ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время на территории Республики Беларусь существует множество групп, которые проповедуют различные религии и являются приверженцами различных вер. Государство не определяет строгие рамки вероисповеданий, а Конституция Республики Беларусь закрепляет свободу вероисповеданий. На протяжении многих столетий в каждом государстве религия занимала неоднозначное место. Некоторое время власть церкви превозносилась над властью главы государства (Средневековье), в советские времена вера в некотором роде преследовалась, отрицалась, атеизм стоял во главе власти. Значительно изменилась ситуация после того, как государства провозгласили наибольшей ценностью человека, а также его права и свободы. Гарантией чего стала свобода слова, вероисповедания и другие свободы человека.
За последние годы существенно возросла роль религии в жизни общества. При этом значительно расширилась и усложнилась структура деятельности религиозных объединений, их взаимоотношений между собой и с государством, и это требует серьезного научного осмысления. Реализация свободы вероисповедания в наиболее полном объеме возможна лишь посредством объединения индивидов в религиозные организации, поскольку коллективное осуществление религиозной деятельности вытекает из вероучения большинства современных религий.
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена ее теоретической и практической значимостью.
С одной стороны, необходимо детально проанализировать нормы законодательства Республики Беларусь, сделать выводы о том, насколько реализуется свобода совести в Республике Беларусь. В результате проведенного исследования необходимо сделать выводы о направления совершенствования законодательства.
С другой стороны, в Республике Беларусь отсутствуют комплексные исследования, посвященные свободе совести в Республике Беларусь. Таким образом, актуальность выбранной темы проявляется и в теоретическом аспекте.
Глава 1 Модели взаимодействия государства и церкви
На сегодняшний день Республика Беларусь характеризуется изменениями в религиозной политике, которая выступает в качестве одного из направлений социальной политики. С церковью происходит взаимодействие практически на всех уровнях общественной жизни. Священники благословляют строительства некоторых объектов, приглашаются на праздники, в государстве отмечаются основные православные и католические праздники.
Формирование религиозной политики в Республике Беларусь происходит на основании традиций, обычаев, с учетом интересов граждан, государства и организаций.
Как отмечает Г.А. Василевич, нормы конституций зарубежных стран, которые определяют отношение государства к религии, характеризуются своим многообразием. Однако, в целом можно выделить две основные модели такого взаимодействия [1]:
Модель I: отделение религии от государства.
Истинный характер взаимоотношений государства и религии определяется в зарубежных странах не столько конституционными положениями, сколько политикой государства. Например, хотя США по ее Конституции – светское государство, однако конституции почти 40 штатов из 50 содержат обращение к Богу, а уголовные законы 16 штатов считают богохульство преступлением. Некоторые штаты признают церковный брак (Делавэр, Мэриленд, Виргиния).
Модель II: государственная религия.
Такой статус закреплен в ФРГ и Финляндии. По Конституции Дании – «евангелическая лютеранская церковь является национальной датской церковью и содержится государством» (ст. 4).
В соответствии с положениями статьи 2 Конституции Норвегии «евангелическая лютеранская религия является официальной религией. Граждане, исповедующие эту религию, должны воспитывать своих детей как ее последователей» [2].
В Австрии официальные религии освобождены от уплаты налогов, получают государственное финансирование, им предоставляется время на государственном телевидении.
Глава 2 Понятие свободы совести и его сущностные характеристики
В юридической науке вопросу о том, что следует понимать под свободой совести, уделяется достаточно большое внимание. При этом единого подхода к дефиниции данного понятия на сегодняшний день не выработано.
Так, Ю.А. Розенбаум определяет свободу совести в узком смысле как право каждого человека самостоятельно решать вопрос о том, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них [13, с. 34].
А.Е. Козлов свободой совести в конституционном праве считает отношение человека к религии, его самоопределение по отношению к ней, свободу убеждений по отношению к Богу [14, с. 107].
М.В. Баглай и В.А. Туманов считают, что "свобода совести и вероисповедания - право человека как быть атеистом, т.е. не верить в Бога, так и верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии (вероисповедания)" [15, с. 404].
Т.Ю. Архирейская полагает, что свобода совести означает духовное и юридическое право граждан на свободный выбор формы своего отношения к религии, выражающееся в возможности выбирать и исповедовать ту или иную веру [16, с. 12].
Несколько иного подхода придерживается О.А. Дворникова, по мнению которой свобода совести шире по своему содержанию, чем свобода вероисповедания, хотя чаще всего оба эти понятия смешиваются как в законодательстве, так и в доктрине [17, с. 26].
Автор отмечает, что с теоретических позиций свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого честного, справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь, удерживающего от плохих поступков, настраивающего на помощь ближнему [17, с. 26].
В "Большом толковом словаре русского языка" слово "совесть" понимается как чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения [18, с. 226].
Глава 3 Правовые основы государственно-правовых отношений в Республике Беларусь
В Республике Беларусь свобода совести регламентирована рядом нормативных правовых актов, которые условно можно подразделить на несколько групп в зависимости от их юридической силы:
– международные акты;
– нормативные правовые акты Республики Беларуси;
– подзаконные акты.
Остановимся на каждом из указанных уровней подробнее. В первую очередь обратимся к международным актам.
В международных правовых актах большое внимание уделяется религиозной свободе, хотя это понятие не закреплено юридически. Необходимо различать следующие стороны свободы совести:
1) свобода мировоззренческого самоопределения личности (выбор религии);
2) свобода выражения собственных убеждений и деятельности;
3) право свободного вхождения личности в соответствующее религиозное объединение [27, с. 129].
Многие ученые рассматривают в данном контексте свободу совести, например профессор Т.А. Бажан [28, с. 121]. Нормативная основа религиозной свободы выделяется в рамках общепризнанных норм международного права и имеет следующие критерии.
1. Внутренняя свобода: каждый имеет право на свободу совести и свободу вероисповедания (каждый человек имеет, поддерживает или может изменить свою религию или убеждение).
2. Внешняя свобода: каждый имеет религиозную свободу, может единолично или сообща исповедовать ту или иную религию, публично или частным образом участвовать в богослужении и выполнять ритуалы.
3. Непринуждение: человек не может быть субъектом для принуждения, а самостоятельно выбирает вероисповедание.
4. Исключение дискриминации: государство гарантирует всем без исключения право на свободу совести и свободу вероисповедания независимо от расы, пола, языка, национальности, места рождения, социального статуса и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мире на сегодняшний день существует несколько моделей взаимодействия государства в церковью, в частности и с религиозными организациями. В целом можно выделить три формы:
1) где государство признает религию как власть;
2) где государство и религия отдельны друг от друга и взаимодействуют только при решении некоторых общих вопросов;
3) где государство не признает власть религии.
Полагаем, что оптимальной является вторая модель, поскольку она наилучшим образом вписывается в концепции современного демократического государства.
Так, если государство и религия отдельны друг от друга и взаимодействуют только при решении некоторых общих вопросов, человек может самостоятельно выбирать, хочет ли он быть верующим или атеистом, хочет ли он посещать разнообразные религиозные мероприятия или получать специализированные церковные знания.
Следовательно, такая модель позволяет максимально раскрыть саму сущность свободы вероисповедания.
Следует отметить, что в Республике Беларусь проводятся мероприятия с участием представителей церковных и властных структур, на которых принимаются документы, связанные с обеспечением взаимодействия между Церковью и властями различного уровня. Если взаимоотношения Церкви и современной российской власти в перспективе будут стабильно развиваться в указанном направлении, то нетрудно спрогнозировать их дальнейшее еще более тесное сближение и взаимодействие.
При этом законодательство не запрещает церкви выражать свое мнение по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики государства. Приветствуются диалоги и контакты Церкви с политическими организациями в случае, если подобные коммуникации не носят характера политической поддержки.
1. Василевич, Д.Г. Право несовершеннолетних на свободу совести и вероисповедания / Д.Г.Василевич // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Катин, В.И. Церковь и власть в России: новые явления во взаимоотношениях / В.И. Катин // История государства и права. – 2013. – № 11. – С. 13 - 17.
3. Баев, В.Г. Государственно-конфессиональные отношения в зеркале современной отечественной юридической литературы / В.Г. Баев, И.А. Крисанов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 4. – С. 6 - 11.
4. Мирошникова, Е.М. Свобода совести в контексте отделения церкви от государства: вопросы реализации в современной Европе / Е.М. Мирошникова // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. – 2012. – № 6. – С. 4-9.
5. Володина, Н.В. Особенности взаимоотношений государства и религиозных объединений в странах Европы для преодоления конфликтов на конфессиональной основе [Электронный ресурс] / Н.В. Володина – Режим доступа: http://49e.ru/. – Дата доступа: 10.03.2017.
6. Терехин, В.А. Светское государство в современной России: понятие и содержание / В.А. Терехин, А.Ф. Мещерякова // Российская юстиция. – 2010. – № 3. – С. 45 - 48.
7. Семенова, С.Л. Основные модели взаимоотношений «государство-церковь-общество» в современной Европе» / Беларусь: государство, религия, общество /редколлегия: протоирей В. Антоник и др. – Минск: Белорусская наука, 2008. –С. 183-186.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
9. О свободе совести и религиозных организациях: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII (в ред. от 22 дек. 2011 г.) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Уголовный кодекс Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь от 09 июля 1999 г. № 275-З (в ред. от 19 июля 2016 г.) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь: решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № Р-98/2000 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. Козырин, А.Н. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях: научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" / А.Н. Козырин // Публично-правовые исследования: электрон. журн. – 2011. – № 1-2. – С. 36 - 57.
13. Осин, И.В. Свобода совести как субъективное право / И.В. Осин // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 23.– С. 31-36.
14. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Спарк, 2001. – 502 с.
15. Баглай, М.В. Малая энциклопедия конституционного права. / М.В. Баглай, В.А. Туманов. – М.: Инфра-М, 1998. – 688 с.
16. Архирейская, Т.Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Т.Ю. Архирейская. – М., 2001. – 30 с.
17. Дворникова. О.А. Религия и закон: проблемы взаимодействия / О.А. Дворникова О.А. // Журнал российского права. – 2009. – № 7. – С. 25-28.
18. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - С. 1536.
19. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. / В.И. Даль. – Т. 3. - М.: Инфра-М, 1955. - С. 163.
20. Левина, А.А. «Институт свободы совести и вероисповедания»: историко-правовой опыт: автореф. дис. канд. юр. наук / А.А. Левина – Н. Новгород. 2003. – 29 с.
21. Шибанова, М.А. Конституционное право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / М.А. Шибанова. – Саратов, 2009. – 32 с.
22. Денисов, С.Ф. Свобода совести и свобода вероисповедания (к вопросу о содержании понятий) С.Ф. Денисов // Общество и религия. Материалы Омского межрегионального семинара "Общество. Закон. Религия". 22 - 23 мая 1997 г. / Под ред. Л.М. Дмитриевой и Н.А. Томилова. – Омск: Администрация г. Омска, 1977. – С. 35-39.
23. Карпова Л.М., Красноярова Н.Г. К вопросу о философских основаниях свободы совести / Л.М. Карпова, Н.Г. Красноярова // Общество и религия. – 2012. – № 7. – С. 45-47.
24. Килис, Ю.А. Свобода как ценность и ее абсолютизация / Ю.А. Килис// Общество и религия. Материалы Омского межрегионального семинара "Общество. Закон. Религия". 22 - 23 мая 1997 г. / Под ред. Л.М. Дмитриевой и Н.А. Томилова. – Омск: Администрация г. Омска, 1977. – С. 50-53.
25. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: автореф. дис. … канд. юр. Наук / И.Н. Вишнякова. – М., 2000. – 27 с.
26. Рыкова, И.Ю. Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России: автореф. дис. … канд. юр. наук / И.Ю. Рыкова. – М., 2009. – 35 с.
27. Володина, Н.В. Право на свободу совести и свободу вероисповедания в общепризнанных нормах международного права / Н.В. Володина // Современное право. – 2012. – № 6. – С. 128 - 132.
28. Бажан, Т.А. Оппозиционная религиозность в России. / Т.А. Бажан. –Красноярск: Ветер, 2000. – 192 с.
29. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – № 67. – 05.04.1995.
30. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – ст. 163.
31. Вишнякова, И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания: автореф. дис. … канд. юр. Наук / И.Н. Вишнякова. – М., 2000. – 27 с.
32. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". – № 2. – 1995.
33. Василевич, Д.Г. Право несовершеннолетних на свободу совести и вероисповедания / Д.Г.Василевич // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
34. Об утверждении Положения о комиссии содействия контролю за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях при Витебском городском исполнительном комитете: Решение Витебского городского исполнительного комитета от 27 марта 2009 г. № 403 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.