Введение
Глава 1 Общие положения о суде
1.1 Понятие суда, его место среди других участников уголовного процесса
1.2 Задачи и функции суда
1.3 Судебный контроль на досудебных этапах уголовного судопроизводства
Глава 2 Процессуальный статус суда
2.1 Права и обязанности суда
2.2 Состав суда. Секретарь судебного заседания
Глава 3 Направления совершенствования процессуального статуса суда как участника уголовного процесса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство играет решающую роль в политической системе общества в качестве основного структурного элемента. Будучи политическим институтом управления, оно осуществляет верховную власть в стране, поскольку в одиночку имеет право официально выступать в качестве единственного уполномоченного представителя народа, развивать основные направления внутренней и внешней политики, издавать законы и другие нормативные акты, которые являются обязательными для всеобщего исполнения.
Государственная власть в Республике Беларусь делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит к судам.
Судебная власть осуществляется на основании принципа справедливости. Правосудие осуществляется только судом, то есть лицами, которые призваны осуществлять эту деятельность государства, которые прошли специальную процедуру назначения и избрания, имеющие специальное образование, опыт, соответствующие моральные качества.
Правосудие в Республике Беларусь построено на демократических принципах, отражающих сущность и задачи государства. Принципы справедливости судопроизводства закреплены в законодательстве Республики Беларусь.
Исключительный характер суда как органа правосудия основан на Конституции. Только суд, созданный в соответствии с законодательством, имеет право осуществлять правосудие. Цель суда заключается в защите основных прав и свобод человека и гражданина, при отправлении правосудия, в содействии установлению демократических принципов верховенства права. Уголовное судопроизводство является сферой деятельности суда, где наиболее остро стоит вопрос защиты прав и свобод человека. Изучение правового статуса суда как участника уголовного процесса приобретает особое значение в свете задачи повышения качества правосудия и повышения уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
В то же время отношения между самими субъектами возникают на основе уголовно-процессуальных норм, определяющих круг этих субъектов и устанавливающих их права и обязанности. Используя субъективные права и обязанности, должностные лица и граждане совершают определенные действия, которые вместе составляют уголовно-процессуальную деятельность, которая является фактическим содержанием уголовно-процессуальных отношений. Вне процедурных отношений, за пределами установления различных связей с общественностью с другими организациями, уголовно-процессуальная деятельность стороны разбирательства немыслима. Иными словами, уголовный процесс является результатом целенаправленного взаимодействия всех его участников.
Актуальность темы. Уголовно-процессуальный закон определяет место суда в осуществлении задач уголовного правосудия и реализации его цели. Эффективность решения задач, возложенных на уголовное правосудие, в значительной степени зависит от статуса суда, его обязанностей, пределов полномочий и предоставленных ему правовых средств, установленных процессуальным законодательством. В настоящее время эта проблема очень актуальна, так как уголовно-процессуальное законодательство, изданное относительно недавно существенно изменяет назначение, роль и содержание компетенции суда. Основополагающим фактором в определении уголовно-процессуального статуса суда является отправление правосудия по уголовным делам на основе принципов равенства и справедливости.
Глава 1 Общие положения о суде
1.1 Понятие суда, его место среди других участников уголовного процесса
Уголовно-процессуальный закон определяет место суда в осуществлении задач уголовного правосудия и реализации его цели. Занимая центральное место в системе органов уголовного правосудия, суд призван осуществить уголовный процесс, предусмотренный Конституцией Республики Беларусь для защиты прав и свобод граждан в процессе отправления правосудия. Поэтому эффективность решения задач, возложенных на уголовное правосудие, в значительной степени зависит от статуса суда, его обязанностей, пределов полномочий и предоставленных ему правовых средств, установленных процессуальным законодательством.
Основополагающим фактором в определении уголовно-процессуального статуса суда является отправление правосудия по уголовным делам на основе принципов равенства и справедливости.
«В соответствии с Конституцией Республики Беларусь отправление правосудия является исключительной компетенцией суда. В то же время судебная власть осуществляется только посредством гражданского, уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, экономическим делам» [4, c.118]
«Суд является органом, который разрешает уголовное дело по существу, определяет невиновность или виновность лица, а также принимает другие решения, предусмотренные УПК. Только суд может назначить уголовное наказание лицу». [7, c.107]
В соответствии с УПК, дело должно рассматриваться судом по существу только в соответствии с юридической процедурой, установленной настоящим Кодексом, и на основании следующих правил:
- соблюдение подсудности конкретных уголовных дел;
- формирование законного, независимого, компетентного и беспристрастного состава суда;
- разделение функции отправления правосудия на функции обвинения и защиты.
«Основополагающим для правового статуса суда является положение о его независимости. Суды независимы и осуществляют свою власть не учитывая чью-либо волю.
Независимость судов является внешним выражением разделения судебной власти от других ветвей власти - законодательной и исполнительной, что обеспечивает их взаимодействие в рамках общей государственно-демократической системы сдержек и противовесов. Следовательно, независимость судебной власти вытекает из более общего правового принципа разделения властей.
Смысл принципа разделения властей заключается в обеспечении оптимальных условий для взаимодействия трех ветвей государственной власти, которые не могут действовать отдельно. В этом отношении судебная система зависит от законодательной, от которой она получает законы и применяет их в рамках осуществления своей деятельности.
Глава 2 Процессуальный статус суда
2.1 Права и обязанности суда
Кодекс о судоустройстве и статусе судей в своих положения достаточно четко и лаконично устанавливает права и обязанности суда.
Так, к правам суда относятся:
- подготовка и назначение судебного разбирательства;
- рассмотрение уголовных дел в первой инстанции;
- рассмотрение уголовных дел в порядке апелляции и надзора, а также в уголовном процессе по вновь открывшимся обстоятельствам;
- обжалование приговора за исполнение и решение вопросов, связанных с исполнением приговора, а также снятие судимости;
- рассмотрение уголовных дел с применением принудительных мер безопасности и лечения.
Помимо вышеназванного суды также имеют право:
- рассматривает жалобы на действия и решения органа уголовного преследования по основаниям и в порядке, предусмотренным УПК;
- выносит постановления о применении мер пресечения при рассмотрении законности и обоснованности применения задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста;
- выносит постановления по уголовным делам, находящимся в его производстве, о помещении лица в судебно-психиатрический экспертный стационар для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление), которое подлежит рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня поступления с письменным сообщением суду о мерах, принятых по частному определению (постановлению).
Суд имеет право принять конкретное решение (постановление) в других случаях, если оно сочтет это необходимым.
При отправлении правосудия судьи и народные заседатели должны строго соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и другие законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, соблюдать высокую культуру судебной деятельности и быть справедливым и беспристрастным. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.
Судья и народный заседатель не должны выражать мнение по существу дел в их разбирательстве, а также передавать дела кому-либо еще за знакомство иначе, чем в порядке и в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Лица, отобранные судом для участия в слушании в качестве народных заседателей, должны появляться в назначенный суд в назначенное время и выполнять возложенные на них обязанности.
Глава 3 Направления совершенствования процессуального статуса суда как участника уголовного процесса
Процедура судебного разбирательства в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Беларусь устанавливается не только правилами, регулирующими проведение конкретных судебных действий, но также правилами, предусматривающими условия для проведения судебного разбирательства и его последовательности.
Общие условия судебного разбирательства - это «общие правила, закрепленные в законе, отражающие специфику судебного процесса, постоянную и неизменную в разбирательстве по любому уголовному делу и в каждом случае судебного разбирательства в первой инстанции».
Они менее обобщены, чем принципы уголовного процесса, но не так конкретны, как индивидуальные требования Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь к конкретному судебному решению. Их главная задача - разрешить ситуацию, которую не регулирует конкретно УПК. Общие условия разбирательства в этом случае просто распространяются на эту ситуацию.
Общие условия судебного разбирательства нельзя рассматривать вне системы принципов справедливости. Установление истины судом и состязательный характер судебного процесса являются средством защиты частных и общественных прав, свобод и законных интересов.
Суд должен заслушивать показания обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, зачитывать и проверять мнения экспертов, проверять вещественные доказательства, зачитывать протоколы и другие документы и выполнять другие судебные действия для расследования доказательств.
Приговор суда может основываться только на доказательствах, которые были рассмотрены на судебном заседании, и в соответствии с сокращенной процедурой судебного расследования и доказательствами, полученными в ходе расследования и расследования, и не оспаривались сторонами в суде.
Правосудие как форма осуществления судебной власти характеризует три группы особенностей:
- Организационные;
- Правовые;
- Правоприменительные;
- процессуальные.
В качестве организационно-правовой формы осуществления судебной власти справедливость на основе закона императивным и дееспособным образом обеспечивает упорядочение социальных отношений. Основой правосудия как правоохранительной деятельности является категория правосудия, которая воплощена в трех компонентах судебного решения: законности, законности и назначении справедливых мер юридической ответственности.
Следует отметить, что правосудие осуществляется в процессуальном порядке, которое включает в себя этап изучения фактических обстоятельств дела, этап их правовой оценки и этап выдачи судебного акта применения материального права. Правосудие осуществляется по уголовным делам, по гражданским делам, по конституционным делам и по административным делам [5].
Заключение
На основании проведенного исследования следует сделать следующие выводы:
1. Правовая основа для всех разбирательств по осуществлению судебного контроля за действиями, решениями органов предварительного следствия на досудебных этапах процесса являются положения Конституции, предусматривающие права и свободы человека (и возможность их ограничения в ходе уголовного разбирательства). Важность этих прав и свобод, необходимость оперативного и эффективного реагирования на их нарушение, диктуют необходимость защиты этих прав и свобод.
Имея это в виду, все формы судебного контроля над действиями, решениями органов предварительного следствия, прокурорами на досудебных этапах процесса являются специальные уголовно-процессуальные процедуры, то есть разбирательства, которые не направлены на установление, изменение уголовно-правовых отношений.
2. Правосудие является важной составляющей основного функционального содержания судебной системы и является деятельностью судебных органов в порядке, установленном законом для рассмотрения и разрешения споров и конфликтов. Суд, являясь участником уголовного процесса также обладает множеством иных функций. Также следует отметить, что районные (городские) суды рассматривают как уголовные, так и гражданские, а также дела об административных правонарушениях. На наш взгляд, в законодательстве следует выделить более явное разграничение компетенции судей. Так, нередки случаи принятия решений, которые были отменены вышестоящими инстанциями ввиду очевидное некомпетентности судьи, а также поверхностного рассмотрения дела, тем самым вызывая необходимость как повышения их квалификации, так и учащения проведения аттестации, так как зачастую решение суда значительно влияет как на жизнь самого человека, так и на обстановку в государстве и в обществе, примером чего могут служить дела, имеющий большой общественный резонанс.
3. Основная функция суда - осуществление правосудия, однако проведенное исследование также позволяет сделать вывод о наличии еще одной, не менее важной функции – правоохранительной в процессе досудебного контроля за действиями различных органов. На наш взгляд, данная функция не менее важна, однако наделение ею суда позволяет говорить о еще большей загруженности судов, тем самым создавая необходимость передачи данных полномочий иному, специально созданному органу.
4. На основании вышесказанного секретарь судебного заседания, состав суда – важнейшие участники судебного заседания, имеющие решающую роль в проведении судебного заседания, а также вынесении законного и обоснованного решения суда.
5. Суд обладает достаточно широким кругом полномочий, установленных законодательно и позволяющих осуществлять правосудие на самом высоком уровне.
1. Дробязко, С. Г. Судебная реформа, судебная власть и суверенитет права в условиях формирования правового государства / С. Г. Дробязко // Судебно-правовая реформа: концепция и пути ее реализации в Республике Беларусь: материалы Респ. науч.-практ. конф., 26–28 фев. 1992 г.) / под ред. И. И. Басецкого. – Минск: Верховный Совет Республики Беларуси, 1992. – С. 115–117.
2. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 23 апр. 1992 г., № 1611-XII [Электронный ресурс] / Левоневский Валерий Станиславович. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic63/text386.htm.
3. Богданов, Е. В. Правосудие как форма осуществления судебной власти: дис. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Е. В. Богданов. – Минск, 2003. – 114 с.
4. Локк, Дж. Сочинения. В 3 томах / Дж. Локк. – М., 1988. – Т. 3. – 402 с.
5. Черниловский, З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / З.М. Черниловский. – М.: Юридическая литература, 1998. – 472 с.
6. Власов, А. Будущее Беларуси в становлении и развитии гражданского общества / А. Власов // Неман. – 2003. – № 5. – С. 128–132.
7. Иванников, И. От Гегеля до наших дней / И. Иванников // Российская юстиция. – 1998. – № 5. – С. 98–106.
8. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июл. 1990 г., № 193-XII [Электронный ресурс] / Левоневский Валерий Станиславович. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org66/master/text1775.htm.
9. Кодекс о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 22 декабря 2016 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
11. О конституционном судопроизводстве: Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2016 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Права человека: учебное пособие / С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: Юнипак, 2015. – 200 с.
13. Послание Конституционного суда Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2010 году» [Электронный ресурс] / Конституционный Суд Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.kc.gov.by/print.aspx?guid=32373.
14. Семикин, Д. С. Судебное право и судебная политика / Д. С. Семикин, К. А. Литвинова // Российская юстиция. 2012. – № 9. – С. 44.
15. Бибило, В. Н. Судоустройство: учебник / В. Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
16. Бибило, В. Н. Конституционные принципы правосудия и их реализация в стадии исполнения приговора / В. Н. Бибило. – Минск: Изд-во «Университетское», 1986. – 160 с.
17. Михайлов, В. А. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / В. А. Михайлов // Публичное и частное право. – 2012. – № 2. – С. 107–116.
18. Лехин, И. В. Словарь иностранных языков / И. В Лехин, Ф. И. Петров. – 18-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1979. – 608 с.
19. Капикранян, А.А. Конституционные принципы судебной власти в Российской Федерации: дис. д-ра юрид. наук: 12.00.02 / А.А. Капикранян. – Спб, 2006. – 230 с.
20. Чиркин, В.Е. Сравнительное конституционное право: учебное пособие / В.Е. Чиркин. – М.: Манускрипт, 2002. – 731 с.