Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности доверия к себе и к миру у детей-сирот.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки;
2) изучение психологических особенностей доверия к себе и к миру у детей-сирот путем тестирования;
3) разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию доверия к себе и к миру у детей-сирот.
База исследования: исследование осуществлялось на базе государственного учреждения образования «Гомельский детский дом». В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте 15-17 лет. Были сформированы две выборки: в экспериментальную группу вошли 30 детей-сирот, в контрольную группу вошли – 30 детей, воспитывающихся в семьях.
Выборка исследования представлена в приложении А.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
Для достижения цели были подобраны следующие методики:
1. Методика доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе А.Б. Купрейченко. Цель методики: выявить степень выраженности доверия/недоверия недоверие к миру, другим людям и себе. Испытуемому предлагается оценить степень согласия/несогласия с каждым из 15 утверждений, используя следующую шкалу: 1 – не верно; 2 – скорее не верно; 3 – частично не верно; 4 – скорее верно; 5 – верно. Обработка результатов. Подсчитывается алгебраическая сумма набранных баллов с учетом того, что за утверждения 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14 баллы даются со знаком плюс, а за утверждения 2, 5, 7, 10, 12, 15 – со знаком минус. Чем больше итоговая сумма с плюсом, тем больше доверие, и наоборот, чем больше итоговая сумма со знаком минус, тем больше выражено недоверие к миру, другим людям и себе. Можно выделить отдельно шкалы: доверие к миру (п. 2. 5, 11, 15); доверие к другим людям (п. 3, 7, 8, 10, 12); доверие к себе (п. 1, 4, 6, 9, 13, 14). Текст опросника представлен в приложении Б.
2. Рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников). Цель методики: выявить уровень доверия к себе в разных жизненных сферах. Испытуемым предлагается 11 утверждений – перечень жизнезначимых для человека сфер, где необходимо отметить насколько они доверяют себе в каждой из
Эмпирическое исследование психологических особенностей доверия к себе и к миру у детей-сирот показало:
– большинство детей-сирот имеют средний уровень доверия к миру (60%); имеют низкий уровень доверия к другим людям (70%); имеют высокий уровень доверия к себе (60%);
– дети-сироты преимущественно больше доверяют себе, чем другим людям или миру в целом. Дети-сироты в большей степени наделяют свои собственные предполагаемые действия свойствами ситуативной значимости и безопасности. Они не обладают целостным взаимодействием с миром и другими людьми, что позволяет говорить об отсутствии целостности личности детей-сирот;
– дети-сироты обладают средним уровнем доверия к себе, проявляющимся в наличии отношения-установки к собственной субъектности как значимой для личности;
– у детей-сирот наиболее выражены следующие показатели доверия к себе: умение строить взаимоотношения с маленькими детьми (80%); умение строить взаимоотношения с друзьями (80%); умение интересно провести досуг (80%);
– у детей-сирот наименее выражены такие показатели как умение строить взаимоотношения с учителями; с родителями; в семье;
– что у детей сирот уровень доверия к себе выше, чем уровень доверия к другим, что является показателем слабой адаптивности.
Дети, воспитывающихся в семьях, обладают высоким уровнем доверия и к себе, и к миру, и к другим людям; а таакже более высокой адаптивность, по сравнению с детьми-сиротами.
Для развития доверия к себе и к миру у детей-сирот психологам и педагогам необходимо осуществлять следующую работу:
– специалистам в работе с детьми-сиротами по развитию доверия к себе и миру необходимо учитывать их психологические особенности: трудности в общении со взрослыми; тревога и враждебность по отношению к взрослым; повышенная тревожность и страхи; неуверенность в себе и своих силах;
– формировать положительные межличностные взаимоотношения между детьми-сиротами и сверстниками, а также педагогами на основе доступного им осознания собственных ценностных позиций, относительно самого себя и окружающего мира;
– развивать доверительность к себе и к другим людям;
– необходимо использовать социально-психологический тренинг по осознанию значимости доверительных отношений в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
– методы, которые могут использоваться тренинге: арт-терапия, игровая терапия, психогимнастика;
1. Виноградова, Н.В. Особенности агрессивного поведения детей-сирот и методы психологической коррекции агрессии / Н.В. Виноградова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 20. – С. 117-121.
2. Керемли, Н. Особенности работы педагога-психолога с подростками, имеющими трудности в общении / Н. Керемли, В.И. Мишанина // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-4. – С. 560-561.
3. Комарова, И.А. Особенности взаимодействия в системе «подросток-взрослый» в условиях социальной депривации: когнитивный конструкт / И.А. Комарова // Вестник Нижегородского ун-та. – 2011. - № 1. – С.
4. Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия / А.Б. Купрейченко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 564 с.
5. Леонтьева, Т.В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т.В. Леонтьева // Вестник КГУУиИ. – 2014. – № 2. – С. 1-4.
6. Папура, А.А. Формирование уверенности в себе у подростков / А.А. Папура // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 5. – С. 110-113.
7. Скрипкина, Т.В. Доверие и онтогенетическое развитие в детском возрасте / Т.В. Скрипкина, А.В. Полина // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: коллективная монография. – Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 2006. – С. 181-208.