Введение
Глава 1 Международное регулирование правового статуса беженцев
Глава 2 Международное сотрудничество в области защиты беженцев: история, система, понятие, формы
Глава 3 Соответствие норм внутригосударственного права Республики Беларусь, регулирующих правовой статус беженцев, современному международному праву
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современных условиях происходят процессы глобализации общества, его основных сфер – политической, экономической, социальной и духовной. Значительное место в глобальной экономике занимает международное движение рабочей силы.
Правовой основой регулирования внешней трудовой миграции в нашей стране является Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г., Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Совета Министров Республики Беларусь, органов государственного управления, а также международные соглашения.
Регулирование внешних миграционных процессов в Беларуси направлено на:
‒ содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в республику;
‒ создание стимулов для привлечения иммигрантов с учетом их интеллектуального потенциала и профессионального уровня, спроса и предложения на рынке труда.
Делами беженцев занимается Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь. Активную роль в управлении вынужденной миграцией принимают также Государственный пограничный комитет и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Определенную помощь в обустройстве беженцев и их консультировании, в создании системы защиты беженцев оказывает такая международная организация, как Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВДБ).
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым положением беженцев.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым положением беженцев.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым положением беженцев.
Глава 1. Международное регулирование правового статуса беженцев
Всем иностранцам, прибывающим на территорию нашей страны и имеющим опасения, связанные с возвращением в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, гарантирован доступ на территорию страны и к процедуре предоставления статуса беженца, дополнительной или временной защиты в Республике Беларусь.
Для содействия интеграции беженцев в белорусское общество при поддержке неправительственных и международных организаций в 2017 году осуществлен ряд мероприятий.
В целях обеспечения возможности реализации прав беженцев и лиц, которым предоставлена дополнительная защита, в области трудоустройства на регулярной основе проводятся семинары для представителей управлений по труду, занятости и социальной защите гор. и райисполкомов, а также нанимателей с разъяснением норм национального законодательства, касающегося прав и обязанностей указанной категории лиц в данной сфере.
Кроме того, на базе Центра дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» в г. Минске работают мастерские по профессиональному обучению и обучению без отрыва от производства, а также для вторичной занятости подростков из числа беженцев.
Также на регулярной основе проводится обучение русскому языку на базе оснащенных оборудованием и программным обеспечением специальных классов в высших учебных заведениях, расположенных в областных центрах республики.
Белорусским Обществом Красного Креста оказывается экспертная и консультативная помощь по различным социальным вопросам, а также по вопросам занятости и трудоустройства для лиц, ищущих убежище, и тех, которым предоставлена защита в Республике Беларусь.
В настоящее время в Беларуси в сфере внешней трудовой миграции создан системный пакет законов, регулирующих экспорт и импорт рабочей силы, его отличительной чертой является акцент на защите прав трудовых мигрантов.
Глава 2. Международное сотрудничество в области защиты беженцев: история, система, понятие, формы
Важная роль общественных организаций в работе с беженцами обусловлена многими факторами. Прежде всего, общественные организации способствуют интеграции беженцев, помогают им формировать собственные объединения и поддерживать друг друга. Большую роль в этих процессах играет УВКБ ООН, которое, постоянно работает в области расширения сотрудничества с белорусскими общественными организациями. За последние годы сформировалась сеть организаций, занимающихся проблемами беженцев. Назовём основные неправительственные организации, работающие в этой области.
Так, Служба по консультированию беженцев, созданная при поддержке УВКБ ООН на базе общественного объединения «Белорусское движение медицинских работников», оказывает бесплатную правовую помощь беженцам и лицам, ищущим убежища, в период прохождения ими процедуры определения статуса беженца, а после приобретения этого статуса – во время процесса интеграции беженцев в белорусское общество.
Белорусское общество Красного Креста, которая через сеть своих социальных служб, совместно с УВКБ ООН реализует проект «Местная интеграция беженцев в Беларуси», предусматривающий:
обеспечение финансовой поддержки определённого числа наиболее уязвимых лиц, ищущих убежища, ожидающих начала процедуры получения статуса беженца или других долговременных решений;
организацию психологических консультаций для снятия возможных стрессов и напряженности между местным населением и лицами, ищущим убежища;
предоставление медико – реабилитационных услуг как для беженцев и лиц, ищущих убежища, так и для жителей Беларуси.
Службы по консультированию беженцев Белорусского движения медицинских работников. Оказывают юридическую помощь и консультирование лиц, ищущих убежища, по вопросам, связанным с процедурой определения статуса беженца, а также регистрации лиц, которым было необоснованно отказано в получении статуса беженца, и возобновление регистрационных документов УВКБ ООН с целью мониторинга ситуации с защитой зарегистрированных беженцев по всей стране.
Глава 3. Соответствие норм внутригосударственного права Республики Беларусь, регулирующих правовой статус беженцев, современному международному праву
Одно из приоритетных направлений деятельности подразделений органов внутренних дел по гражданству и миграции – контроль за иностранцами, число которых в Республике Беларусь растет с каждым годом. Иностранным гражданам, получившим статус беженца, предоставляется дополнительная защита.
Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь, «вынужденное покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» [3, ст. 1].
Законодательством Республики Беларусь для беженцев предусмотрены дополнительные правовые гарантии:
1. Возможность самостоятельного поселения иностранца, имеющего статус беженца, и членов его семьи в семье гражданина Республики Беларусь или иностранца, постоянно проживающего в Республике Беларусь, при размере жилой площади не менее шести квадратных метров на каждого проживающего.
2. Возможность проживания в месте временного поселения до оформления разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но не более одного года.
3. Получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
4. Содействие Департамента по гражданству и миграции в получении сведений о близких родственниках и др. [2, ст. 19].
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Среди основных задач УВКБ ООН следует выделить следующие: долговременные решения проблем беженцев, добровольная репатриация, интеграция в стране, предоставившей убежище, переселение в третьи страны, расширение сети партнёрских отношений.
Благодаря сотрудничеству с УВКБ ООН беженцы смогли получить техническую и консультационную помощь и ознакомиться с существующими мировыми стандартами и опытом. В частности, УВКБ ООН оказало поддержку формированию Комитета по миграции при Министерстве труда Республики Беларусь (сейчас Департамент по миграции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь) и его региональных структур, играющих ключевую роль в реализации процедуры предоставления убежища.
2. В 1993 г. Российская Федерация принимает Закон «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями) от 19.02.1993 № 4530 [6, c. 1]. По обстоятельствам, предусмотренным п. 2 ст. 1 указанного нормативного акта, вынужденным переселенцем признается:
1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации [3, c. 1].
Если обратиться к законодательству Азербайджанской Республики, то в соответствии со ст. 1 Закона «О статусе беженцев и вынужденных переселенцев» (лиц, переселенных в пределах страны) от 21.05.1999 № 668 (с изменениями от 30.12.2016) следует, что вынужденный переселенец (лицо, переселенное в пределах страны) – лицо, вынужденное покинуть постоянное место проживания в результате военной агрессии, стихийных и техногенных бедствий на территории Азербайджанской Республики и переселиться на другое место [5, c. 2].
3. Таким образом, Беларуси необходимо учитывать опыт европейских стран в обеспечении прав беженцев и их интеграции в общество, а также не допускать ошибок в ситуациях массового притока мигрантов. Видятся нужными проведение реформирования и дальнейшее улучшение системы приема беженцев, стоит уделять больше внимания повышению качества образования для мигрантов, особенно детей беженцев. Именно качественное образование дает возможность найти достойную работу и реализовать свой потенциал в новых условиях проживания.
1. Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 №105-3 (в ред. от 20.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.06.2016 N 30 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выдачи заключений о возможности привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства и осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства в Республике Беларусь"// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 №225-3 (ред. от 05.01.2016) «О внешней трудовой миграции» // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Селиванова Т. В. Всемирный день беженцев – 2009 в Беларуси // Журнал международного права и международных отношений. 2009. № 2. С. 54-57.
5. Моргун Ю.Ф. Права человека и защита беженцев // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 5. С. 38-49.
6. Моргун Ю.Ф. Достижения и задачи в сфере защиты беженцев в Беларуси // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2007. № 2. С. 56-62.
7. Селиванов А.В. Роль белорусских средств массовой информации в формировании атмосферы толерантности в обществе (по материалам «круглого стола» 28 января 2009 г.) // Журнал международного права и международных отношений. 2009. № 1. С. 69-74.
8. Васильева Л.А. Вынужденная миграция в Республике Беларусь. Теоретико-правовые и организационные аспекты: монография. Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2000. 124 с.
9. О беженцах [Электронный ресурс]: закон Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. № 3605-ХІІ: с изм. и доп. (утратил юридическую силу). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
10. О вынужденных переселенцах [Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З: с изм. и доп. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
12. О статусе беженцев и вынужденных переселенцев: закон Республики Азербайджан от 29 сентября 1992 г. № 668 (с изм. от 30.12.2016) // Официальный сайт Международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие». URL: http://evolutio.info.
13. Павлова Л.В., Селиванов А.В. Международно-правовой статус беженца: пособие для студентов вузов. Минск: Тесей, 2006. 192 с.
14. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г. // Официальный сайт Международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие». URL: http://evolutio.info.
15. Изотова, Н. Выдача биометрических паспортов начнется в 2018 году / Н. Изотова // На страже. – 2016. – 23 дек. – С. 9–10.
16. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24.12.2015 г. № 331-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам [Электронный ресурс] : [заключено в г. Москве 24.09.1993 г.] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.