Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека, который должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и возможностях, правильно оценивать свои способности, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой.
Особый интерес представляет именно младших школьный возраст, который обусловлен тем, что именно в этом возрасте начинает складываться дифференцированное самосознание, формироваться самооценка и уровень притязаний.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность [1].
Е.А. Серебрякова [2, с. 5] рассматривает младший школьный возраст как период позитивных изменений и преобразований, которые наиболее ярко проявляются в первых классах школы. Поэтому для формирования самооценки так важен уровень достижений, приобретенных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Существуют данные, что самооценка тесно связана с тревожностью. Уровень тревожности в современных стрессовых и экологически неблагоприятных внешних условиях становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью [3, с. 5].
Проблема сущности, структуры, функций, развития самооценки находит свое отражение в работах отечественных (Б Г. Ананьева [4], Е.А. Бирюкевич [5], К.Р. Сидорова [6], И.И. Чесноковой [7]) и зарубежных (А. Бандуры, Р. Бернса, У. Джемса, Г. Мида, К. Роджерса) авторов. Однако, проблема становления и формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста до сих пор остается не достаточно изученной.
Вопросами тревожности и ее проявления в младшем школьном возрасте занимались Е.А. Волгуснова [8], А.В. Гуров [9], А.И. Захаров [10], А.М. Прихожан [11] и другие.
Анализ литературы показал недостаток исследований, направленных на изучение взаимосвязи самооценки и тревожности в младшем школьном возрасте.
Таки образом, актуальность темы исследования обусловлена также недостаточной изученностью проблемы.
Объект исследования – младшие школьники.
В зарубежной психологии изучением самооценки занимались многие психологи: А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной традиции самооценка рассматривается в структуре «Я–концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанной с их оценкой [6, с. 230]. При этом в содержание «Я-концепции» входят такие компоненты как:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка образа «Я», которая может различаться по интенсивности, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [6, с. 231].
В психоаналитическом направлении самооценка рассматривалась в составе самосознания, где, по мнению З. Фрейда, складывающиеся представления о самом себе, являются неполными, искаженными, не соответствующими действительности. 3. Фрейд полагал, что самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна [12].
Представители бихевиоризма (А. Бандура, Г. Мид, Б. Скиннер) определяют самооценку в качестве одного из компонентов, регулирующих поведение, выражаемых в форме удовлетворенности собой и своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики [7, с. 56].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить
База исследования: исследование проводилось на базе «Средняя школа № 30 г. Гомеля». В исследовании приняли участие 40 учащихся (20 мальчиков и 20 девочек) 2-ых классов в возрасте 7-8 лет. Выборка исследования представлена в приложении А.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь между самооценкой и тревожностью в младшем школьном возрасте.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
1) выявить уровень самооценки у младших школьников;
2) выявить уровень тревожности у младших школьников;
3) установить взаимосвязь между самооценкой и тревожностью в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: уровень самооценки связан с уровнем школьной тревожности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психодиагностические методики, методы математической статистики.
В ходе исследования использовались следующие методики:
1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
2. Шкала детской Я–концепции Пирса – Харриса.
3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Краткое описание методик исследования.
1. Методика «Лесенка» В.Г. Щур [23].
Назначение методики: выявление уровня самооценки, системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
2. Шкала детской Я–концепции Пирса – Харриса [24].
Методика направлена на измерение самосознания. Предназначен для обследования испытуемых в возрасте от 8 до 16 лет. Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Пункты
Теоретический анализ литературы показал, что феномен самооценки рассматривается разными учеными в зависимости от подхода, которого они придерживаются, поэтому существует многообразие понятий, которые пытаются раскрыть это явление с различных сторон. Самооценка как психологическая категория находится в структуре ядра личности, представляет собой ядро самосознания, формируется в детском возрасте через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно связана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями. Она представляет собой показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Самооценка – это сложное психическое образование, ядро самосознания, включающее эмоциональный, когнитивный поведенческий компоненты.
Особенностями эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте являются: легкая отзывчивость на происходящие события и окрашенность восприятия, непосредственность и откровенность выражения своих переживаний, большая эмоциональная неустойчивость, готовность к аффекту страха, предрасположенность к тревоге. В связи со сменой социальной ситуации младший школьник подвержен повышенной тревожности, преимущественно школьной тревожности, что является показателем неблагоприятного эмоционального состояния, затрудняет процесс адаптации к обучению в школе. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и тревожности в младшем школьном возрасте показало:
– младшие школьники не уверены в себе и своих способностях. Большинство младших школьников (60%) имеют заниженную самооценку. 10% младших школьников имеют низкую самооценку. 30% младших школьников обладает адекватной самооценкой. Среди младших школьников с завышенной самооценкой не выявлено;
– младшие школьники обладают высоким уровнем тревожности; они оценивают свой интеллект и школьную успеваемость на среднем уровне; ситуация в школе ими характеризуется на высоком уровне; они оценивают свою физическую привлекательность среди сверстников на среднем уровне; в низкой степени удовлетворены и счастливы, в низкой степени удовлетворены положением в семье, рассматривают свое поведение как несоответствующее требованиям взрослых; имеют низкий уровень общения и популярность среди сверстников; имеют заниженную самооценку, что свидетельствует о неуверенности в себе;
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
2. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: в 2 т. – М., 1980. – Т. 2. – С. 103–127.
3. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333–393.
4. Бирюкевич, Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов / Е.А. Бирюкевич, Е. Е. Марченко // Психология обучения. – 2012. – № 4. – С. 49–65.
5. Бузарова, Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова // Вестник Адыгейского гос. ун-а. – 2007. – № 3. – С. 1-11.
6. Волгуснова, Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников / Е.А. Волгуснова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 1, Т. 21. – С. 22-27.
7. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
8. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2015. – 272 с.
9. Грушева, О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте / О.А. Грушева // Наука и современность. – 2015. – № 37. – С. 151–155.
10. Гуров, В.А. Тревожность и здоровье младших школьников / В.А. Гурова // Вестник ТГПУ. – 2009. – № 4. – С. 56-60.
11. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
12. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты / сост. Т.Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 90 с.
13. Закаблук, А.Г. Возрастные особенности прогнозирования школьниками своих эмоциональных состояний: автореф. дис. канд. наук: 19.00.13 / А.Г. Закаблук. – Л.: ЛГУ, 1986. – 16 с.
14. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1988. – 288 с.
15. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
16. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейск. гос. ун-а. – 2011. – № 3. – С. 1-5.
17. Котенко, Ю.В. Психологические особенности развития самооценки старших школьников в условиях профильной дифференциации обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 199.00.05 / Ю.В. Котенко. – Астрахань: АГУ, 2007. – 19 c.
18. Малакуцкая, С.М. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности / С.М. Малакуцкая, Л.В. Яковлева // Психология и педагика. – 2011. – № 21-1. – С. 95-100.
19. Орехова, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного и школьного возраста: автореф. дис. канд. наук: 19.00.13 / А.Г. О.А. Орехова. – СПб.: СПбГУ, 2007. – 19 с.
20. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
21. Психологические тесты для профессионалов / авт.–сост. Н.Ф. Гребень. – Мн.: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
22. Психология личности. Теория и эксперимент. – М., 1982. – С. 121–125.
23. Серебрякова, Е.Л. Уверенность в себе и условия ее формирования: автореф. канд-та пед. наук: 19.00.05 / Е.Л. Серебрякова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1955. – 16 с.
24. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
25. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с.
26. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Академия, 1990. – 450 с.