Введение
1 Общая характеристика коррупции и общественной опасности коррупции
1.1 Общее понятие коррупции
1.2 Характеристика общественной опасности коррупции
Вывод
2 Особенности борьбы с коррупцией в Республике Беларусь
2.2 Борьба с коррупцией на международном уровне
2.3 Роль гражданского общества в противодействии коррупции
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире о коррупции написано и опубликовано огромное количество книг, статей и фундаментальных трудов, проведено не менее ста международных и национальных конференций, парламентских слушаний и «круглых столов», разработаны международные и региональные конвенции, руководящие принципы, типовые договоры, рекомендации о мерах противодействия коррупции и борьбе с ней. Политики многих стран на волне борьбы с коррупцией сделали блестящие карьеры. Тем не менее, коррупция в современном мире не стала ни менее значимой, ни приобрела тенденций к исчезновению. Коррупции в целом, и криминологической характеристике коррупционной преступности и отдельным видам коррупционных преступлений в частности, посвящены научные груды как российских авторов, таких как Б.В. Демидов, B.C. Овчинский, Е. Панфилова, так и белорусских учёных-юристов и криминологов, таких как В.И. Берестень, В.М. Хомич и др.
Однако следует отметить, что теоретическими вопросами о коррупции до последнего времени занимались в основном правоведы и экономисты. До сих пор бытует такой подход, при котором коррупция рассматривается лишь как отдельное проявление, как поступки некоторых вороватых и нечестных чиновников. В данной работе сделана попытка исследовать коррупцию как многоплановое негативное социальное явление, поражающее белорусские органы государственной власти.
В Республике Беларусь в условиях продолжающегося системного (экономического, политического, правового, организационного и идеологического) переходного периода проблема коррупции приобрела особую остроту и политическую значимость. О ней говорится в средствах массовой информации и на самом высоком государственном уровне.
Значимым фактором государственной политики в области противодействия коррупции является нормотворческая деятельность, создающая правовую базу для борьбы с ней. Не менее важным является применение антикоррупционного законодательства и реализация его в практической деятельности государственных органов.
1 Общая характеристика коррупции и общественной опасности коррупции
1.1 Общее понятие коррупции
Коррупция (от латинского corruptio – подкуп; английского corruption), комплексное явление, общепринятое толкование которого отсутствует. Термин «коррупция» можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки – как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.
В обыденной жизни понятие «коррупция» чаще всего употребляется в значении негативного социального явления. В этом смысле под коррупцией понимают преступную деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговле и других сферах, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Должностное положение используется для того, чтобы обеспечить свои личные потребности, решить материальные проблемы, «пристроить» своих родных и близких на «доходные» должности, удовлетворить свое стремление к почестям, славе, наградам и т.п. При этом должностное положение используется в личных целях, как в рамках законных полномочий, так и за их пределами [1, с. 4].
«На то и власть, чтобы жить всласть». Эта поговорка достаточно точно отражает внутренние побуждения коррумпированных чиновников. Коррумпированность – это вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, стремление к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения.
Конкретные проявления коррумпированности бесконечно разнообразны: от получения взяток, протекционизма (выдвижения работников по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений) до сложных и завуалированных форм участия должностных лиц, их родственников и близких в различных сферах предпринимательской деятельности, получения незаконных доходов от деятельности субъектов хозяйствования. Коррумпированность должностных лиц высшего уровня, участвующих в законотворчестве, может проявляться в виде лоббирования за вознаграждение определенных законов, голосования определенным образом и т. д.
2 Особенности борьбы с коррупцией в Республике Беларусь
2.1 Правовые средства борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Краткий анализ законодательства и практики правоприменения
осуществляет целую обыденную хлопчатобумажную труд фирмы: формирование разных бумаг, соглашений, смет, отчетностей. Соответствует в телефонные голубки, из-за взаимосвязи с населением (контракты о дате и периода встреч/переговоров). Начальник отделение туроператоров осуществляет функции согласно исследованию новейших, исправлении и совершенствованию ранее имеющихся. Туроператоры увлекаются изучением торга предоставления туристических услуг, отслеживают новейшие направленности, и в основе данного формируют и проектируют употребляющие сп
Являясь глобальной проблемой современности, коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира. Проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства, поскольку это опасное явление порождает такие негативные последствия, как социальное неравенство, тотальное разрушение морально-этических устоев общества, недоверие населения к государственной власти и ее институтам. Поэтому проблеме борьбы с коррупцией в Республике Беларусь уделяется достаточно много внимания.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:
- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы;
- организация работы всех государственных органов по реализации действующего антикоррупционного законодательства, их взаимодействию в этой сфере;
- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;
- обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией посредством создания специальных информационно-аналитических и криминалистических центров, освещения данной проблематики в СМИ и др.
Принимаемые государством меры позволили значительно усилить антикоррупционную направленность законодательства, определить основные направления и формы предупреждения коррупции.
Заключение
В современных условиях становления Республики Беларусь как правового и социального государства, необходимости преодоления кризисного состояния в различных сферах общества очень актуальной является проблема коррупции в органах государственной власти.
Коррупция чревата тяжёлыми последствиями для всех слоёв белорусского общества, она деморализует граждан и разрушает их доверие к государству, превращая его из средства сбалансированного обеспечения потребностей всех социальных слоёв в орудие беззастенчивого отстаивания интересов лишь отдельных узких групп за счёт остальной части общества.
Нет ничего удивительного в том, что в обществе, освободившемся от безраздельного властвования государства во всех сферах экономики и культуры, но не освободившемся духовно, методы права неэффективны и недостаточны, и коррупция выступает в роли механизма управления. Более того, и это самое страшное: она устраивает многих граждан. Пока коррупция воспринимается значительной частью населения страны как вредный, но неизбежный элемент общественной жизни, борьба с ней бесперспективна.
Становление новой политической и экономической системы, развитие рыночных отношений, повлекших за собой проблемы безработицы и занятости, трансформацию нравственных ценностей и ориентиров, усиление правового нигилизма в переходный период к демократическому обществу требует поиска новых методов борьбы с коррупцией, основанных прежде всего на глубоком понимании сути проблемы, а также на координации усилий и государства, и правоохранительных органов, и населения.
Настоящая работа позволяет вскрыть взаимозависимость внутренних и внешних сторон такого сложного явления, каким является коррупция; определить, насколько эффективно ведётся борьба с организованной преступностью и пр.
Таким образом, какими бы сложными не были вопросы исследования различных сторон проблемы коррупции, они должны опираться на серьёзную теоретическую базу и развернутую эмпирическую основу.
1. Быков, В. Признаки организованной преступности// Законность. 1998. – №9. – С. 78.
2. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учебное и практическое пособие/ Под общ. Ред. А.И. Лукашова. – Мн.: Тесей, 1997. –576 с.
3. Лукашов, А.И. Комментарий к разделу X «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения»// Лукашов А.И., Саркисова Э.А. Уголовный кодекс Республики Беларусь – Мн.: Тесей, 2000.- 464 с.
4. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс]: Закон от 15 июля 2015 г. № 305-З: принят палатой представителей 26 июня 2015 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Мафия, конечно, вечна, но есть и перемены/ О. Осипов// Эхо планеты. – 2004. – №50-51. – С 28-30.
6. Организованная преступность: круглый стол/ Отв. ред. А.И. Долгова. – М.: Юридическая литература, 1989. – 351 с.
7. Организованная преступность// Шиханцов Г.Г. Криминология/ Г.Г. Шиханцов. – Мн, 2006. – 231 с.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-3: принят палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июня 2018 г., № 131-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Зенин, И.А. Гражданское право: Учеб. пособие / И. А. Зенин. – М.: Юрайт, 2014. – 811 с.
10. Банда Морозова. Логическое завершение// Милиция. – 2006. – №6. – С. 2-5
11. Лукашов, А.И., Саркисова, Э.А. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Сравнительный анализ и комментарий. – Мн.: Тесей, 2000.- 654 с.
12. Ключко, Р.Н. Уголовное право. Особенная часть. Практикум. Уч. пос. для студентов вузов / Р.Н. Ключко. – Мн.: Амалфея, 2004. – 144 с.