Введение
1 Общие положения об избирательном праве в Республике Беларусь
2 Полномочия избирательных комиссий в Республике Беларусь
3 Сравнительная характеристика избирательных органов Республики Беларусь и Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Организация и проведение выборов, определение свободной воли избирателей возлагаются на специально сформированные коллегиальные органы избирательные комиссии. Институт избирательных комиссий в странах СНГ, выросший из общего корня, в настоящее время имеет значительные различия. В то же время правовые особенности их формирования и функционирования характеризуются многими общими нормами, которые обусловлены как совместным прошлым, так и реалиями современного государственного строительства.
Избирательные комиссии организуют и проводят выборы. Избирательный кодекс предусматривает соответствующую систему избирательных комиссий: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Избирательные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, Избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей, Избирательные комиссии по выборам депутатов местных Советы депутатов.
Актуальность рассмотрения данной темы состоит в необходимости определения деятельности такого органа, а также специфике его деятельности.
Объект работы – общественные отношения, связанные с избирательным правом в Республике Беларусь.
Предмет – нормы права и научная литература, связанная с избирательным правом в Республике Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с избирательным правом в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе исследования:
- рассмотреть общие положения об избирательном праве в Республике Беларусь;
- определить полномочия избирательных комиссий в Республике Беларусь;
- провести сравнительную характеристику избирательных органов Республики Беларусь и Российской Федерации.
1 Общие положения об избирательном праве в Республике Беларусь
Несмотря на существование достаточного количества исследований по рассматриваемому вопросу, устоявшегося понятия избирательной культуры не сложилось. В большинстве исследований избирательная культура предстает перед нами в качестве системы определенных ценностей, процессов, правил поведения. Так, Н. В. Тимошенко определяет избирательную культуру как относительно устойчивую систему знаний, ценностей, норм и моделей электорального поведения и электоральных отношений, избирательного процесса в целом [6, с. 34]. Схожую трактовку приводит О. С. Морозова, определяя избирательную культуру как совокупность ценностей, представлений и норм, определяющих содержание и характер электоральных процессов и ориентаций, господствующих в обществе» [5]. Как видно из предложенных определений, десятилетняя разница исследований не поменяла сути, вкладываемой в трактовку такого явления, как избирательная культура.
Также избирательную культуру можно рассматривать с объективной и субъективной точки зрения. Объективное рассмотрение избирательной культуры делает упор на избирательный процесс. То есть в данном случае культура характеризуется как система процедур, направленных на обеспечение постоянного и непрерывного воспроизводства выборных органов власти, а также на обеспечение и реализацию избирательного законодательства.
Субъективное рассмотрение избирательной культуры строится на особенностях участников рассматриваемых отношений. С этой позиции можно предположить, что избирательная культура представляет собой некое восприятие и истолкование субъектом избирательных отношений самого избирательного процесса, политической ситуации, сложившийся в государстве, института выборов, его роли и форм участия в избирательном процессе.
Достаточно распространенным является рассмотрение избирательной культуры через призму культуры политической. Многие авторы сходятся во мнении, что избирательная культура является более узким понятием, чем политическая культура [4, с. 38]. Такая позиция имеет право на существование, так как, действительно, политическая культура вбирает в себя целый ряд элементов политического поведения, политического сознания субъектов данных отношений в период проведения избирательных кампаний. При этом одним из предметов избирательной культуры является такой политический институт, как выборы. В этой связи Р. Ф. Туровский рассматривает электоральную культуру как разновидность политической культуры, особенности политического поведения и участия избирателей, проявляющиеся в избирательных кампаниях [7, с. 6].
2 Полномочия избирательных комиссий в Республике Беларусь
С конца 80-х годов 20 века Конституцию 1978 года приходилось беспрерывно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы, и главы. Это свидетельствовало о том, что действующее конституционное законодательство уже во многом перестало соответствовать требованиям времени.
Возникли новые исторические предпосылки, с которыми необходимо было считаться.
Выделим несколько групп причин, определивших необходимость принятия Конституции Республики Беларусь 1994г. Это причины исторического, политического, социально-экономического и идейно-теоретического характера.
К историческим причинам следует отнести:
1. приобретение Республикой Беларусь полного суверенитета;
2. распад СССР как государства.
Политический строй общества, однопартийная система привели к регрессу во всех сферах государственной и общественной жизни. Прежняя политическая система и ее руководящие органы не смогли обеспечить выход страны из кризиса. Потребовались глубокие демократические преобразования, включая обновление структур государственной власти, что и было сделано путем принятия новой Конституции.
К причинам социально-экономического характера отнести:
1. неспособность одного государства без участия граждан-производителей удовлетворить быстро растущие и самые разнообразные потребности общества в материальных благах.
2. утверждение новых рыночных отношений.
Идейно-теоретические причины:
1. Крушение однопартийной системы власти и ее идеологии.
2. Утверждение принципа политического плюрализма, согласно которому допускается многообразие политических институтов, идеологий и мнений.
3 Сравнительная характеристика избирательных органов Республики Беларусь и Российской Федерации
Принцип формирования паритета избирательных комиссий, согласно А.В. Иванченко В.И. Лысенко и В.В. Смирнов », направлен на обеспечение реализации положений статьи 10 Конституции Российской Федерации об осуществлении государственной власти в Российской Федерации на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти» [8] ,
Следует отметить некоторую неточность в приведенном выше заявлении. В Российской Федерации назначение членов ЦИК России связано с Президентом, что, несомненно, оказывает значительное влияние на деятельность исполнительной власти, но не входит в классическую триаду разделения властей. В то же время российское законодательство, по словам Н. Миронова, не принимало «судебно-административный» [12] опыт формирования в России избирательных комиссий в 1905-1917 годах и, следовательно, включение представителей судебной власти в комиссий, которые будут способствовать повышению профессионализма и независимости. Включение представителей судебных органов в комиссии или их формирование из представителей судебных органов является довольно распространенным явлением для практики многих стран [1-3].
С 1993 по 2007 год члены ЦИК России должны были иметь высшее юридическое образование или юридическую степень в области права. В соответствии с изменениями, внесенными в 2007 году, в настоящее время достаточно иметь высшее профессиональное образование для включения в ЦИК. Вероятно, такое изменение закона не способствует повышению профессионального уровня высшего избирательного органа России.
Чтобы организовать свою деятельность, члены ЦИК России избирают из своего состава тайным голосованием председателя, заместителя председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии.
Следует отметить, что в связи с отсутствием требования в законе о обязательном включении членов парламентских фракций в ЦИК России, Государственная Дума выбирает их только в соответствии с установленным обычаем. По нашему мнению, такой механизм не полностью позволяет ЦИК России быть независимым, независимым и беспристрастным субъектом избирательных правоотношений. Однако даже в случае консолидации законодательства этот принцип формирования высшего избирательного органа России будет иметь несколько недостатков. Принимая во внимание, что выборы в Государственную Думу проводятся исключительно по спискам политических партий, число его фракций и других депутатских объединений соответствует количеству политических партий, допущенных к распределению парламентских мандатов в парламенте. При общем количестве этих партий в Государственной Думе менее пяти (в Государственной Думе четвертого и пятого созывов к распределению депутатских мандатов были допущены 4 политические партии), и при утверждении одного представителя от каждой стороны в ЦИК России, политическая партия, которая контролирует Государственную Думу, выдвигая представителя от депутатов.
Заключение
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть избирательные комиссии в Республике Беларусь.
Цель образует задачи, которые необходимо было выполнить в ходе исследования:
определить систему избирательных комиссий в Республике Беларусь;
рассмотреть полномочия избирательных комиссий в Республике Беларусь;
провести сравнительную характеристику избирательных органов Республики Беларусь и Российской Федерации.
Избирательное право является чрезвычайно динамически меняющейся областью правоведения. Избирательное право изменяется как на основе практики его применения, так и использования зарекомендовавших себя аналогичных избирательных процедур других стран. Вследствие этого сравнительный анализ условий формирования высших избирательных органов Республики Беларусь и Российской Федерации представляет значительный интерес. Он обусловлен похожим политическим устройством исследуемых стран – оба государства являются странами с сильной президентской властью, что накладывает особый отпечаток на функционирование их правовой системы.
Таким образом, все рекомендации по изменению принципов формирования Центральной комиссии требуют обязательного партийного участия в ней. Вместе с тем общепризнанные принципы включения представителей партии в центральный избирательный орган – от политических партий, имеющих фракции либо иное представительство в парламенте, – в настоящее время не могут быть реализованы в Беларуси. В Республике Беларусь парламент построен по непартийному признаку: из 110 депутатских мест только 8 депутатов являются партийными. Поэтому критерием включения в Центральную комиссию, по нашему мнению, может быть наличие зарегистрированных кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями.
1. Автономов А.С. Избирательная власть. – М.: Права человека, 2002.
2. Автономов А.С. Зарубежное избирательное право: учеб. пособие / А.С. Автономов [и др.]. – М.: Норма, 2003.
3. Альфер С. Избирательные комиссии в Республике Польша: принципы создания и деятельности // Государство и право в Польше – взгляд белорусских юристов. – Варшава: Польская секция Международной комиссии юристов, 2005.
4. Бузин А.Ю. Проблемы правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. – М., 2004. – С. 154.
5. Бурина, И.Ф. Избирательные технологии в современной политической коммуникации / И.Ф. Бурина // Теория и методы исследований коммуникации [Электронный ресурс] : сб. науч. ст. Вып. 3 / под ред. О. В. Терещенко. – Минск : БГУ, 2014. – с. 52–61.
6. В Госдуме прошел «Правительственный час» по итогам парламентских выборов [Электронный ресурс] // Официальный сайт политической партии «Справедливая Россия». URL:http://www.spravedlivo.ru/news/ anews/17302.php
7. Гудев В. Диалог общественно-политических сил Республики Беларусь / В. Гудеев // Выборы 2000: факты и комментарии. – Минск, 2001.
8. Гулякевич, А. В. Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в Республике Беларусь : автореф. дис. канд. юр. наук : Д 02.01.01/ А. В. Гулякевич ; БГУ. – Мн., 2015. – 40 с.
9. Дубровина Е.П. К вопросу о формировании избирательных комиссий // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2002. – № 5.
10. Избирательное право в вопросах и ответах / под ред А.В. Иванченко, В.И. Лысенко, В.В. Смирнова. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1995.
11. Колпаков Н.В. Проблемы конституционного регулирования институтов непосредственной демократии // Государственная власть и местное самоуправление. – 2002. – № 4.
12. Кулиговская Э.Г. Совершенствование правового статуса и организации деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. – М., 2005.
13. Макаревич К.К. Избирательные комиссии как институт политических выборов: состояние и оптимизация функционирования в современной России: дис. канд. полит. наук. – Орел, 2004.
14. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. – 2007. – № 2.
15. Миронов С. Голоса счет любят [Электронный ресурс] // Вести от Сергея Миронова. 20.03.2011. URL: http://sergey-mironov.livejournal.com/259392.html#cutid1
16. О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах: Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2000. – № 21.
17. Трушко, А.В. Система избирательных комиссий в Республике Беларусь: состояние и перспективы развития / А.В. Трушко // Юридическая наука и правоприменительная практика: материалы Междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 26-27 октября 2012 г. – Минск, 2012. – С.74-75
18. Плиско М. Избирательная система / М. Плиско, С. Альфер //Беларусь: сценарии реформ. – Варшава: Фонд им. Стефана Батория, 2003.
19. Цюга, С.А. Административно-территориальные единицы, избирательные округа как специфические субъекты конституционно-правовых отношений / С.А. Цюга // Теория и практика совершенствования законодательства и правоприменения: традиции и новации: материалы междунар. науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов, Минск, 30-31 окт. 2009 г. Минск , 2010. -С.49-51
20. Шемелин, А. В. Избирательное право как политико-нормативная основа моделирования электорального поведения : автореф. дис. канд. ист. наук : 23.00.02 / А. В. Шемелин ; ЧГУ. – Чита, 2011. – 30 с.