Введение
Глава 1 Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия. Развитие системы судебной власти в Республике Беларусь
1.1 Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия
1.2 Развитие системы судебной власти в Республике Беларусь
Глава 2 Компетенция судов и статус судей в Республике Беларусь
2.1 Компетенция конституционного суда Республики Беларусь и статус судей
2.2 Компетенция верховного суда Республики Беларусь и статус судей
2.3 Компетенция экономических судов областей и г. Минска, статус судей
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конституция Республики Беларусь содержит в себе правовую норму, которая проводит разделение государственных органов. Так, согласно Конституции Республики Беларусь государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Учитывая, что судебная власть занимает одну из основных ветвей власти, можно смело говорить о том, что судебная власть в Республики Беларусь на сегодняшний день является актуальной темой для проведения исследования в рамках данной курсовой работы.
Также можно отметить и тот факт, что именно суд выполняет одни из важных функций по защите законных прав и интересов граждан. Так можно выделить три основные функции:
- осуществление правосудия. Но не только общие суды участвуют в осуществлении правосудия, также можно это отнести и к Конституционному Суду Республики Беларусь. Для последнего осуществление правосудия находит свое отражение в контроле за конституционностью нормативных правовых актов государства;
- защита прав, свобод и законных интересов граждан;
- участие в системе «сдержек и противовесов». Данная система подразумевает под собой то, такая система применительно к принципу разделения власти, такое разделение предполагает, что ограничивает возможность сосредоточения власти у одной из ветвей власти, что в свою очередь обеспечивает самостоятельное нормальное функционирование всех органов власти.
Отметим и то, что судебная власть в Республики Беларусь принадлежит только судам.
На сегодняшний момент судебную власть можно рассмотреть в ее системе. Система судов Республики Беларусь с учетом всех последний изменений строится на принципах территориальности и специализации.
Система судов Республики Беларусь состоит из:
- Конституционного Суда Республики Беларусь;
- суды общей юрисдикции.
Еще недавно система судов делилась на три ветви: Конституционный Суд Республики Беларусь, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.
Однако с течением времени, потребовалось внесение изменений в действующую на тот момент систему судов. Следовательно, новая система судов состоит только из двух ветвей.
Суды общей юрисдикции стали включать в себя все суды Республики Беларусь. Ведь Высший хозяйственный суд, военные суды упразднили. Хозяйственные суды областей и г. Минска, в свою очередь, были переименованы в экономические суды областей и г. Минска.
Одна из многих проблем для демократического общества является проблема влияния политических веяний на судебную власть.
Глава 1 Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия. Развитие системы судебной власти в Республике Беларусь
1.1 Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия
«Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти» [18].
Еще много лет назад тема судебной власти интересовала многих авторов. Однако в советский период данная тема была забыта и особо не распространялась, понятие «судебная власть» постепенно прекращало свое существование, так как советские юридические мыслители неохотно признавали теорию разделения государственной власти.
В настоящее время судебная власть имеет все более важное значение и занимает одно из основных мест как в теории, так и в практике разделения государственной власти. Многие авторы считают, что именно благодаря судебной власти принцип разделения власти получил свое распространение в различных государствах. Защита прав, свобод и законных интересов не только граждан, но и юридических лиц, иных органов государства возможна только в том случае, если судебная власть будет основываться на независимости, непредвзятости, а также базироваться на само государство, использовать его для решения поставленных задач. Именно тогда деятельность суда будет соответствовать своим принципам, когда такая деятельность будет обращена на защиту граждан и иных органов. Поэтому государство путем издания нормативных правовых актов, которые будут соответствовать Конституции Республики Беларусь, а также не будут ущемлять права и свободы, может помочь суду в осуществлении правосудия. Ведь без этого решения суда зависели бы от усмотрения сторон, а также не могли бы считаться общеобязательными.
Осуществление судебной власти совершается через органы судебной власти. Такими органами являются суды. Именно судам принадлежит судебная власть. Судебная власть не делится между законодательной и исполнительной ветвями власти. Все решения суда принимаются независимо, без влияния других органов.
Самостоятельность судебной власти подтверждается также тем, что осуществления правосудия в государстве создан не один суд, а несколько, что в своей совокупности образуют систему. Такая система позволяет судам самостоятельно принимать решения, вне зависимости от места в иерархии системы, а также в том случае, если такие решения относятся к их юрисдикции.
Юридическая литература в своем многообразии содержит в себе различные точки зрения относительно определения понятия «судебная власть».
Проведем сравнительный анализ:
Так, Данилевич А.А. в своих книгах приводит такое определение: «Под судебной властью понимают реализуемые занимающею особое положение в государственном аппарате органа (суда) возможность и способность воздействовать на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией» [8, с. 11].
Глава 2 Компетенция судов и статус судей в Республике Беларусь
2.1 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь и статус судей
«В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в апреле 1994 года учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь (далее – Конституционный Суд), который является органом судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, утверждает верховенство Конституции и ее непосредственное действие» [13].
«Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:
- конституционность;
- независимость;
- коллегиальность;
- гласность;
- устность;
- равноправие и состязательность сторон» [12].
Численный состав Конституционного Суда, как правило, составляет 12 судей.
В структуру состава Конституционного Суда входят: Председатель Конституционного Суда, его заместитель и десять судей.
Согласно Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей состав Конституционного суда создается по следующим условиям:
Президент Республики Беларусь назначает шесть судей Конституционного Суда;
Однако, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь в дальнейшем избирает оставшихся шесть судей.
Остановимся на избрании Советом Республики шести судей Конституционного Суда.
Так, Председатель Конституционного Суда предлагает свои кандидатуры на должность судей Конституционного Суда и представляет свой выбор Совету Республики.
Избранным считается тот судья, за которого проголосовало большинство от полного состава Совета Республики.
Требования на должность судьи Конституционного Суда:
- гражданин Республики Беларусь
- владение белорусским и русским языками
- наличие высшего юридического образование, в том числе наличие ученой степени
- высокие моральные качества.
Также стоит отметить, что при на базе Конституционного Суда учреждается Научно-консультационный совет. Конституционный Суд, в свою очередь, утверждает состав, а также положение о совете.
Заключение
Судебная власть является основой любого современного общества. Это важное составляющее общественной жизни как граждан, так и всего государства в целом. Ведь без судебной власти невозможна нормальное функционирование различных сфер государства. Судебная власть – это особый регулятор, которые разрешает конфликтные споры между гражданами, общественными и государственными органами.
Именно суд выполняет одни из важных функций по защите законных прав и интересов граждан. Также выделяются три основные функции:
- осуществление правосудия;
- защита прав, свобод и законных интересов граждан;
- участие в системе «сдержек и противовесов».
Все это показывает, что судебная власть в Республики Беларусь имеет значимый характер, так как в правовом государстве без судебной власти не будет порядка и правосудия, также это крепкая система, которая обеспечивает прочность государственности, создает условия для устойчивого развития в различных сферах Республики Беларусь.
На сегодняшний день понятие «судебная власть» прочно закрепилось в юридической терминологии. Однако, как было рассмотрено выше, многие авторы по-разному раскрывают его содержание.
Поэтому на сравнительном анализе с многими авторами определения понятия «судебная власть» выделим основные ее характеристики:
Во-первых, судебную власть осуществляет система судов.
Во-вторых, судебная власть содержит в себе правоприменительную практику по разрешению споров.
В-третьих, судебная власть осуществляет контроль за конституционностью и правовой базой при создании и применении нормативных правовых актов.
В-четвертых, судебная власть в своих решениях независима и самостоятельна.
В-пятых, судебная власть осуществляется беспристрастно и объективно.
В-шестых, судебная власть является легитимной.
Также можно определить и основные позиции, которые должны содержаться при объяснении понятия «судебная власть»:
- наличие субъектов отношений (одним из субъектов должен быть суд);
- выражение своей воли при осуществлении правосудия к субъектам отношения, которое сопровождается предупреждением о применении мер при неподчинении воли суда;
- исполнения судебных актов;
- правовое закрепление норм, которые устанавливают обязательность исполнения судебных актов.
Как и любая судебная власть, судебная власть Республики Беларусь строится на многочисленных конституционных принципах. Данные принципы содержатся не только в Конституции Республики Беларусь, но и в различных кодексах Республики Беларусь.
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс]: 29 июня 2006 г., № 139-З: Принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
2. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=Pd1300006.
3. О Концепции судебно-правовой реформы [Электронный ресурс]: Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь от 23 апр. 1992г. № 1611-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
4. Афонченко, Т.П. Судоустройство: учебное пособие / Т.П. Афонченко, И.Н. Цыкунова, Е.И. Парменова, Ж.Ч. Коновалова; Под общ.ред. Ж.Ч. Коноваловой. – Гомель: УО «БТЭУПК», 2008. – с. 34
5. Бибило, В.Н. Судоустройство: Учебник. / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – с. 13
6. Бруй, М.Г. Судоустройство: электр. учеб.-метод. компл. / М.Г. Бруй. – Минск: УО «МИУ», 2017. – с. 91
7. Вішнеўскі, А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах: са старажытных часоў да нашых дзён: вучэбны дапаможнік / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо; пад рэд. А.Ф. Вішнеўскага. – Мінск: Акадэмія МУС, 1998. – с. 311
8. Данилевич, А.А. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович, А.В. Солтанович; под ред. А.А Данилевича, И.И. Мартинович. – Минск: Амалфея, 2010. – с. 11
9. Ефремова, Н.А. Судоустройство: учеб.-метод. компл. / Н.А. Ефремова, В.О. Климова. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – с. 23
10. Замятина, Т.А. Конституционные основы судебной власти [Электронный ресурс] / Т.А. Замятина // Минский инновационный университет. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/uses/xvii/mim_uses_xvii_31032.pdf.
11. История белорусского правосудия [Электронный ресурс]: Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь // Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/justice_rb/history/.
12. Конституционный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь // Режим доступа: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/konstitutsionnyy-sud-respubliki-belarus/.
13. Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие положения [Электронный ресурс]: Конституционный Суд Республики Беларусь // Режим доступа: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=1601.
14. Кочурко, Ю.В. Становление и развитие судебной власти на территории Беларуси: исторический и правовой аспекты / Ю. В. Кочурко // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 2017. – №1. – с. 115
15. Малашко, Е.А. Судебная система Республики Беларусь. / Е.А. Малашко. – Мозырь: Белый ветер, 2003. – с. 7
16. Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия. Система судебной власти в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Система дистанционного обучения Могилевского института МВД Республики Беларусь. – Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4817.
17. Сенько, А.С. Судоустройство: отв. на экзаменац. вопр. / А.С. Сенько. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – с. 64
18. Судебная система Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь // Режим доступа: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/sudebnaya-sistema-respubliki-belarus/.
19. Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь // Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/sup_court/boards/.
20. Точкар, О.А. Развитие судебной власти в Беларуси в 20 столетии [Электронный ресурс] / О.А. Точкар // Электронная библиотека БГУ. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/27505/1/%D0%A2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8.pdf.
21. Чиркин, В. Е. Государствоведение: учебник / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.