализации судебной власти в форме правосудия / Е. В. Богданов. – Минск: ИООО «Право и экономика». – 2002. – 184 с.
26. Бадальянц, Ю. С. Права человека: учебное пособие / Ю. С. Бадальянц, Д. А. Ягофаров. – Москва-Рязань: Издательство «Поверенный», 2006. – 519 с.
27. Охотницкая, Н. В. Защита прав и свобод человека и гражданина как основная функция судебной системы Украины / Н. В. Охотницкая // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. – № 3 (27). – С. 260–263.
28. Права человека: учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.]; под общ. ред. С. А. Балашенко, Е. А. Дейкало. – Минск: Юнипак, 2015. – 200 с.