Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования гуманных отношений к людям у подростков в процессе внеклассной работы
1.1 Теоретические подходы к понятию «гуманное отношение к людям»
1.2 Особенности формирования гуманных отношений к людям у подростков
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию гуманных отношений к людям у подростков в процессе внеклассной работы
2.1 Педагогические условия эффективности формирования гуманных отношений к людям у подростков в процессе внеклассной работы
2.2 Технологии и формы внеклассной деятельности в формировании гуманных отношений к людям
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение.
Социально-политические, производственные, экономические, этнические и межличностные отношения, возникающие в процессе развития общества, требуют их формирования на принципах гуманизма. Эта проблема привлекает пристальное внимание общества, средств массовой информации, вызывает отклики и вызывает большой интерес у людей. В условиях, когда теряются многие прежние идеалы, проблемы воспитания гуманного отношения к человеку остро стоят на повестке дня. В Республике Беларусь основная цель воспитания отражена в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и заключается в «формировании разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [10]. Эта цель предполагает формирование особого интереса у подростков и молодёжи, которые в силу своих возрастных особенностей могут легко попадать под влияние различных факторов, в том числе и негативных, к таким смысл жизненным ориентирам их деятельности и общения, как нравственные ценности, гуманное отношение к людям.
Актуальность проблемы воспитания гуманного отношения к людям у подростков определяется некоторыми положениями, например:
подростковый возраст имеет большое значение в становлении взрослеющей личности, так как именно в это время формируются базовые нравственные ценности, которые затем на долгий период жизни человека определяют его социально-нравственный облик;
происходящие в стране социально-экономические преобразования, характеризующиеся широкими возможностями в получении образования, проведения свободного времени подростки нередко воспринимают как вседозволенность и безответственность;
данная возрастная группа имеет ряд психофизиологических особенностей, которые вызывают сложность и противоречивость их характера, поведения и развития, в силу чего этот возраст в педагогическом отношении иногда считается трудным.
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования гуманных отношений к людям у подростков в процессе внеклассной работы.
1.1 Теоретические подходы к понятию «гуманное отношение к людям».
Проблема духовного и интеллектуального потенциала человека, которая решается системой образования, стоит сегодня не только как гуманитарная проблема, а как условие национальной и глобальной безопасности, выживание цивилизации перед лицом глобальных проблем цивилизации.
Большая часть исследователей глобальных проблем, развития цивилизации считают, что необходима перестройка системы образования, которая не обеспечивает сегодня своевременной подготовки человека к будущему, не отвечает следующим вызовам: технологическому, демографическому, экологическому, информационному, мировоззренческому, нравственному [2, c. 23].
Понятие "гуманная личность» не имеет однозначного понимания. Например, представители западной философско-педагогической мысли (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр, В. Франкл и др.) соотносят гуманную личность с такими качествами и свойствами, как ответственность, способность к самоактуализации и этического выбора, готовность отвечать за свои действия. В более общем смысле гуманная личность - это такая личность, которая:
признает человека высшей ценностью, характеризуется уникальностью, неповторимостью, своеобразием, автономностью, правом на собственный путь, направляясь которым она раскрывает свои смыслы, как потенциальную возможность жизни;
развивает свои потенциальные творческие возможности,
ориентирована на самоизменение и саморазвитие;
способна к свободному выбору, что составляет основу ее развития в направлении положительных личностных изменений;
способна осуществлять конструктивные личностные изменения для гуманизации межличностных отношений, выстраивать их на основе положительного восприятия другого человека, его активного эмпатического (сопереживая) слушания, конгруэнтного (адекватного, настоящего, искреннего) самовыражения в общении с ним;
стремится гуманизации и гармонизации отношений с своим внутренним аутентичным «Я» [12, с. 147].
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию гуманных отношений к людям у подростков в процессе внеклассной работы.
2.1 Педагогические условия эффективности формирования гуманных отношений к людям у подростков в процессе внеклассной работы.
Для выявления уровня сформированности гуманных отношений к людям у подростков было проведено эмпирическое исследование. Базой исследования стал 9 класс ГУО «Средняя школа №167 г. Минска».
Для исследования были использованы 3 методики:
1) Тест «Отношение к нравственным нормам поведения» (авторы: Е.Н. Прошицкая, С.С. Гриншпун).
К тесту предлагается следующая инструкция: «Определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективистической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости). Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите вариант)» (Приложение А).
2) Методика «Индекс толерантности» авторов Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова [23]. В ходе диагностического исследования старшеклассникам было предложено письменно ответить на вопросы анкеты (Приложение Б).
3) Методика «Нравственная самооценка» (Колмогорцева Л.Н.) направлена на выявление уровня нравственной самооценки школьников.
Заключение.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие
1. Духовно-нравственное воспитание школьников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения установленных в обществе моделей поведения, которые впоследствии будут регулировать его действия. В результате этого морального воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет получить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдать сам стандарт поведения, как важное правило в отношениях между людьми. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно-ценных свойствах и чертах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении. Моральное воспитание эффективно, когда его следствием становятся нравственное самообразование и самосовершенствование школьников. Самообразование - это целенаправленное воздействие личности на себя с целью развития желаемых черт характера. Самосовершенствование - это процесс углубления общего морального состояния личности, подъема всего образа жизни, поднятия его на более высокий уровень.
2. Важной частью в системе воспитательной работы подростков является воспитание гуманного отношения к людям как часть нравственного воспитания. Моральные ценности являются доминирующим элементом внутреннего мира человека, выполняют ведущие регуляторные функции в формировании его эмоциональных состояний, проявляются в его действиях и действиях, совершаемых по отношению к другим людям, в деятельности и отношении, и утверждаются как нечто истинное, доброе и прекрасное в соответствии с личными или социальными критериями и, как следствие, являются образцовыми и принимаются как моральные принципы.
1. Акутина, С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление и классного руководителя в условиях целостного учебно-воспитательного процесса : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.П. Акутина. –Нижний Новгород, 2003. –24 с.
2. Акутина, С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы / С.П. Акутина. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 305 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
5. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / под. ред. профессора К.В.Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
6. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О.А.Павловская [и др.] ; под ред. О.А.Павловской; Нац.акад.наук Беларуси, Ин-т философии. – Минск : Беларус.навука, 2011. – 451 с.
7. Захарчук, Л.А. Педагогический потенциал белорусской этнокультуры в контексте нравственно-эстетического воспитания студенческой молодежи / Л.А. Захарчук // Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации : материалы заоч. науч.-метод. конф., 15–17 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 146–150.
8. Ивашкина, Н.А. Народные традиции патриотического воспитания подрастающего поколения / Н.А. Ивашкина // Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (6 апреля 2006 г.). – М. : МПГУ, 2006. – С. 162-165.
9. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А.В. Кирьякова. – Оренбург, 1996. – 160 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru.
11. Козодаева, Л.Ф. Педагогическая работа по формированию нравственных качеств студентов-дефектологов в процессе добровольческой деятельности / Л.Ф, Козодаева // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2013. – Вып. 12 (128). – С. 234-237.
12. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2001. – 416 с.
13. Минова, М. Е. Сущность, структура и функции нравственных ценностей и ценностных ориентаций подростков / М.Е. Минова // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. Вып. 14 З-41 рэдкал. : А. П. Манастырны (гал. рэд.) [і інш.] ; ДУА «Акад. паслядыплом. адукацыі». – Мінск : АПА, 2016. – 562 с.
14. Петрова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков / А.А. Петрова // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 11. – С. 37-39.
15. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг.
16. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай весцы / Л.В. Ракава. – Мінск : Ураджай, 2000. – 111 с.
17. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm.
18. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
19. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
20. Столяренко, Л.Д. Педагогика : учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
21. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 288 с.
22. Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А.Царик, А.С.Чернявская. – Минск : Нац.ин-т образования, 2009. – 120 с.
23. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: учеб. пособие / И.Ф. Харламов.– Минск : Выш. шк., 2004. – 272 с.
24. Чэчат, В.В. Педагогіка сямейнага выхавання (тэарэтыка –метадалагічны аспект) / В.В. Чэчат. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 1995. – 195 с.
25. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
26. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе : словарь / под ред. А. Г. Козловой. – СПб. : Речь, 2007. – 331 с.