Введение
Глава 1. Понятие системы права
1.1 Сущность системы права
1.2 Отрасли права
Глава 2. Характеристика отдельных отраслей права Республики Беларусь
2.1 Характеристика правой системы Республики Беларусь
2.2 Систематизация законодательства Республики Беларусь
2.3 Отрасли права Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Правовая система – это прежде всего совокупность действующих вместе юридических средств, цель деятельности которых заключается в урегулировании общественных отношений и создании качественной правовой базы, для обеспечения деятельности общества.
Правовая система не складывается единовременно. Ее формирование осуществляется под влиянием многих факторов, таких как, существующий экономический строй, политическая система, идеология государства, нравы, бытующие в обществе, главенствующая религия, юридическая наука, правовая культура и многие другие.
В настоящее время общее количество национальных правовых систем приближается к 200. Все они своеобразны и самобытны, формируются каждая из них под воздействием внешних факторов, но имеют и общие черты.
Республика Беларусь, как и каждое из существующих государств имеет собственную правовую систему, которая в свою очередь имеет, как общие с другими правовыми системами черты, так и специфические. Правовая система Республики Беларусь, как и правовые системы других государств континентальной Европы, относится к романо-германской правовой семье.
Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы Республики Беларусь, декреты Президента Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В современных условиях расширения границ мира правовая система Республики Беларусь ощущает на себе влияние глобализационных явлений.
Значимость правовой системы невозможно переоценить, так как именно она регулирует и упорядочивает жизнь каждого индивидуума, посредством установления норм поведения, являющихся обязательными для всех.
Цель данной курсовой работы заключается в том, что проанализировать общетеоретические подходы к изучению понятия системы права и изучить существующую систему права Республик Беларусь на сегодняшний день.
Задачи:
Изучить сущность системы права;
Проанализировать отраслевое деление права;
Охарактеризовать правовую систему Республики Беларусь;
Дать описание кодификации и систематизация законодательства Республики Беларусь;
Рассмотреть отрасли права Республики Беларусь.
Таким образом, актуальность изучения данной темы не вызывает сомнения и заключается в обоснованной необходимости актуализированного понимания и глубокого признания системы права, как главенствующей нормы поведения, строящейся на общепринятых обществом принципах и нормах.
Глава 1. Понятие системы права
1.1 Сущность системы права
Под выражением «система» понимается «порядок расположения частей целого», «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей».
Система права носит объективный характер. Право формируется под влиянием условий жизни общества, такими условиями могут быть как материальные условия, так и социальные. Очень часто термины «права» и «законодательство» употребляются в одном значении, однако, такой подход не всегда верен, каждый из этих терминов имеет собственную специфику.
Система права – это прежде всего внутренне согласованные действующие в стране правовые нормы. Такие нормы определяют строение системы права. Они разделяются на самостоятельные структурные элементы системы права (правовая норма – институт права – подотрасль права – отрасль права).
Норма права – это первичный элемент системы права, он регулирует типовые общественные отношения и образует первичный элемент системы права. Норма права – это «кирпичик права», базовый элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в различных областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания.
Следующий структурный элемент системы права – правовой институт. Правовой институт – это система взаимосвязанных норм права, которая регулирует обособленные общественные отношения, либо их составные компоненты. Обособленными компонентами в данном случае являются отдельные вопросы, затрагиваемые определённой отраслью права, такой как, трудовое законодательство, гражданское законодательство, либо иное. Именно многообразие определённой отрасли права служит для выделения в ней отдельных правовых институтов [6].
Обычно правовой институт – это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать нормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права. Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаях больше, в других – меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства. В трудовом праве – нормы конституционного, административного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства [8].
Глава 2. Характеристика отдельных отраслей права Республики Беларусь
2.1 Характеристика правой системы Республики Беларусь
Правовая система Республик Беларусь состоит, прежде всего, из всей общности НПА, которые регулируют многие и многие сферы жизни индивида. Право немыслимо без тесной взаимосвязи с обществом, оно создано для осуществления регулятивной функций в обществе и реализует ее в тесной связи с обществом и, ориентируясь на него, модифицируется. Правовая система строится на основе связей в обществе и закономерностях его развития. Огромное влияние на систему права оказывает национальное, культурное правосознание, исторические закономерности развития, существующая система права.
Национальная правовая система наделена как общими, так и специфическими чертами. Правовая система Республики Беларусь относится к романо-германской правовой семье. Данная правовая семья отличается четкой структурированной системой права и последовательным делением его на отрасли и институты. Основной источник права для такой правой семьи – НПА.
Существующая иерархия нормативно правовых актов строго регламентирована. Конституция обладает высшей юридической силой, Законно Республик Беларусь, декреты Президента Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь [15].
Также большое значение имеет правовой обычай, нормативные договора.
В настоящее время правовая система Республики Беларусь находится в плотной взаимосвязи с правовой системой Российской Федерации. Статья 2 Договора «О создании Союзного государства», подписанного 8 декабря 1999 года Республикой Беларусь и Российской Федерацией, закрепляет в качестве одной из целей Союзного государства формирование единой правовой системы демократического государства.
Статья 8 Конституции Беларуси дает приоритетное значение общепризнанным принципам международного права и предусматривает тот факт, что национальное законодательство строится в соответствии с международным правом. В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (ст. 19) устанавливает, что ратифицированные нормы международного права являются составными частями действующего законодательства.
Заключение
Общественные отношения являются неотъемлемой частью жизни с начала времен. По мере того, как развивалось общество, происходила его цивилизация, постепенно возникали обычаи, преобразующиеся в законы, регулирующие общественные отношения. С развитием общества возникла необходимость в структуризации и закреплении данных норм, что придавало им законную силу.
Понятие системы права пришло в тот момент, когда общество выработало немалое количество разрозненных норм, регулирующих отношения, и пришло к выводу, что их необходимо структурировать по областям и направлениям. С этого момента появились отрасли права, а в последствии и законодательство.
Система права – это форма систематизации и организационного оформления права, дающая возможность ориентироваться во всем его многообразии, выделять те отношения, которые интересуют, выбирать соответствующие определенным общественным отношениям правовые нормы, их регулирующие. Система права позволяет определять степень проступка и меру наказания, которую необходимо нести за данный вид нарушения.
Право охватывает широкий круг разнообразных субъектов, отличающихся друг от друга, к таким субъектам относят: государства, гражданин, лицо, не являющееся гражданином данного государства, разнообразные объединения людей, юридические лица во всем своем разнообразии. Система права охватывает всех этих субъектов и регулирует их тесные взаимосвязи и организует их поведение в единый целостный механизм.
Как следствие система права представляет собой совокупность всех результатов правотворческого процесса.
Правовая система в разрезе философии представляет собой целостное явление, состоящее из отдельных элементов, связанных между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.
Необходимо дифференцировать такие понятия, как «правовая система» и «система права». Правовая система – это единство НПА государства. Именно правовая система характеризует право определённого государства. Синонимичное значение правой системы – национальное право.
Система права для характеристики национального права имеет большое значение. Выделяют следующие правовые системы:
семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы – романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон);
семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых систем – прецедентное право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент);
семья религиозно-традиционных, за идеологизированных систем – мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология).
Система права же представляет собой только само право, его строение.
Для системы права характерны следующие черты:
Объективность – право не создается по усмотрению какого-либо субъекта права, так как право отражает реально существующие общественные отношения.
1. Лившиц, Р.З. Отрасль права – отрасль законодательства / Р.З. Лившиц // Советское государство и право. – 1984. – № 2. – С. 26-32.
2. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Тесей, 2002. – 560 с.
3. Байтин, М.И. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства / М.И. Байтин, Д.Е. Петров // Правоведение. – 2004. – № 1. – С. 35-42.
4. Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – Минск, 2005. – 315с.
5. Словарь иностранных слов. – М. 1949. – 602 с.
6. Советский энциклопедический словарь / A.M. Прохоров (гл. ред.). – 2-е изд. – М. 1983.-1209 с.
7. Словарь русского языка. – 2-е изд. – М., 1982. – Т. II. – 705 с.
8. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. – 3-е изд. – Минск, 2009. – 271 с.
9. Теория государства и права: учеб. / под ред. Р.А. Ромашова. – СПб., 2005. – 255 с.
10. Теория государства и права / отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М., 1997.-463 с.
11. Клименко, А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В. Румынина. – 2-е изд. – М., 2004. – 137 с.
12. Орзих, М.Ф. Система советского права и перспективы ее развития / М.Ф. Орзих // Советское государство и право. – 1982. -№ 7. -С. 110-115.
13. Поленина, СВ. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России/СВ. Поленина//Государство и право.- 1999.-№ 9.-С. 5-8.
14. Керимов, Д.А. Законодательная техника: науч.-метод, и учеб. пособие / ДА. Керимов. -М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000. -121 с.
15. Сырых, В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права / В.М. Сырых // Журн. рос. права. – 2002. – № 10. – С. 22-27.
16. Егоров, В.А. Динамика информационных отношений и новый подход к системе ' информационного права / В.А. Егоров // Современное право. – 2006. – № 9. – С. 42-47.
17. Туганов, Ю.Н. Некоторые аспекты определения места военного права в правовой системе России / Ю.Н. Туганов // Рос. судья. – 2006. – № 4. – С. 44-47.
18. Сенников, Н.М. Профсоюзное право как комплексная отрасль российского права/ Н.М. Сенников // Правоведение. – 2000. – № 5. – С. 82-92.
19. Алексеев, СС Общая теория права: курс: в 2 т. / С.С.Алексеев. – М.: «Юрид. лит.», 1981.-Т. 2.-360 с.
20. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / под ред. СН Братуся и И.С Самощенко. – М.: Госюриздат, 1962. – 500 с.
21. Александров, Н.Г. О месте трудового и колхозного права в системе советского социалистического права / Н.Г. Александров // Советское государство и право. – 1958. – № 5. – С. 115-118.
22. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. – М.: Инфра-М, 1999. – 575 с.
23. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 7. – 2/830.
24. Ллойд, Д. Идея права: Репрессивное зло или социальная необходимость? / Д. Ллойд. – М.: Югона, 2002. – 416 с.
25. Radbruch, W. Rechtsphilosophie / W. Radbruch. – Heidelberg, 1983. – 336 S.
26. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / Под общей ред. B.C. Нерсесянца. – М.: Изд. НОРМА, 2002. – 813 с.
27. О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2001 году: послание Конституционного Суда Респ. Беларусь, 12 февр. 2002 г., № Р-138/2002 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. -№22.-6/318.
28. Дробязко, С.Г. Политическая общесоциальная справедливость в праве как сущностная основа совершенствования правового законодательства
29. Берман, Г.Дж. Западная традиция права / Г.Дж. Берман. – М, 1998. – 624 с.
30. Дробязко, С.Г. Право как система и его закономерности / С.Г. Дробязко // Право и демократия. – Минск, 1999.-Вып. 10.-С. 18-25. 31.Чухвичев, Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права / Д.В. Чухвичев // Государство и право. – 2009. – № 8. – С. 5-11.