Игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка – не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Проблема игры как специфически детской формы деятельности всегда была актуальной. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств развития и воспитания детей. Исследования отечественных педагогов и психологов (Л.C. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Рубенштейн, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что игра является ведущей деятельностью, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей не только дошкольного возраста, но и продолжает быть активным средством и в младшем школьном возрасте.
Большую роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения в воспитании детей и подростков сыграли ученые и общественные деятели М.Н. Алиев, М.В. Леткина, Н.О. Массалитинова, Д.М. Маллаев, М.Г. Марц, В.М. Минбулатов, Н.С. Филитис, К.Д. Чермит, С.Т. Шацкий и др.
Игра как феноменальное явление для человека наиболее подробно рассматривается в таких областях знания, как психология и философия.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Цель данной работы – изучить особенности формирования сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Научное положение об игре как ведущей деятельности дошкольника, задающей зону ближайшего развития, является общепринятым и традиционным в отечественной психологии.
Как отмечал А.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно все это происходит в сюжетно-ролевой игре (А.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Л.С. Выготский писал о том, что «отношение игры к развитию - это отношение обучения к развитию. Игра – источник развития и создает зоны ближайшего развития» [12, с. 46].
Б.С. Волков считал, что «Простота детских игр обманчива, это явление все знают, но не все понимают» [11, с. 122].
Д.Б. Эльконин многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношение взрослых и потребность быть взрослым» [31, с. 277].
Ролевая игра не является упражнением в определенной функции. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера не приобретает каких-либо полезных навыков Он не научается ни водить машину, ни лечить больных, ни делать прически. Но то, что он получает, значительно важнее и существеннее для развития и формирования личности дошкольника [30, с. 354].
Игровая деятельность имеет преимущество в том, что относится к становлению потребностно-мотивационной сферы ребенка. Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский, неоднократно подчеркивали, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным Я (т.е. с ролью). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре смысловой центр ситуации переносится с предмета на человека, стоящего до этого за предметом. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать для ребенка как образец. Ребенок хочет действовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых (родителей и воспитателей) или старших детей он начинает действовать как
Для изучения сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте было проведено экспериментальное исследование.
Цель исследования – выявить уровень развитие игровой деятельности дошкольника.
Базой эксперимента стало государственное учреждение образования «Ясли – сад № 12 г. Орши». В эксперименте принимали участие 35 детей в возрасте 5 лет.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке. В основу исследования были положены уровни игры, предложенные Д.Б. Элькониным [31].
Для решения задач исследования использовали метод наблюдения за детьми во время свободной деятельности. В специально отведенное время небольшой группе детей (4–5 человек) в знакомом помещении детского сада предлагалось поиграть в любую игру (во что они хотят). Характер игровой деятельности каждого ребенка соотносился с одним из описанных уровней игры и квалифицировался в соответствии с одним из вариантов ее содержания (игра-действие, игра-роль и игра-отношение).
1 уровень – игра-действие.
Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами или игрушками (например, «кормление» или одевание кукол). Используются только реалистические игрушки. Элементы воображения или игрового творчества отсутствуют. Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Они могут осуществляться в определенной последовательности, хотя четкое соблюдение ее значения не имеет. Дети играют рядом или поодиночке. Самостоятельная игра, как правило, кратковременна.
2 уровень – игра-роль.
Основное содержание игры составляют действия с предметами, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда называют себя или партнера игровым именем («я – мама», «ты – шофер»). Но речевое общение с ролевых позиций отсутствует, хотя появляются отдельные фразы, соотнесенные с ролью. Правило еще явно не вычленяется.
Сюжетно-ролевая игра чрезвычайна важна в жизни ребенка. Однако в современном дошкольном детстве игра имеет свои особенности.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В первой части работы были рассмотрены теоретические аспекты формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника велико. Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, ребенок обучается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Д. Б. Эльконин выделяет 4 уровня игры дошкольников. Каждый уровень развития игры, несмотря на разнообразие показателей, имеет свой смысловой центр, вбирающий главное содержание игры и отражающий интересы ребенка. На первом и втором уровне это действие с предметом, на третьем – выполнение игровой роли, на четвертом – передача ролевых отношений и взаимодействие с партнерами по игре. Сюжетная игра возникает и развивается у ребенка не спонтанно, не сама собой, а только в определенных условиях жизни и воспитания ребенка.
Особенностью современных дошкольников является снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры – у подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на низком уровне. Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр.), которые были популярны 10-20 лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности современных дошкольников.
2. Во второй части данного исследования на базе государственного учреждения образования «Ясли – сад № 12 г. Орши» был проведен эксперимент по выявлению уровня сформированности игровой деятельности дошкольника. В эксперименте принимали участие 35 детей в возрасте 5 лет.
Данные проведенного экспериментального исследования показали, что у детей в средней группе преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой деятельности. Их игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам, обращенным к партнеру.
Высший уровень развития игры (игра-отношение) появляется только у отдельных детей. Обращает на себя внимание большое количество неиграющих детей. Отсутствие сюжетно-ролевой игры в свободное время может свидетельствовать о нежелании и неспособности детей играть, а значит, о неразвитости игровой деятельности. Наиболее популярными у дошкольников экспериментальной группы оказались традиционные сюжеты: больница, парикмахерская, аптека. Для девочек больше характерны игры
1. Антонова, Т.В. Анализ возрастной динамики общения детей в игре / Т.В. Антонова // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1983. – С. 84–93.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М. : Просвещение, 1992. – 246 с.
3. Байкова, Л.А. Технология игровой деятельности : учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. – Рязань : РГПУ, 1994. – 23 с
4. Богуславская, З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры / З.М. Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. – М. : Просвещение, 1966. – С. 254-269.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М. : Сфера, 2001. – 284 с.
6. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалёв. – М. : МОДЭК, 2007. – 230 с.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2000. – 185 с.
8. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. – М. : АРКТИ, 2002. – 120 с.
9. Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М. : просвещение, 1978. – С. 32–36.
10. Внимание: современный ребенок. Дискуссионный клуб // Современное дошкольное образование. - 2009. – № 2.– С. 3 -9.
11. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М. : А.П.О., 2006. – 180 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб. : Водолей, 1997. – 280 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М. : Союз, 2006. – 134 с.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : АСТ, 2005. – 456 с.
15. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова // Обруч. – 2009. – № 1. – С. 3–6.
16. Грэй, Дж. Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Дж. Грэй ; перев. с англ. – М. : София, 2006. – 384 с.
17. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / О.В. Гударева. – М., 2005. – 155 c.
18. Клименко, А.П. Основы теории игровой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. – М. : Наука, 1974. – 402 с.
19. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Развитие сотрудничества дошкольников. – М. : Владос, 2008. – С. 160-173.
20. Лаврентьев, В.В. Значение игры в работе с детьми / В.В. Лаврентьев // Начальная школа. – 1999. – №5. – С.47–53.
21. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М. : Куб, 1972. – 280 с.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : ПИТЕР, 2009. – 209 с.
23. Львов, М.Р. Учись играть / М.Р. Львов. – М. : Дрофа, 2003. – 188 с.
24. Никонова, Л.Е. Современный дошкольник: проблемы воспитания / Л.Е. Никонова // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования. – Минск : БГПУ, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/983. – Дата доступа: 01.03.2017.
25. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–100.
26. Третьяк, A.B. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Третьяк. – СПб., 2006. – 19 с.
27. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
28. Чеснокова, О.В. Психологические вопросы игры дошкольников / О.В. Чеснокова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 19–23.
29. Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для вузов / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия ИЦ, 2007. – 336 с.
30. Эльконин, Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1983. – 213 с.
31. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М. : Владос, 2009. – 327 с.